Сегодня, как правило, поминают самую крупную и единственную жертву линкора «Бисмарк» - линейный крейсер «Худ», однако я решил вспомнить несостоявшуюся жертву Флота Метрополии - корабль береговой охраны США «Модок». Корабль, которому не повезло (или повезло, как посмотреть) оказаться не в том месте и не в то время. Корабль, на который всевозможные
(
Read more... )
Comments 11
Reply
Вот-вот. Вообще одна публикация из ста сию посудину упоминает.
Reply
Как мне кажется, ответ на поверхности.
В немецких работах по "Бисмарку" "Модок" не упоминается (широко известны книга Бреннеке, да мемуары барона), О нём походя упоминается в нескольких документах типа рапортов радиоразведки или реконструкции ЖБД линкора...
Британцы его поминают от случая к случаю, но тоже объяснимо: начни расписывать эпизод, выясниться, что совсем чуть-чуть не потопили будущего союзника. Кеннеди в "Погоне" вообще закинул идею, что "Модока" спасло то, что сигнал об открытии огня с "Норфолка" не отдали потому, что фал заело в блоках - типа судьба... А на самом деле-то ничего не заело. :)
Собственно американцы. Если исходить из описания в В/Ж, то ничего сверхъестественного: ну прошли мимо неизвестные ман-о-вары , ну пролетели неизвестные самолёты... Рассказы же экипажа вполне бы сошли за "рыбацкие байки"...
Интересно было бы почитать послепоходный рапорт лейтенант-коммандера Беллфорда, если таковой был написан, но я его пока не встречал.
Reply
Мутная история...
Однако нельзя сказать, что немцы не интересовались «работой» кораблей американской Береговой охраны: если исходить из радиообмена берега с Боевой группой и рапорта службы радиоперехвата «Принца Ойгена», координаты всех трёх кораблей («Модока»,«Нортланда» и «Грина») отслеживались практически в реальном времени.
В этой ситуации немцы вряд ли могли случайно выйти к Модоку. А выйдя по идее как и англичане на всякий случай до точного опознания объявить тревогу. Но не о чем подобном у немцев упоминаний нет.
Reply
Не сказал бы, что "мутная": простое стечение обстоятельств...
>>> В этой ситуации немцы вряд ли могли случайно выйти к Модоку.
Не до конца понял Вашу мысль.
>>> А выйдя по идее как и англичане на всякий случай до точного опознания объявить тревогу. Но не о чем подобном у немцев упоминаний нет.
Если мы говорим о военном периоде, то таких подробностях и не может быть...
Что непосредственно было на "Бисмарке" немцы могли узнать только со слов пяти спасённых, подобранных "Захсенвальдом" и U-74. Они опрашивались и их показания протоколировались.
В этих протоколах упоминания о "Модоке" (или о подобном эпизоде) отсутствуют.
Reply
если исходить из радиообмена берега с Боевой группой и рапорта службы радиоперехвата «Принца Ойгена», координаты всех трёх кораблей («Модока»,«Нортланда» и «Грина») отслеживались практически в реальном времени.
Если координаты Модока Бисмарк отслеживал почти в реальном времени, то думаю что немцы корректировали курс чтобы не сближаться с ним на расстояние прямой видимости. И поэтому я и считаю что случайно на него они выйти бы не могли.
Если же все же чудом они сблизились случайно, то немцы бы явно отреагировали на обнаружение неизвестного корабля который сигналит фонарем и работает по радио объявлением боевой тревоги. Разобравшись ее бы отменили, но сам факт выжившие должны бы были отметить...
Reply
>>> Если координаты Модока Бисмарк отслеживал почти в реальном времени, то
думаю что немцы корректировали курс чтобы не сближаться с ним на
расстояние прямой видимости.
Следует делать поправку, что "реальное время" по понятиям того времени: спутников не были, были выходы в радиоэфир. Немцы отмечали те, в которых были координаты места. В рапорте B-Dienst "Ойгена" содержится информация о двух таких выходах 24 мая: в 1600 и в 2200. Однако нет данных, отработала ли эти сеансы связи группа радиоразведки "Бисмарка".
К тому же большую часть времени навигация велась по счислению, что тоже накладывало свои ограничения.
>>> И поэтому я и считаю что случайно на него они выйти бы не могли.
То есть Вы предполагаете, что это американцы вышли на немцев, а не наоборот?
>>> Если же все же чудом они сблизились случайно, то немцы бы явно отреагировали на обнаружение неизвестного корабля который сигналит фонарем и работает по радио объявлением боевой тревоги. Разобравшись ее бы отменили, но сам факт выжившие должны бы были отметить...
Вы в В/Ж ( ... )
Reply
Спасти то кого-то американцам с потопленных транспортов при этом удалось?
Reply
В целом ситуация была следующая: большую часть спасшихся с потопленных судов принимал эскорт или прочие суда конвоя, американцы занимались поиском "отбившихся" шлюпок (например с судов, атакованных в тёмное время суток).
Я смотрел вахтенные журналы только за вторую половину мая (другой период меня не интересовал)...
За период с 15 по 31 мая "Нортланд" и "Модок" несколько раз находили пустые шлюпки.
Более удачлив был "Генерал Грин": 26 мая он подобрал 59 моряков с парохода "Маркони", из состава конвоя ОВ-322, торпедированного утром 21 мая. Часть моряков находилась в очень тяжёлом состоянии, поэтому "Грин" встретился с "Модоком", который передал на борт "Генерала" врача и медикаменты.
Reply
Leave a comment