Начало здесь -
http://pplotos.livejournal.com/7573.html Часть 1.
Путь в Шатили и Омало.
Карта пути -
https://goo.gl/maps/ZmrAS Полина на КТМ-990, а говорят "рыжий" Адвенчер только для мужиков!
3 мая, после того как провели Полину, собрались сами, поблагодарили Гужу за теплый прием, к 11-00 выехали в сторону Шатили. Поехал на заправку Лукойла в двух километрах в сторону Тбилиси, залил за наличку под завязку А95 по 2.2 лари/литр=1.3 дол./л, ребята еще раньше по дороге заправились по кредиткам на заправке в Гадаури.
Дорога на Шатили первоначально шла вдоль красивого водохранилища Жинвали. Затем потихоньку стала забираться вверх, покрытие - асфальтированная дорога разного качества на первые 50 км пути из 100. Проехали несколько сел, встретили компанию велотуристов с России, они как и мы остановились у местного магазина у одного из придорожных сел.
Сергей был в Шатили в прошлом сезоне, дорогу знал. Второй небольшой привал устроили на 50-м километре, возле больших полуразрушенных тоннелей, позже выяснится, что здесь начинали пробивать тоннели через Кавказский хребет, чтобы сделать железнодорожное сообщение с Владикавказом еще в семидесятые годы, но так ничего с этой затеи не вышло.
Громадный полуразрушенный памятник всей эпохи социализма, по-другому назвать не получается. Как не получилось с социализмом в Советском Союзе, уже и Союза нет, как нет железной дороги с Владикавказа до Тбилиси. Дальше «мертвой стройки» асфальтовая дорога не проложена, начался горный грейдер, вереницей пошли серпантины.
Перевал на 2700м встретил подъемом по грязи вперемешку с глиной. Заехали без особого труда, по обочинам еще достаточно много не растаявшего снега.
На перевале КРЕСТ - 2700м.
Click to view
Спуск с перевала оказался более трудным, мотоциклы водило по глиняному глею, мой «Хейденау Скаут» для такой дороги явно не подходит, но выбора нет. В некоторых местах пришлось спускаться на нейтралке, притормаживая двумя тормозами, первая передача ГС-800 оказалась явно «длинной» для таких крутых спусков, тормозить двигателем явно не получалось. На одном из таких спусков «пришел» первый испуг, явно тяжелый груженый байк понесло вниз по инерции слишком быстро, тот случай, когда передняя резина «Хейденау-Скаут» явно не справлялась с размокшей глиной. Пришлось чуть сильнее нажать передний тормоз, но вместо юза услышал треск АВС, а траектория движения мотоцикла приближалась к правой обочине, вместо которой зияла пропасть. Уже хотел с перепугу ложить мотоцикл на тормозах на левый бок, все же лучше, чем «полет» в никуда.
Но обошлось, то ли АВС сработала и скорость байка под уклон замедлилась, в общем удалось вырулить на центр дороги. Вот она цена нормальной резины, которую без сомнений надо ставить, если у вас будут маршруты по горному грейдеру. Строки эти пишутся уже после августовского горного эндуро-Кавказа, куда поехал на Сузуки ДРЗ-400 с передней резиной «Пирелли Скорпион-Ралли», но задняя так и осталась прошлогодняя «Хейденау-Скаут». Именно «благодаря» Скауту на заднем колесе ДРЗ-400, мне пришлось слететь с тропы, падая вниз в горный ручей с 4-х метровой высоты. Задний «Скаут» банально пошел юзом, притом, что перед «Пирелли-Ралли» удерживал мотоцикл на скользкой отвесной тропе-уступе, но одного передка не хватило для устойчивой езды байка, слетел кубырем в небольшую пропасть - история отдельная, слава Богу, отделался легким испугом, впрочем, ушибленное колено и спина дают о себе знать до этих пор.
Главный вывод: в горах «рулит» только резина с «шашками» типа «Митас Е09» или более дорогая - «Пирелли Скорпион - Ралли».
