На три мартовских дня Флоренция превратилась в место паломничества для людей, объединённых food's страстью. Гастрономический салон TASTE уже в седьмой раз стал местом встречи ценителей хорошей еды. И фудблогеров в первую очередь, таких, как мы с Галей
galya1963,
Что могло быть интересного на такой выставке для фудблогера? Да всё!
Идея серии итальянских выставок TASTE - познакомить людей с гастрономическим миром, отличным от того, что предлагают супермаркеты, принадлежит журналисту Давиде Паолини. Этот журналист известен под прозвищем Гастронавт. Он ведёт эногастрономические рубрики в известных журналах и радиопередачах, благодаря которым недавно получил титул "Персонаж года". Гастронавт - символ путешествий и открытий, связанных с едой.
Во Флоренции выставка проходит в программе Pitti Immagine, больше известной показами моды. Как пошутили флорентийцы: "La moda si sposa col lesso!" ( il Lesso - отварное мясо, так любимое простым людом). Площадкой для выставки, как и для модных дефиле, стала железнодорожная станция Леопольда, построенная в 19-ом веке и давно утратившая своё прямое предназначение.
Старинная станция, которую сохранили в первозданном виде, превратилась в прекрасный выставочный зал. В помещение станции оставили неокрашенными стены, ржавые светофоры, которые очень "умно" контрастировали на выставке с богатством выставленных продуктов в элегантных упаковках.
Симпатичные дизайнерские решения экспозиции позволяли посетителям сразу чувствовать себя "в своей тарелке". Оформители учли, что большинство посетителей на выставках любит фотографироваться рядом с увиденным, поэтому создали специальную коллекцию кулинарных персонажей, фудблогера в том числе, среди которых каждый мог найти "себя". К сожалению, найти "меня" было достаточно трудно из-за моего нестандартного роста.
Купив входной билет за 15 евро, посетители буквально тонули в море гастрономии, которую представляли 250 фирм-участников выставки. Хотя всё начиналось со стакана воды известной марки - главного спонсора события...
Большинством участников были итальянские фирмы, качество продуктов которых выводит их в мировые лидеры производителей деликатесов.
Но были представлены и иностранные марки продуктов, производство которых в Италии связано с определёнными трудностями (например, чёрной икры).
Хочется отметить, что большинство людей, работающих на стендах, были прекрасно подготовлены, чтобы дать исчерпывающую информацию о своих продуктах. Лично я получила ответ на каждый заданный вопрос. Мало того, некоторые представители фирм, видя мой повышенный интерес к продукции стенда, приглашали посетить их производства, что я с удовольствием сделаю в ближайшее время.
Кроме производителей гастрономических продуктов на выставке работало книжное издательство, специализирующееся на книгах о кухне и еде. Гастрономические журналы, в том числе Il Gambero Rosso, представившего путеводитель "Foodies 2012". Можно также добавить фирмы, занимающимися катерингом, кухонным оборудование, рабочей одеждой - т.е. всем тем, что непосредственно связано с миром еды.
Самым популярным фотосюжетом, илюстрирующим рассказ о TASTE в кулинарных блогах, было оформление экспозиции "Esplosione di vitaminici cromatismi" дизайнера Алессандро Морадей. Кроме работы ресторана в этом зале проходили все самые важные мероприятия выставки: награждения, показы, дисскусии.
Прежде, чем приступить к детальному осмотру стендов, мы с Галей зашли навестить знакомых тосканцев Джованни Фаббри и Паоло Прунети, с которыми познакомились ровно год назад в
Болонье, на другом гастрономическом салоне Pasta Trend. Было очень приятно за несколько дней до начала выставки получить от них приглашение встретиться на ТАSTE.
Не побоюсь сказать, что эти скромные люди - настоящее богатство страны. Их желание и умение производить лучшие в мире продукты приносят стране не только славу, но и ощутимые доходы.
В выставочных залах большинство стендов было сгруппировано по типу основных продуктов. Поэтому было очень удобно концентрироваться для подробного осмотра схожих продуктов, и особенно для их дегустации.
