Полесские каменные кресты пришли к нам из глубокой древности и окутаны множеством тайн и легенд. Большинство из них имеют языческие и раннехристианские корни и если послушать местный народ, то кресты на Полесье растут из земли то там, то тут, и чуть ли не каждый крест чудотворный.
Феномен этого явления интересует и множество ученых, любителей, уфологов и пр. Они целыми группами приезжают к этим крестам, чтобы провести исследования и поставить каждому растущему кресту свой "диагноз". Местное население не особо интересует мнение ученых по поводу их крестов и они не смотря ни на что, почитают их, каждый по своему. Кто-то относится к этим крестам как к православной святыне, кто-то приходит совершать над ними языческие обряды, поминая при этом и нашего Господа Иисуса Христа, а кто-то и вовсе просто поглазеть на камень, про который так много пишут и говорят.
Я уже рассказывала интересные истории про некоторые известные и малоизвестные Полесские кресты:
Про самые известные Туровские кресты и растущий крест,
Про Вильчанский, почти никому не известный, но местночтимый каменный крест,
Про Данилевичский каменный крест - языческую каменную бабу и обряды, над ней совершаемые. Вот и сегодня добавлю в свою копилку Полесских чудо-крестов еще парочку.
Недалеко от Турова, всего в каких-то 50 километрах в сторону Столина, есть одна очень интересная деревня под названием Рубель. До ее посещения, в рейтинге самых необычных деревень Беларуси у меня значились Ольшаны, но после посещения Рубеля и его округи, в которую входит Хотомель, мое мнение кардинально изменилось. Внешне деревня, как деревня, но живут в ней люди с другой планеты по укладу жизни, она в разы отличается от множества своих современных собратьев, это как другая планета.
Подъезд к Рубелю встречает первой достопримечательностью - это постоянно-действующий понтонный мост на реке Горынь. Мне впервые пришлось по такому ехать, но с дрожащими коленками и зажмуренными глазами я проскочила по нему незаметно)
Первое, что меня удивило при въезде в деревню - это просто огромное количество коров и лошадей пасущихся на полях. Вначале я подумала, что животинка колхозная, как-то непривычно в наше время видеть столько домашней скотины. Но оказалось, что все животные домашние. В один момент на поле появилась такая же куча теток с ведрами и стали доить своих коров.
Люди в Рубеле очень трудолюбивые, с рабочими местами там туго, но никто особо и не спешит идти работать в местный колхоз. В основном рубельцы трудятся на себя: строят теплицы, выращивают овощи, держат домашнюю скотину и птицу - это их самый главный хлеб.
Рассказывали мне, что даже при Советской власти, рубельцы отказались от коллективизации и в колхоз пошли работать считанные единицы, все остальные мужики разъехались на заработки в Россию.
Главное транспортное средство в Рубеле и помощник по хозяйству - это лошадь. Пока я осматривала деревню, мимо меня не проехало ни одной машины. Зато по пути, то и дело, мелькали конные повозки, а на полях, по всей округе, паслись лошади. Здесь наверное, лошадь есть почти в каждом дворе, так мне показалось.
Самой главной достопримечательностью в Рубеле, считается Михайловская церковь 1796 года постройки. Во время Великой Отечественной войны немцы сожгли всю деревню, но церковь уцелела в первозданном виде. Так же, внутри церкви сохранился и иконостас, которому уже более 200 лет.
Так церковь выглядела в 1936 году.
И точно так же выглядит сейчас.
Рубельцы - люди очень набожные. Из этой деревни вышло около 300 священников, которые сейчас служат по всей Беларуси и России.
Рядом со старой церковью пришлось построить новую, так как не все богомольцы помещались во время службы в храме. А на большие праздники, даже новый храм тесноват.
Сразу за деревней Рубель, начинается деревня Хотомель, в которой и "растет" из земли чудотворный крест.