Вернемся в Грузию, часа через полтора после перевала приехали в Шатили, Сергей сразу поехал к старому знакомому по прошлому году - хевсуру Николаю. Приняли нас как родственников, за 20 лари отличная чистая постель, горячий душ + ужин с вином и сыром, на второй день на завтрак предложили чай.
После четырехчасового горного прохвата, немного уставшие с удовольствием уселись на веранде под вино с изумительным видом - напрямую перед нами старый средневековый город, постройки 16-17 века отлично сохранились, кое-где ведутся реставрационные работы.
После небольшого перекуса, прямо здесь на столе занялись оргтехникой. Снял со шлема свою камеру «Го Про», причем акцентировал внимание ребят на винте-«барашке» которым модуль камеры крепится к креплению на шлеме. Даже не предполагал, что через пару дней с этим «барашком» получится целая история с «теорией заговора»… дальше начали сбрасывать видео-ролики на нетбук «Асус» Т100, очень удобный, легкий гибрид компьютера с планшетом, только одно НО - маленькая память, всего 64Гб. Поэтому сбросил только часть своих записей и пару отрезок с камеры Димы, он тоже вел постоянно съемку видеокамерой, отрезками по 15 минут. Пару отрезков скинули мне, также обменялись фотографиями со всех фотиков - каждый снимал отдельно на личный фотоаппарат. Пришли к выводу, что надо дополнительные флешки, у меня и Димы были с дома, Сергею предложили купить в первом магазине на «большой земле» - в горах таких товаров явно не будет. Потом по пути в Омало, в городке Ахмета он купит флешку, на которую скинем Сергею весь видео-фото материал о поездке.
Хозяин частного отеля Николай, по национальности хевсур, рассказал, что туристический сезон еще пока не начался, путешественников очень мало, но летом сюда приезжает много, в том числе с дальнего зарубежья. После обеда с вином пошли посмотреть старый город, побродили по интересным древним постройкам.
После древних строений поднялись к верхнему поселку Шатили, зашли в местную церковь, прошли по единственной улице, большинство домов которой были еще не жилые, хозяева приезжают или сдают дома только на летний сезон.
Дима пообщался с местным учителем, молодой парень с Тбилиси, приехал в отдаленное селение по правительственной программе обучать детей грамоте и английскому языку. По русски он не понимал. Как всегда местные странности - рядом супердержава, язык которой является одним из пяти официальных принятых в ООН. А местная молодежь по русски ни гу-гу, английский это хорошо, но где Англия, а где Россия с громадным рынком труда и приличными зарплатами.
Пришли снова в дом-отель Николая, занялись своими делами. Договорились, что завтра надо выехать пораньше, притом, что эти договоры по поводу раннего выезда мы практиковали уже третий день подряд, но все равно выезжали на час-полтора позже намеченного договором времени.
Меня это только радовало, о чем рассказал Сергею - всю жизнь везде опаздываю, так уж получается, что в идеале надо бы мне 25 часов в сутки. Вечная суета, маета, заботы и т.д.
Поэтому если кто-то собирается дольше меня, только радует, что в этот раз не последний и никуда не опаздываю.
На утро так и вышло, вместо планированного выезда в 10-00, тронулись только в 12-00. Пока Дима менял что-то в своем мотоцикле в начале одиннадцатого в Шатили приехала еще группа российских туристов: "Трансальп" и две "Африка-твин", подъехал к ним, рассказал, что мы остановились у Николая, хорошее место, рекомендуем, но ребята поблагодарив, сказали, что поедут дальше и будут ставить палатки. Удивил рейдер на "Трансальпе", уже не молодой и еще с пассажиркой среднего возраста.
