Правительство наконец-то стало признавать, что предприятия с частной формой собственности демонстрируют лучшие результаты работы, нежели государственные, по производительности, привлечению ПИИ и экспорту.
Эти обстоятельства подталкивают власти на проведение приватизации госпредприятий, начав ее с продажи почти неликвидных государственных активов.
За счет этого планируется привлечь $ 3.7 млрд ПИИ, причем из них $ 2.5 млрд получить за счет продажи госсобственности. Предполагается, что процесс первоначальной приватизации в Беларуси пройдет поэтапно и при обязательном сохранении госконтроля почти над 50% экономики страны.
В связи с этим правительство Беларуси разработало специальный план приватизации, рассчитанный на 2011-2013 годы, в ходе реализации которого решено продать акции около трехсот отечественных ОАО. Как оказалось, вариантов продажи всего два: при доле менее 50% продажу предприятия государство намерено осуществлять через аукцион; при доле в 50% или более - объявлять в СМИ открытый конкурс. При этом продажа крупных и валообразующих госпредприятий пока на горизонте не просматривается, а первым шагом в этом направлении должна стать смена формы собственности на ряде подобранных самим правительством малых и средних предприятий.
Для самых убыточных и нерентабельных компаний, коих в Беларуси насчитали 619, правительство республики запускает отдельную программу приватизации, в ходе которой госпредприятия этой категории будут продаваться за символическую цену, равную одной базовой величине Br 35 тысяч. Но с неукоснительным требованием сохранить на них прежние рабочие места. Возможно, в будущем в Беларуси также будут приватизированы более 2 000 других предприятий на дифференцированной конкурсной основе через объявленные торги, когда стартовая цена передачи их в частные руки не будет превышать 20% от стоимости текущих активов. Например, согласно официальным данным сегодня 85 белорусских ОАО были оценены по рыночной стоимости, остальные - по балансовой. Причем из 180 акционерных обществ, которые выставлены на продажу в текущем году, акции 120-ти планировалось продавать на аукционных торгах. Остальные продажи белорусские власти намеревались реализовывать в ходе открытых конкурсов.
Еще до девальвации белорусского рубля правительство Беларуси планировало привлечь в бюджет около $ 650 млн за счет продажи малых и средних государственных предприятий. Для этого потенциальных инвесторов завлекали на торги, назначенные на конец лета и начало осени нынешнего года. Однако подавляющее большинство объявленных правительством аукционов и конкурсов так и не состоялось. Поэтому совсем не удивительно, что в течение 2011 года белорусским властям удалось продать государственной собственности всего лишь на сравнительно небольшую сумму в $ 4.3 млн, что составляет 0.67% от годового задания 2011.
Причин такого «поражения» планов много. И одна из них не лежит на поверхности: сами руководители ряда госорганизаций предпринимают усилия и «собственноручно» срывают торги, т. к. опасаются, что они первыми потеряют доходное место при смене владельца. Сказалась анти-пропаганда в прошлом и освещение в СМИ одних лишь отрицательных примеров. В итоге простой народ на всем пространстве СНГ, а не только в Беларуси, слепо уверовал в ее негативный посыл и отрицательную суть.
А как у других?
А так ли это на самом деле? В международной практике достаточно примеров того, когда приватизация привела к положительным результатам. Один из них - продажа известному стратегическому инвестору некогда чехословацкой автомобильной компании Škoda. Этот пример показателен для Беларуси, т. к. условия работы предприятия во многом похожи на нашу действительность.
До 1990 года автопром Чехословакии работал в условиях неконкурентной среды: в то время существовало социалистическое разделение труда в рамках СЭВ. Поэтому отсутствие конкуренции не позволяло «Шкоде» идти в ногу со временем и соответствовать мировым достижениям технического прогресса.
Поэтому незадолго до остановки, руководство заводов Škoda начало искать иностранных инвесторов. В августе 1990 года правительство Чехословакии официально объявило о том, что оно определило свой выбор в пользу Volkswagen.
Таким образом государственное предприятие Škoda одним из первых в Восточной Европе заключило выгодное для себя соглашение о продаже первоначальной доли госсобственности. Оно стало первым шагом постепенного превращения Škoda из государственной в частную собственность под патронажем и непосредственным управлением немецкого автогиганта. Тогда в ходе переговоров немецкая сторона предложила Чехословакии самую высокую покупную цену за «Шкоду», а также десятилетний план прямых инвестиций в это предприятие на общую сумму в $ 6.5 млрд.
Согласно договоренностям Volkswagen обязался вначале заплатить 500 млн немецких марок (примерно $ 340 млн) за приобретение 31% -го пакета акций «Шкоды». Затем дважды немецкий концерн производил дополнительный выкуп акций, делая транши в бюджет соседнего государства по 350 млн марок. За счет этих платежей доля VW возросла до 70%. Кроме того, «Фольксваген» согласился выплатить правительству Чехословакии посредством других трех платежей еще 200 млн марок, чтобы оплатить часть принадлежавших ему акций. В общем суммы выплат тогда составили 1.4 млрд марок. В дополнение к этому немецкая сторона обязалась к 2000 году увеличить объем выпуска легковых автомобилей с 200 000 до 450 000, и осуществлять управление под брендом Škoda как отдельно взятой дочерней компанией.
Окончательный контроль над «Шкода» Volkswagen Group получил в мае 2000 года, когда за 12.3 млрд чешских крон была выкуплена оставшаяся доля в 30%. Таким образом, в результате успешной приватизации частная компания Škoda смогла провести ряд мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственной базы благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с западными партнерами по бизнесу, а также внедрению инноваций и новому экономическому мышлению. Это позволило поднять автомобильную промышленность Чехии на мировой уровень и быстро снять социальную напряженность в стране.
Сегодня на предприятиях Škoda Auto работает около 18 000 человек. Кроме того, статистика Чешской республики отмечает, что треть всех рабочих мест в этой стране так или иначе связана с деятельностью данного предприятия. Около 80% автомобилей Škoda идет на экспорт в 64 страны мира, обеспечивая около 9.6% всех экспортных поступлений Чешской республики. Чистая прибыль компании в 2010 году была 8.84 млрд чешских крон, хотя в 2006-2008 годах - еще выше. Получается, что только одна автомобильная индустрия может стать локомотивом развития экономики страны, в которой численность населения сопоставима с белорусской.
И тут можно провести своеобразную параллель: раз подобные примеры удачной приватизации были в мире, то почему бы этот опыт не использовать и не применить в Беларуси?
Источник:
bel.biz Подписка на начало дискуссии:
Каким образом проводить приватизацию крупных предприятий?