Легенда гласит так. В 18 веке, пахал один мужик поле и случайно сохой задел и вывернул из земли какой-то камень. В тот же миг, его волы остолбенели и упали на землю. Испугался пахарь, побежал в деревню, созвал народ. Пришли люди, дивятся на парализованных волов и не знают как их поднять. Вдруг, один из сельчан заметил камень вывернутый из земли, подошел к нему, расчистил, а то, крест каменный оказался. Посовещались жители деревни и решили, что крест этот, на место вернуть надо. Как только крест вкопали обратно в землю, волы ожили и поднялись с земли как ни в чем ни бывало. С тех пор, этот каменный крест, местные жители огородили и стали его благоговейно почитать.
В 1938 году, слепой от рождения жительнице соседнего села снится сон, что где-то неподалеку, в 30 километрах, есть в поле чудотворный крест, который может исцелить ее от слепоты. В тот же день, женщина разузнала дорогу к кресту и отправилась к нему на поклон. Поклонившись кресту женщина прозрела. С тех пор этот крест и славится, как чудотворный, и до сих пор к нему едут паломники со всех концов Беларуси, России и даже из-за границы.
В том же 1938 году, крест был измерен польским ученым. Его высота тогда составляла всего 30 см, а сейчас все 80. Поэтому крест называют "растущим". Хотя он не растет так, как растет Туровский крест: в ширину, он просто выходит из земли.
После исцеления слепой, местные жители решили построить вокруг креста часовню, но Советские власти были против и не давали возвести постройку. Тогда женщины тайком стали приносить к кресту кирпичи для строительства, а ночью, небольшую часовню удалось сложить.
Местное начальство приказало часовню снести, но все отказывались совершать такой грех и обещали, если часовню снесут, то построят новую. Так часовня и осталась стоять над крестом, а в наше время к ней уже сделали пристройку.
Часовня открыта в выходные, но и в будние дни попасть к кресту не проблема. Староста церкви, который живет неподалеку, всегда откроет вам часовню.
Не смотря на то, что в соседней деревне есть два храма, Хотомельцы построили свой.
Неподалеку есть очень древнее Хотомельское городище, которое считается одной из самых ярких достопримечательностей всего Столинского района. Согласно данным, полученным археологами, именно здесь на протяжении двух веков ( с 7-го по 8-ой) находился славянский протогород, который был крупным межплеменным центром.
Чем-то мне этот Хотомельский крест, по форме и знаку креста нанесенного на него спереди, напомнил языческого идола. Такие, похожие на него, языческие кресты-идолы я встречала в Лельчицком районе. Кто знает, может этот крест уходит своими корнями в древние языческие времена, и когда-то ему поклонялись, как языческому божеству. Но тому, что этот крест очень древний, свидетельствует много фактов. Сейчас кресту поклоняются как христианскому и много чудес явлено у него по молитвам. Нужно просто верить!
Совсем недавно, рядом с этим крестом был и второй "растущий крест". Но как рассказывают местные жители, рос он по другому: в землю. Сейчас его уже никто не может найти, говорят ушел под землю, а был такой же большой, как и этот.
В Рубеле и Хотомеле это пожалуй все. Но по другую сторону столинской трассы, в деревне Большие Орлы, есть еще "растущие" каменные кресты, к которым так же идут и едут люди за чудесами и исцелением. Находятся они на одном из деревенских кладбищ, которых там аж три. Что бы сориентировать более точнее, то искать нужно то кладбище, которое находится возле старого. А там уже тропинка из бетонной плитки безошибочно приведет к большому кресту.
Как говорят местные жители, этот крест у них выходит из земли достаточно быстро. Но никто не помнит, как и когда он появился.
Кто-то с любовью покрасил его серебрянкой. А судя по множеству ярких ленточек, в этом уголке Полесья тоже сохранились языческие традиции.
Второй крест, еще совсем маленький, заметили в глубине кладбища недавно. Вырос у могилки еще один объект поклонения. Найти его было трудно, но в конце-концов, поплутав между надгробиями, благодаря ярким ленточкам я его нашла.
Совсем недалеко можно посмотреть
Усадьбу Олешей в Ново-БережномКарта для тех, кто тоже захочет здесь побывать и ссылка на
Координаты каменных крестов и Усадьбы Олеши