К 12-00 мы выдвинулись в сторону древнего села Мучо, куда в старые времена свозили заболевших чумой. По дороге проехали поворот на заставу и границу с Россией, до которой всего осталось 2-3 км, перекрытый шлагбаум предупреждал, что путь в эту сторону закрыт. Проехал еще вдоль реки километра 3-4, въехали в селение всего с несколькими домами, даже не поверили, что это искомое средневековое село. Переехав через мост я поехал по правой стороне, Дима за мной, но потом развернулся, сказав, что все же поедет по левой стороне реки. Не спеша проехав еще километров пять, остановился, подъехал Сергей, стали рассуждать - где мы есть и где искать «наше» чумное село. Достал телефон с программой навигации ЛОКУС, через пару минут мы себя нашли на местности - «чумное» село давно проехали, там где был мост. Эта дорога вела в крайнее селение долины Мучо, дальше тупик. Решили разворачиваться, ведь впереди еще был путь в Жинвали через перевал.
Еду первым, Сергей за мной, дорожка узкая, справа горная река с обрывом. На одном из закрытых поворотов мне в лоб выскакивает Дима - все по тормозам, я на 20-30 км/час остановился сразу, Дима ехал чуть быстрее, у него еще 2-3 метра тормозного пути. Перевели дух, все обошлось. Сразу вспомнил похожие анекдотические ситуации, когда народ эндурит группой - вечно кто-то кого-то «догонит», потом ремонты и т.д. Говорю Диме, что тебе нравится быть «героем анекдотов». Немного поговорив, определились как ехать в группе. Рассказываю снова Диме, что буквально вчера, еще до перевала, он на всех парах впритык меня обогнал, вдруг какая-нибудь выбоина и меня бы бросило влево, едем ведь по сплошным колдобинам, что в итоге - ты бы со всего маху в меня мог врезаться.
В итоге договорились при обгонах держать большее расстояние друг от друга, так сказать для пассивной безопасности, чтобы в будущем не стать «героями» коллективной аварии. Вернулись назад к мосту через горную реку, вот он «чумной» поселок Мучо, никаких достопримечательностей, только несколько крестьянских дворов местного населения, причем убогие хижины действительно, как в средние века, а на дворе то уже 21 век, но это не наши проблемы, просто - констатация факта.
На обратной дороге встретили наших утренних гостей-туристов на «Трансальпе» и «Африках-твин» в компании с полноприводным микроавтобусом Мицубиси-Делика. Остановились поговорили, узнали от них, что дороги в Омало нет, перевал завален снегом. Тем не менее сказали, что хотим туда проехать, может за эти дни, что изменилось и нам повезет проехать в села Тушетии, однин из самых труднодоступных районов Грузии.
Click to view
Парень из московской компании, здоровый атлетический мужик в горном комбезе, который был за рулем «Делики», спросил с долей сарказка, никто ли с нас не попадал в снежные лавины?
- Да нет.
- А мне пришлось «полетать» в небольшой снежной лавине, катишься вниз не понимая, где голова, а где ноги. Удовольствие не из приятных, так что вы там поосторожнее в Омало среди весенних сугробов.
- Спасибо, примем к сведению.
Потом небольшая фотосессия у знака Шатили на фоне древней крепости, время уже послеобеденное, как обычно в горах начинает меняться погода, с небольшой тучки закрапал дождик сквозь солнечные лучи, прям идиллия - солнечный дождик в горах, но то что было идиллией в Шатили, вверх к перевалу превратилось в снежный кошмар почти при нулевой температуре.
Закономерность любого путешествия - назад путь всегда короче, зная дорогу, ты чувствуешь себя увереннее, скоростной режим возростает, путь проходится быстрее. Чем выше забирались мы к перевалу, тем тучи становились темнее, небольшой, казалось летний дождь в Шатили, уже через 20 км превратился в сильный осенний дождь, температура заметно понизилась. Пришлось останавливаться доставать с сумок дождевики - на смену летней шатильской погоде пришел горный антициклон. На последних километрах к перевалу, после высоты 2500м дождь и вовсе превратился в мокрый, колючий снег. Раскисший от снега глиняный грейдер особенно пришелся не по «вкусу» моему тяжелому, в сравнении с «Джебелем» и Хонда ХР-650, «Гусю-800». Мотоцикл обутый в «Скаут» явно свободно водило по узкой горной дороге - словно корова на льду, самое подходящее выражение в той ситуации.