Раз начали с производителя пасты синьора Фаббри, закономерно было перейти к другим стендам с пастой.
На выставке было настоящее соревнование между тосканско-маркиджанской коалицией небольших производителей пасты и послом Южной Италии, известным гигантом пасты - Gragnano. Граньяно представил на своём стенде абсолютно новый продукт Spaghettone - единственный в своём роде вид спагетти с диаметром 2,7 мм, полученным медленным высушиванием в течение 3-х дней.
По правде сказать, с чего начинается родина у большинства итальянцев? "Мамма! Butta la pasta!"
А вот и не всегда! Северо-итальянские производители представили достаточно широкий выбор продуктов из кукурузы, гречки, риса и др. круп.
Меня несказанно удивил богатый ассортимент блюд из гречки и гречневой крупы, предлагаемых в рекламном проспекте фирмы Il Saraceno, который можно посмотреть на сайте
http://www.salacereali.it/ricette/ricettefra.htm Настоящей жемчужиной среди лучшего "made in Italy" на выставке был рис Acquerello ("Акварель")
http://www.acquerello.it/Presentazione.html ; подробнее о нем
читайте у Гали в ее посте, посвящённом TASTE.Я успела проконсультироваться на одном из стендов, представляющих суповые смеси, по какому принципу составляется рецептура из круп и бобовых для таких супов.
Во сколько бы ни оценились рисовые "жемчуга", но сырые зёрнышки дегустировать не будешь. Забегая вперёд, скажу, что многие продукты, в том числе рис Acquerello и самую лучшую в мире ветчину Patanegra Gran Reserva Joselito, можно было попробовать в виде блюд в некоторых кафе и ресторанах Флоренции, включённых в программу FUORI di TASTE.
Другое дело - продукты, которые можно проTASTировать собственными вкусовыми рецепторами сразу на стенде производителя.
Дегустировались практически все готовые к употреблению продукты, которые ...
...резались на кусочки, намазывались на хлеб или ...
...разливались по бокалам.
Хорошо, что мы приехали на выставку в понедельник. Я представляю, что творилось у дегустационных стендов в выходные!
Река посетителей, жаждущих знать: где, как и откуда берётся настоящий итальянский вкус, как его понимать, почему продукты, чтобы быть такими вкусными, делаются так, а не эдак... Ответы эти вопросы сопровождались небольшими кусочками и глоточками, после которых на лицах людей было одно-единственное выражение "Как вкусно!" Попробовать вкусное - это момент счастья, не правда ли?
Наверное, не ошибусь, если скажу, что самыми популярными продуктами на выставке были ветчины, колбасы и т.д., т.е. всё то вкуснейшее, что предлагает итальянская норчинерия - производство по переработке свинины. Была хорошая возможность сравнить вкус продуктов широко известных марок c впервые встретившимися на этой выставке. Только неблагодарное это занятие - искать самое вкусное.
Каждый продукт - воплощение множества важных моментов, связанных с местом его производства: географическое положение местности и роза ветров, которые важны, например, для созревания сыровяленых ветчин; местные породы свиней, характеризующиеся специфической морфологией мяса; тип их кормления и содержания, опять же привязанных к данной местности; квалификация специалистов - норчинов и то, как они следуют традициям производства продукта. Поэтому каждый продукт уникален по вкусу.
На выставке была представлена вся итальянская гамма продуктов переработки мяса, начиная от северо-итальянского спека и ...
заканчивая калабрийской ндуйей.
Сыры - другая, не менее важная итальянская любовь.
Дегустировать сыры - приятное занятие для любого гурмана, в том числе и начинающего: настолько ярки и незабываемы вкусовые нюансы разных сортов. Вот область, где можно быстро определить для себя самый вкусный продукт.
На стендах рядом с традиционными видами сыров были предложены вниманию и новые.
Треть выставочного пространства была занята стендами со сладкой продукцией. Известно, что итальянцы-сладкоежки.
Особенно южане, которые очень трепетно относятся с своей традиционной выпечке, предпочитая её любой другой.
