Содержание Истории

Feb 06, 2025 01:59

  У  святителя Николая Сербского есть такое пояснение:
-  Главное содержание истории состоит в определении отношения людей к Богу. Все остальное лишь эпизоды и фрагменты главного.


Исторические периоды представляют собой как бы приливы и отливы во взаимоотношениях Бога и человека. Во время прилива великие художники находили вдохновение в Боге; во время отлива - в природе. Это можно было бы назвать «искусством из первых рук» и «искусством из вторых рук», указав на первичное и вторичное. Первое - более мужественное и драматичное, второе - женственное и лиричное. Так же как, когда отец в отлучке, гостей принимает мать и занимает их рассказами о том, что узнала от отца.

Каждый отлив, то есть замена восхищения божественным на восхищение природным, влечет за собой возврат в детство. Прилив - духовное здоровье, отлив - духовный недуг. Естественно, что зрелый человек, насытившись очарованием природы, спешит к возвышенному, надприродному, к Царству Небесному.

Вспомним случай с двенадцатилетним Иисусом: когда Мать нашла Его после долгих поисков, Он спросил Ее: «Зачем вы искали Меня? Разве вы не знаете, что надлежит Мне быть в доме Отца Моего?» (Лк.2:49).

Такой подход подразумевает и более пристальное внимание к тому, как же именно конкретные люди выражают своё отношение к Богу.  Люди ведь разные, и могут по-разному выражать это своё отношение.  И определить это отношение  -  задача довольно трудная,  но не безнадёжно трудная.   Нужно только тщательно учитывать конкретные обстоятельства, т.е. историю развития отношений конкретных людей (и даже целых народов)  к Богу.

Иисус предлагает простой (на первый взгляд) алгоритм:
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф.7:16)
Но так ли просто предугадать все последствия того "плода", который приносит (или говорит, что приносит) конкретный человек?  особенно тот, кто дерзает возвести себя в ранг некоего пророка или праведника, и потому идёт и дальше,  присваивая себе некое право говорить (или делать)  за весь народ?

В своем указании, по которому можно отличить лжепророков, Иисус Христос говорит о том, что лжепророки имеют очень характерный признак. Их слова расходятся с делом. В Ветхом завете сказано о том, что их предсказания не сбываются. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» (Втор.18:22). Поэтому не следует слушать их лицемерные слова, а нужно посмотреть на их поступки. И как бы не были красивы слова лжепророков, их поступки выдадут их грязные намерения и их греховную суть. Лжепророки ложно объявляют себя праведниками. Прикрываясь именем Иисуса Христа, они на самом деле творят беззаконие и грех. «Они в устах своих делают из этого (из слова Божьего) забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иез.33:31). Возвещающий слово Божие «для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез.33,32). Лжепророки прикрываются именем Спасителя, хвалят Его учение, а сами его не выполняют, приучая людей, таким образом, на словах чтить Бога, но на деле попирать Его заповеди. «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Иоан.2:4). Такие лжепроповедники и лжеучителя на словах могут быть за Бога и утверждать, что только одни они на свете правильно трактуют учение Божье, а на деле при пояснении Божьего слова искажают его. - https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/128

И есть ещё такой интересный момент как "время задержки".Или  "время реакции".  Пока люди присматриваются к "плодам" конкретного деятеля, и пытаются предугадать их последствия, он уже может быть недосягаем для ответа за "плоды", которые он принёс людям (народу) как насущно необходимые или даже обязательные для потребления.   За последствия их вкушения тоже, разумеется, уже некому отвечать,  -  разве что спрашивать с тех, кто хорошо покушал тех самых плодов, и остался ими вполне доволен...   Всякое бывает в этой нашей земной жизни.
  Но  -  чем быстрее реагирование, тем лучше, конечно. Поэтому так не успевают в этой жизни неповоротливые тугодумы,  которые недостаточно быстро принимают решения.  И никому же не хочется оказаться в последних рядах.  Кто не успел, тот опоздал, ну и т.д.   Тоже вполне себе житейские мудрости,  или принципы.  И с ними трудно спорить!

А ещё Иисус предлагает мудрецам из народа попытаться разрешить такую наглядную, т.е. житейскую, задачу:
«А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошедши к первому, сказал: «Сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «Не хочу», а после, раскаявшись, пошел. И, подошедши к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «Иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?»

Поэтому стоило бы присматриваться уже к тому, кто же именно подходит к снаряду.  Потом-то может быть и поздновато будет сожалеть о вкушении предложенного плода,  ведь История уже совершается,  -  если предложенный плод активно усваивается, -  и назад Историю уже не провернуть. Особенно когда раскаяния такого деятеля не наблюдается или даже не предвидится,  -  или за отсутствием самого этого прозорливца, или в силу его недоступности.  А на нет  -  и суда нет,  дело известное.
И тогда приходится ждать раскаяния от тех, кто уже наелся его плодами,   -  и что называется, вдоволь.
И на всё на это необходимо какое-то время...  Которое,  как известно, пока терпит.
Но саму-то  Историю нельзя остановить, она всё время происходит,  - хоть как-то, но совершается.  Пока есть возможность для её совершения.

притчи, разговоры, ревность не по разуму, народ, культура

Previous post Next post
Up