Вместо левой или правой обочины - крутой уклон или пропасть на пару сотен метров.
На перевале Дима с Сергеем еще остались на фотосессию, заслышав раскаты грома сам быстро «повалил» вниз. Было в моей туристической биографии пару фактов, когда на перевалах попадал в грозовую тучу - не самые лучшие воспоминания из прошлой жизни.
Снова на одном из поворотов крутого серпантина понесло по инерции прямо вниз, когда до обочины, которой нет, всего несколько метров, а ты медленно на тормозах под стрекот АВС попросту ползешь к обрыву, по спине мгновенно прошел холодок, все решают даже не секунды, а доли этих секунд на принятия решений. Все таки вписываюсь в поворот, дальше немного газу и заднее колесо с небольшим юзом вывозит байк вперед по краю дороги без обочины, сразу беру левее, перемещаясь на центр скользкой грязевой дороги, только бы подальше от края, за которым пропасть в несколько сотен метров.
В голове сумбур мыслей: зачем сюда поперся по доброй воле и без принуждения, до других крайностей, нах мне на байке эта «Хейденау Скаут», которая не держит тяжелый для таких крутых дорог байк. Зато как удобно было катить в Грузию, почти 2000 км по асфальту, чтобы на только одном таком повороте мысленно проклинать эту «никакую» резину, не желающую держать «Гуся-800» на скользком глиняном глее, который после мокрого снега превратился в вариант ледяного катка.
Сразу еще одна мысль, в следующий раз в горы, а следующий раз будет обязательно, ехать только на «шашках» - «злой» эндуро-раллийной резине. С другой стороны, если бы мы ехали в сухую погоду, то моя «Хейденау Скаут» отлично бы справилась с маршрутом, на каменном грейдере претензий к резине БМВ не было - никаких проколов за 6000 км, вполне нормальное торможение и держание байка, как на асфальте, так и на горном грейдере, но вот в грязи - сплошной юз.
Именно такой юз на крутом горном серпантине может решить судьбу не только вашего трипа, но даже вашу личную судьбу. В этот раз обошлось, но в другой раз может все пойти без везения и без удачи…
Потому лучше ставить на такие маршруты, как Шатили и Омало чисто раллийную резину, как минимум на переднее колесо, тогда не будете уповать на удачу на крутых поворотах горных серпантинов, особенно когда вы едете на тяжелом для таких дорог мотоцикле.
На такой резине надо ездить в горы. Мой ДРЗ-400 и другого Димы Di nik XR-250 в горах Кавказа, только уже в августе.
В этот момент только завидовал Диме с его легким «Джебелем» обутым в «правильную» резину. Те повороты, в которые я вписывался с «Божьей помощью», Дима катил легко, непринужденно, казалось даже с управляемым заносом, т.е. получал наслаждения от езды в горах, пусть даже по мокрой глиняной дороге. Оно понятно: сухой вес «Джебеля-250» = 120 кг, сухой вес «ГС-800» = 210 кг. А у нас еще байки груженые, кататься на груженом БМВ-800ГС по горным крутым дорогам, да еще в снежной буре - удовольствие очень сомнительное.
С каждым поворотом серпантина вниз снег все уменьшался, спустившись буквально на 300м по высоте снег вовсе улетучился, мы выехали с облака с осадками, еще пару километров пути - появилось солнышко и сухая дорога. Получается как обычно, грозовая туча «цепляется» за высокие вершины в районе перевалов, там идет дождь со снегом, чуть ниже, где нет облаков - нормальная солнечная погода.
Типичный горный грейдер с камнями, характерный как для Шатили и Омало, так и для Нагорного Карабаха через Сотский перевал. Обычную дорожную резину очень легко порезать на таких камнях.