Неаполитанская Бабà - один из самых моих любимых десертов. Поэтому я с огромным удовольствием начала поход по сладостям с парочки бабàшек: одна была пропитана ромом, другая - лимончелло.
Некоторое недоумение вызвал огромный выбор паннетоне в преддверии Пасхи. Этой рождественской выпечке давно стало тесно в рамках миланских традиций. Сейчас производство паннетоне и коломбы (пасхальной выпечки) распространилось по всему полуострову. Наряду с классическими рецептами широко используются рецепты, в которых учитывается привязка к местным вкусам. Или просто изобретаются новые - как например, паннетоне Insolitum на оливковом масле с грецкими орехами и базиликом.
Для определения вкусовых предпочтений среди различных марок паннетоне в рамках программы FUORI di TASTE в одном из баров в центре Флоренции была устроена Pannetone Party, на котором паннетоне сервировались с мороженым и спуманте. После дегустации нужно было отдать голос за одну из марок.
Было невозможно продегустировать все типы выпечки, предложенной на выставке. А выбор печенья мог удовлетворить самого требовательного клиента.
Естественно предположить, что взгляд останавливался или на очень знакомом, как пратовские бискотти старинной фабрики Antonio Mattei
http://www.antoniomattei.it/site.html, или на впервые увиденном, как савоярди без муки - Antico Savoiardo гаэтанских кондитеров Di Ciaccio
http://www.diciaccio.com/home/it/antico-savoiardo.html Конфетной, шоколадной и подобной продукции было столько, что после прохождения лишь трети стендов из глубины желудка начало подниматься возмущение со стороны продегустированной ранее не-сладкой пищи .
Оставалось только созерцать искусство мастеров-кондитеров, а если и дегустировать, то исключительно что-то очень необычное.
Два стенда представляли продукцию для тех, кто сам занимается кондитерским делом.
Для собственного сладкого творчества я нашла интересным, вкусным и здоровым заодно, неочищенный тростниковый сахар фирмы Panela
http://www.sanebonta.it/zuccheri_general.htm От сахара было уже естественно перейти к другим приправам и специям. Перец был представлен всеми известными его видами, а пеперончино - различной силой жгучести.
На одном из стендов очень активная синьора представляла коллекцию соли из разных мест её добычи в мире. Послушав её убедительный рассказ о достоинствах той или иной соли и о её влиянии на вкусовые качества блюд, а заодно на здоровье едоков, можно было буквально поверить в смысл выражения "соль земли" и что этот смысл представлен исключительно её фирмой.
Карамельки со специями на глобальные роли не претендовали, но обещали улучшать пищеварение в случае невоздержанного употребления главных героев стола.
Впервые на гастрономической выставке я увидела такое количество стендов с бальзамиком, т.е. с продуктами под названиями aceto balsamico di Modena IGP и aceto tradizionale di Modena D.O.P. и продегустировала их и поболтала с производителями. Было интересно послушать о разнице этих двух продуктов и о правилах их производства.
Я впервые услышала об интересной традиции, принятой в Модене. При рождении ребёнка в качестве подарка родителям вручается коллекция из 5-8 баночек с материалом, необходимым для начала производства традиционного уксуса, и сразу присваивается фамильная марка будущему продукту.
Единственное, что я так и не узнала, сколько стоит бутылочка Aceto Balsamico di Modena Igp ограниченного выпуска Diamond производителей Leonardi
http://www.acetaialeonardi.it/. На упаковке сверкают настоящие кристаллы Swarovsky.
Наверное, у моих читателей создаётся ощущение, что дегустация продуктов на стендах происходила в графике обычного обеденного меню: закуска, первое, второе, десерт, время кофе...
Кофе тоже было, много и разных сортов и фирм. Сначала я стойко преодолевала влечение выпить чашечку кофе, пока не попробовала ещё то и то, а потом ... влекущий запах победил. Сколько я приняла ( в Италии кофе не "пьют", а "берут") кофе в качестве и дегустации, и просто так, уже просто не помню. Зато помню удовольствие от любимого напитка. Жить в Италии и не любить кофе? Разве такое бывает?
