Продовольственную безопасность нельзя отдавать в руки частникам и иностранцам. Таково было президентское послание госаппарату и руководству пищевой промышленности страны, озвученное Александром Лукашенко при посещении мукомольного и макаронного предприятий в Борисове в середине ноября текущего года.
Как отметил А. Лукашенко во время визита на Борисовский комбинат хлебопродуктов, эта организация является хорошим примером эффективного предприятия государственной формы собственности. Глава государства убежден в нецелесообразности продажи объектов пищевой отрасли частным, а тем более иностранным инвесторам.
«Никакой приватизации. Продовольственную безопасность людей ни в коем случае нельзя отдавать в чужие руки», - подчеркнул президент страны. Вместе с тем он не исключил возможность работы в этой сфере частных и иностранных инвесторов, если они создают новые востребованные производства и рабочие места.
«При этом надо иметь в виду, что если иностранец сюда придет, то он вывезет прибыль. Он нам не реинвестирует эту прибыль. А так она останется в государстве, - заметил белорусский лидер. - Мы это уже проходили, когда нам обещали золотые горы. Надо спокойно развиваться самим. Нас никто сейчас не гонит, и нам не надо куда-то бежать. Поэтому бездумной приватизации у нас не было и не будет».
Однако бежать все-таки придется.
Через три дня после поездки в город на Березине президент Беларуси прилетел в Москву. Здесь он совместно с Дмитрием Медведевым и Нурсултаном Назарбаевым подписал декларацию об евразийской экономической интеграции, открывающей новые горизонты уже после возникновения ЕЭП. Подписанный документ напоминает Маастрихтский договор и другие основополагающие документы ЕС. Они, как известно, предусматривают свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
В свете этой декларации сдерживать частный российский и казахстанский капитал в их финансовом проникновении на объекты отечественного пищепрома станет для Минска неимоверно труднее. Значительно обострится и конкуренция на продовольственных рынках трех стран. Будут реальными угрозы огромных антимонопольных штрафов внутри ЕЭП для привыкших к покровительству своего правительства структур белорусского АПК. Не станут ли президентские речи в Борисове лебединой песней всеохватного попечительства государством Минсельхозпрода и его Департамента по хлебопродуктам? Всего система Департамента включает свыше полутора сотен организаций. За девять месяцев они получили около четверти триллиона рублей чистой прибыли. Это в три раза больше, чем за соответствующий прошлогодний период.
Предприятия упомянутого департамента работают неровно. Согласно данным Национального статистического комитета, в Беларуси за первые десять месяцев текущего года произведено муки на четверть, крупы на треть и макаронных изделий на половину больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Было чем порадовать главу государства на мукомольном и макаронном предприятиях. Везти же его на кондитерскую фабрику или обычный хлебозавод в Борисове местное начальство не рискнуло. Статистика могла испортить настроение: производство кондитерских и хлебобулочных изделий фактически топчется на месте с начала текущего года.
При всех огромных государственных вложениях в сельскохозяйственную отрасль и Минсельхозпрод, рост производства пищевых продуктов с января по октябрь 2011 года, по данным Нацстаткома, был на треть меньше, чем в целом по промышленности. И это при том, что статистические данные в пищепродукты включают такие бюджетообразующие товары, как алкогольные напитки и сигареты.
Минсельхозпроду и Департаменту по хлебопродуктам в их предстоящем плавании по просторам ЕЭП угрожают подводные рифы - антимонопольные штрафы. Ведь одним из краеугольных камней нового экономического образования станет антимонопольное законодательство. Оно представляет из себя комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
В настоящее время в России антимонопольный штраф в размере 1 млн российских рублей считается не самым крупным. Недавно вице-премьер правительства РФ г-н Жуков заявил в интервью московскому телеканалу о возможном увеличении размеров штрафования в 10 раз. При этом оно может принципиально измениться. Вместо конкретных сумм в качестве штрафных санкций возможно удержание со злостных нарушителей средств в объеме 2% от их оборота. По самым приблизительным оценкам, белорусский пищепром на российском рынке в следующем году из-за штрафных выплат может не досчитаться не то что миллиона, а десятков миллионов долларов США.
Александр Абрамович,
BEL.BIZ Каким образом проводить приватизацию крупных предприятий? (подписаться на начало дискуссии)