Дальше путь пошел без приключений, последние 50 км дороги с твердым покрытием уже не казались такими «убитыми», маневрируя между ямами просто «летел» на своем байке, чувствуя как уверенно держит резина (которую еще совсем недавно ругал последними словами) мотоцикл на сухой асфальтовой трассе, пусть даже с большими и малыми ямами. Хода подвески в 20 см «Гуся-800» делали байк просто «парящим» над всеми этими дорожными неровностями.
Тот стресс, который испытал на перевале, не прошел даром. В Жинвали все втроем решили остановиться на ночь передохнуть, завтра тронуться в путь на Омало, который по словам знатаков, был намного трудней, чем на Шатили через перевалом КРЕСТ. Впрочем попади мы на путь в Шатили в нормальную летнюю погоду, нам такая дорога наверное показалась просто увлекательной горной прогулкой.
Хозяин отеля Гужа снова был рад с нами встретиться. Отличный ужин под грузинское вино! Потом приехали ребята с Москвы на пяти байках, ехавшие уже домой. Мы быстро во всей красе описали им прелести недорогой уютной гостишки. Они тоже остались, Гужа на радость от новых клиентов, нами с агетированными на ночь в отеле, выставил еще 1.5 литра прекрасного вина. Даже наш юный непьющий спортсмен Дима с удовольствием распробовал прекрасный напиток, потом долгое общение и рассказы о дорогах и интересных местах в Грузии, прекрасных местных гостеприимных людях.
Ребята рассказали, что им даже удалось побывать в Южной Осетии, заехали с каким-то местным авторитетом в непризнанную республику мимо КПП в Гори. Мы тоже ухватились за эту историю, но на удивление коллеги-байкеры наотрез отказались дать телефон местного бизнесмена, возившего их на своем джипе в соседнюю Осетию.
Почему так? Даже не знаю что сказать…
Утром москвичи уехали в стону России, а мы снова заправились на «Лукойле» поехали по срезке в сторону Ахметы, откуда лежал путь в Панкийское ущелье и селение Омало.
После мокро-грязной дороги в Шатили, все неровности грейдерного пути в Тианити казались какими-то игрушечными, сухая частично пыльная горно-грейдерная дорога будь-то создана именно для наших эндуро байков. Тут уж я вдоволь пользовался преимуществом мощного БМВ.
В пригороде Тианити грунтовая дорога сменилась отличным асфальтом, но разогнаться на нем нам мешали постоянные отары овец, которые местные пастухи гнали с одного места на другое.
За Тианити снова пошла грунтовка с набором высоты в сторону Ахметы. Встречных или попутных авто почти не было, попалось только пару «Нив», что как бы характеризовало качество дорожного покрытия. Заехали с Сергеем по указателю в местный горный средневековый Храм-крепость, веселый подъем протяженность один км только для наших байков и полноприводных авто. Походили по пустынной территории, туристы здесь явно редкие гости, зашли в небольшую часовню, сделали пожертвование, для которых даже был специальный журнал. Постояли у икон, каждый попросил у Бога что-то свое, сокровенное.
Медленно спустились вниз, уклон спуска был таков, что мне снова пришлось ехать на нейтрали, оттормаживая одновременно двумя тормозами, первая передача разгоняла «Гуся-800» слишком быстро для больших камней, которыми была усыпана дорога к Храму.
На спуске у знака встретили Диму, с вопросом:
- Куда ты летишь, торопишься, проехал интересное место, почему не заехать? Но видно у Димы были свои интересы в жизни. Он сказал, что тоже прокатится на верх, мы же поехали в направление Ахметы.
В самом городе остановились в центре, надо было поменять деньги, до этих пор мы рассчитывались той сотней долларов поменянной мною на лари еще в Казбеги. Правда Гужа взял из нас за проживание и еду долларами с расчета 100 дол.=170 лари.