Чай я тоже люблю и ужасно завидую россиянам, которые имеют возможность пить хороший чай. В Италии тоже есть любители чая, но хороший чай, к сожалению, большая редкость .
Две фирмы, флорентийская и французская, представлявшие чай, даже с самоварами!, на мой взгляд, не сумели доказать удовлетворительное качество их коллекций чая.
Этот недостаток с лихвой восполнили стенды с другими напитками. Нужно отметить, что в преддверии веронского салона Vinitaly, флорентийский TASTE был мало представлен винными стендами. Но то, что было представлено, отличалось хорошим качеством.
Естественным решением было остановиться лишь на белых и розовых вина, которые я очень редко употребляю, т.к. исторически тяготею к красным.
Из всех продегустированных вин мне больше всего запали в душу розовые вина марки Zeni, которые представляли две чудесные девушки-представительницы семьи, производящей эти вина
http://www.zeni.it/Ещё я отметила для себя просекко Dal Bello.
http://www.dalbellovini.it/Вина на этих стендах показались мне очень выразительными. Не знаю, как другие, но я в глотке вина чувствую не только его вкус, но представляю пейзажи виноградников, откуда оно получено.
Теперь угадайте, что было в этих бутылках? Похоже на спуманте, но это пиво. К тому же такое лёгкое, ароматизированное апельсиновой цедрой и кориандром, что вполне может заменить спуманте в качестве аперитива.
Я никогда не интересовалась пивом, но на этой выставке просто не поверила своим ушам, услышав, что в производстве пива можно использовать моллюсков. Вкус такого пива с оригинальным названием Perle ai Porci (Жемчуг свиньям) надолго запомнился своей необычностью.
http://birradelborgo.it/blog/birre/427/le-perle-ai-porci-le-ostriche-alla-birra-del-borgo/ Хорошо, что я не курю, а то бы нужно было продолжить рассказ о пиве информацией о тосканских сигарах, стенд с которыми был перед входом на выставку. Но... не курю, поэтому не заинтресовалась.
Предполагая, что мой пост слишком растянулся, я не стала подробно писать о продуктах, которые мне больше всего понравились. Я напишу о них отдельно.
Практически все продукты, представленные на стендах, можно было приобрести в магазине, ассортимент которого насчитывал 1500 наименований. Но я как-то упустила возможность посетить его. Впечатления, усталость, то да сё... Вспомнила только дома, что ничего не купила.
К увиденному, услышанному, испробованному мне бы хотелось добавить, что программа TASTE была богата встречами с интересными в гастрономии людьми, дискуссиями на животрепещущие темы о будущем мелких производств итальянских продуктов, о превращения профессии повара во что-то похожее на кулинарного стилиста и о роли мясника в новых тенденциях итальянской кухни.
Нам с Галей не удалось поприсутствовать во время этих интересных дебатов, но я прочла о них в кулинарных блогах.
Дебаты закончились жизнеутверждающими фразами о том, что "еда - это не только удовольствие для тела, а это история, традиции, культура страны, в которой итальянцам повезло родиться. И итальянцам нужно научиться не только защищать красоту своей кухни, но, прежде всего, научиться правильно доносить её до других"
А в этом большую помощь могут оказать именно фудблогеры, которым было уделено особое внимание во время подготовки выставки. В каталоге выставки приведены мнения 10-ти самых известных итальянских фудблогеров по различным вопросам,так или иначе связанными с итальянской кухней. А также им была предоставлена возможность представить 10 рецептов с продуктами, которые они могли найти на стендах. Эти рецепты опубликованы здесь
http://www.pittimmagine.com/corporate/fairs/taste/geniodellapentola.htmlВ заключение моего длинного повествования выражаю пожелание, чтобы на следующий год TASTE стал местом встречи для российских блогеров, влюблённых в итальянскую кухню. По-моему, все возможности для этого есть.
А если кто-то не хочет ждать следующего года, то может присоединиться к команде итальянских фудблогеров в мае на Фестивале моцареллы в Пестуме, где для них уже подготовлена чудеснейшая программа со встречами с знаменитостями, с семинаром по фудфотографии, с мастерскими и экскурсиями .