У Димы вообще были одни рубли, потому обмен был крайне необходим. Рассказал Диме, что во все свои поездки всегда беру ранообразную валюту: рубли, доллары, евро, причем разными купюрами. Так в пути иногда даже выгоднее рассчитаться долларами, при том нет никакого головняка с обменом. Курс в банке был предпочтительнее чем в Казбеги - 100дол.=175 лари.
Спросили дорогу в направлении Омало, нм показали в сторону Алазанской долины - центра виноделия в Грузии. Проехав 30 км по асфальту в направлении Кахетии, увидели наш указатель влево на Омало. Еще километров 10 асфальт вместе с дорожно-строительным работами, где были ремоты мостов мы съезжали на обочину, ехали без остановок.
Панкисское ущелье.
Дорога начала потихоньку забираться вверх, привела нас в горно-лесной массив, откуда пошел банальный каменный грейдер, никаких намеков на асфальт, как на Шатили. Началось знаменитое Панкистское ущелье, чье имя связано со второй русско-чеченской войной. Узкая дорога, практически везде в одну полосу вела вверх по левой стороне вдоль горной реки. Порой приходилось ехать на краю обрыва, на дне которого в 30-50 метрах от верха протекала река. Никакого намека на глину или земляную дорогу, только каменный грейдер, кое-где в перемешку с очень большими камнями. Еще раньше смотрел предварительно Гугл-карту дороги в Омало, видел множество горных серпантинов, но то, что их будет столько много на очень узкой, почти однополосной дороге - никак не ожидал.
При том, что по разного рода серпантинам уже покатался на Памире и в Тибете по дороге с Манали в Лех.
В отличии от Памира или Тибета, на Кавказе часто встречали в горах такие отары.
В чем заключалась сложность дороги в Омало: узкая полоса дороги с крутыми поворотами, порой сразу на 180 градусов, т.е. практически обратный поворот с резким набором высоты. На одном из таких поворотов снова попал в стрессовую ситуацию. Еду по трехметровой узкой каменой дороге, справа глубокий обрыв в реку, резкий поворот влево на серпантин с обратной дорогой, которая тоже очень узкая 2.5-3 метра, для того чтобы вписаться в такой поворот с набором высоты, мне надо ехать как можно правее, но куда правее, если там пропасть. Поворачивая добавляю газа, под шинами гладкий скальник, колесо на мгновение пробуксовывает, но угол поворота руля «ГС-800» не такой информативный, как например в «Джебеле» или ДРЗ-400 (там где на ДРЗ кручу "восьмерку", на БМВ едва вписываюсь в круг - отсюда проблемы при крутых поворотах) поэтому меня выносит на верхнюю дорогу на самую правую кромку, где уже начинается отвесная стена, чтобы не завалиться и потом с большой вероятностью можно кубырем свалиться в пропасть, еще больше добавляю газа, чтобы удержать мотоцикл в движении, если заглохнет, то точно буду падать под уклон вниз. Снова пробуксовка заднего колеса на гладком скальнике, потом байк еще проезжает пару метров, выезжая на каменную сыпуху, где резина цепляется за гравий и мотоцикл рывком бросается вперед. Кося глазами влево вижу почти отвесную горную скалу, на которой карнизом проложена дорога. Если бы у меня заглох байк на том повороте, то наверняка летел бы вниз, если не я, то «Гусь» точно. И даже два варианта при которых байк мог заглохнуть: первый, при пробуксовке на гладком скальнике;
Второй, когда угол поворота руля фактически уперся в мертвую точку, а в поворот я еще не вписался, потому даже немного наехал на боковую поверхность стены.
Но пронесло, по спине точно скатилось пару капель холодного пота. Похожий узкий поворот на серпантине с резким набором высоты был еще один, но там сразу взял правее по дороге, чтобы было легче вписываться в стремный поворот. Снова с зависть посмотрел на Димин «Джебель», с какой игривой легкостью он ехал на таком трудном для меня серпантине. Вот бы мне сюда на ДРЗ-400, да с нормальной «злой» резиной, тогда бы тоже катался в удовольствие, а так какое-то «прединфарктное состояние»!
Дальше пошли более плавные серпантины, незаметно мы приехали на высоту 1800м где расположена база дорожников.
Поговорив с дедом о жизни, узнали, что в 300м от базы находится лечебный сероводородный источник, о котором нам рассказывала Полина. Узнал точно, что перевал закрыт, решили все же прокатить посмотреть вверх к перевалу, что там творится. Если бы не юный задор Димы, который безоговорочно рвался вверх, наверное точно не поехал бы, мои мысли уже летали возле горячей ванны с водой, снять нервное напряжение от предыдущей дороги. Но Дима настроен ехать вверх, Сергей тоже не против, что мне делать, как только не ехать за ними.А это еще больше тысячи метров набора высоты вверх и километров десять расстояния.
На полпути встретили проектировщиков-строителей на джипе и «Ниве», они нас приветствовали, но рассказали, что в Омало точно не доедем. Еще предупредили, чтобы сильно много по перевалу не ходили, там высокие снега, в любой момент небольшая лавина со снегом может сорваться вниз, да, веселое предупреждение. Получается мы сами премся на поиск возможных проблем, причем не совсем шуточных проблем.
Поехали дальше, по пути еще встретили пастухов с кавказскими овчарками, но собаки вели себя вполне дружелюбно. Наконец-то перевал, Дима с ходу поехал дальше, метров через двести увяз в сугробе.
Мы с Сергеем занялись фотосессией. Потом Сергей поехал вытаскивать Диму, я же раскатав в руках мотоцикл в снежном тоннеле, поехал назад к обозначению перевала. Через пять минут приехали ребята, поставили байки, сделали совместное общее фото, минут десять полюбовались горными красотами, решили ехать назад к базе строителей. Дима правда еще испробовал глубину местных сугробов, казалось предупреждение строителей для него было пустым звуком.
Да и москвич-турист с «Делики» с которым встречались в Шатили, тоже предупреждал, что снег может уйти вниз в любую минуту и лучше в такую минуту вам не быть в этом месте.
Вид на перевал Абано снизу, тонкая полоска поперек горы - серпантинная дорога.
А это вид на дорогу вниз, с перевала Абано.
Перевал Абано по пути в Омало - оказался самым тяжелым в моих мотопоездках.
Спустились со всеми предосторожностями вниз на 1800м. Там еще встретили молодую пару с Самары на «Лендкрузере-100», они катались по всей Грузии в поисках экстрима, парень любитель-джипер, такие маршруты для него в удовольствие. Вверх не поехали, узнав, что перевал весь в снегу.
Сторож дорожник рассказал нам, как можно воспользоваться ванной. Больше 20 минут сидеть не рекомендовал, будет вредно. Там же рядом заброшенный домик строителей, где нам можно переночевать, чтобы не ставить палатки. Спустились вниз по отворотке вправо. Через метров 300 увидели водопад, чуть дальше искомый домик, за ним уже по тропе ванну с источником.
Было чему удивиться, на месте старой ванны построили новое здание, с новыми дверьми, большими пластиковыми окнами, новая ванна с кафеля - все в полузаброшенном состоянии, причем здание с евроремонтом. Чудеса да и только. Нам всем можно пользоваться бесплатно, дед сказал, что к лету доделают ремонт. Тогда будет платно, пока пользуйтесь на здоровье. Закрыли пробкой отверстие ванны, чтобы наполнить ее водой. Минут через пятнадцать можно было залезть и принимать процедуры в воде под +40 градусов.
"Избушка" строителей с балконом над пропастью.
Разместились в домике строителей, где стояли одиночные кровати с матрасами, побросали на них свои спальные мешки, приготовили ужин, занялись перепиской видео и сбросом фото на комп, после всего, как награда сладкий сон под шум водопада на высоте 1800 метров.
Утром снова приняли горячую ванну, позавтракали и двинули вниз, в сторону Ахметы.
Собирая утром спальник обнаружил в середине какой-то камушек, твердый на ощуп. Откуда в середине мешка - камень, что это может быть, думал я. Вывернув спальный мешок, с удивлением нашел в нем мой «барашек» с блока камеры Го Про. Сразу в голове круговерть вопросов: камеру снял еще на перевале, барашек положил в один из карманов мотокуртки, в котором он всегда лежал один. Каким образом мог оказаться внутри мешка, тем более когда спал, то ничего не ощущал, а ведь наверняка мог бы нащупать босыми ногами (в спальнике сплю раздетым, без носков это точно всегда).
Чудеса да и только. Даже никому ничего не сказал, что говорить, кто мне «барашек» в спальник подбросил, ребята точно подумают, что «крыша поехала» у меня от высоты. Но какой-то непонятный осадок на душе от той истории остался, почему-то вспомнил, как в Шатили сам рассказал о важности «барашка» для крепления камеры на мотошлеме.
Вниз дорога снова оказалась намного легче, без труда проехал, даже как-то легко вчерашние стремные места, от которых пробило холодным потом, но то было вчера. Сегодня мы легко, на одном дыхании спустились в долину, где в первой же деревне устроили перекур у магазинчика, купили мороженного, температура к обеду уже под +30, а в горах утром было всего +10.
На моем байке справа был прикреплен украинский сине-желтый флажок. Подошли ребята, спросили откуда едем, как дела, как Грузия.
- Конечно очень нравится! Замечательная природа, гостеприимные люди. Спросили за Украину, как там дела.
- Да не очень, почти война.
- Тяжело вам будет с Россией воевать! А сами то, как ездите, один с Украины, два с России?
- Да ничего, нормально катаем, помогаем друг-другу. Потом эти вопросы станут просто «дежурными», когда начнем ездить по равнине, где народа по-больше чем в горах.
Утром находясь в горах, так конкретно не договорились о том, какой маршрут будет дальше. Первоначально после Омало хотели ехать в Гори и Боржоми, в которых Сергей уже был в прошлом году, как бы знал куда ехать. Я предлагал прокатиться в Азербайджан, который был совсем не далеко от Ахметы. Решили, что сначала надо спуститься вниз, потом коллегиально решим дальнейший маршрут.
После перекура с мороженным в поселке Пшавели поехали уже по асфальту, выехали на шоссе которое ведет на границу с Азербайджаном, но сразу поехали вправо в сторону Ахметы. Дима остановился у сервиса, у него на Джебеле разболтались подшипники в заднем колесе, решил снять колесо, чтобы посмотреть номер подшипника. Переписав номер, поставив колесо на место, снова все двинули в направление Ахметы. На первой заправке в городе небольшой привал и дозаправка.
У Сергея в распоряжении оставалось только два дня и надо ехать домой в Волгоград. При таком раскладе катить ему в Боржоми, потом сразу возвращаться в Россию особого смысла не было. Тем более дорога в Шатили и Омало изрядно нас всех вымотала, но меня уж точно.
Диме хотелось в Боржоми, но с другой стороны ему надо было побывать в Азербайджане в городе Мингечаур, где раньше жил его друг по Белгороду, этничный азербайджанец. Мне просто хотелось прокатиться по Азербайджану, как новой для меня стране, посмотреть как и чем живут там люди, для того и путешествуем.
Вот получилось, о чем спорили в горах, решилось само собой. Сергей сказал, что в Боржоми не поедет, а сразу домой, нам же с Димой проще всего сразу ехать в Мингечаур, правда теперь надо разворачиваться и ехать назад по Алазанской долине в сторону КПП Ладекхи, получается 30 км от Пшавели проехали зря, могли все там выяснить и не делать ненужной петли в 60 км.
Пожелав друг другу удачи разъехались - Сергей домой в Россию, мы с Димой по Алазанской долине в Азербайджан, а дальше были совместные, почти "наполеоновские" планы путешествия по Армении, потом на Батуми и озеро Ван в Турции...