Деревня Погост - одна из всемирно известных Беларуских деревень. В 2010 году она попала в рейтинг наиболее подходящих мест для встречи Нового года и празднования Рождества, составленный американской телекомпанией CNN. Погост занял почетное, третье место после Рейкьявика и Нюрнберга, обойдя Зальцбург, Сидней, Нью-Йорк, Лондон и Бостон. Что же такого примечательного в маленькой, старой, Полесской деревушке на берегу Припяти?
А то, что в этой деревне, испокон веков чтут беларуские традиции и исполняют аутентичные обряды, поражающие своей красочностью. Здесь до сих пор с размахом празднуют Коляды (с 6 на 7 января) и Щедрец (с 13 на 14 января), 11 сентября проводят обряд «Женитьба Комина» на праздник «Головосек». Но и это не все! 6 мая в деревне Погост отмечают праздник Юрья и проводят обряд - "Юрьевский хоровод".
Обряд Юрья в деревне Погост является живой формой одного из аутентичных обрядов весеннего цикла, в котором задействованы выдающиеся примеры старинных хороводов и песен, народные костюмы и обрядовый хлеб - "Карагод". В 2004 году этот обряд был внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, как первый в стране среди нематериальных ценностей.
Сегодня и я впервые побывала на этом празднике и поделюсь своими впечатлениями. Немного опоздала, но расскажу с самого начала, как все и было.
Юрьев день - это день памяти великомученика Георгия Победоносца. Этот день знаменует собой настоящее начало весны. Святой Юрий, так в народе зовут святого Георгия - "Божий ключник", покровитель домашних животных и сельской нивы. У него находятся ключи, которыми он закрывает зиму и открывает весну, выпускает росу, благословляет все вокруг - землю, людей, животных.
В обрядовых действиях участвует вся деревня. Ранним утром, в одном из домов, женщины выпекают обрядовый хлеб - "Карагод". Празднично одетые девчата и женщины украшают хлеб цветами и поют традиционную песню:
Карагод, карагод, мы цябе наражаем.
Ой, венцэ, венцэ, зелёнэ бервенцэ.
Цебе наражаем, Бога праслаўляем.
Ой, венцэ, венцэ, зелёнэ бервенцэ.
Бога праслаўляем, Юр’я звелічаем.
Ой, венцэ, венцэ, зелёнэ бервенцэ.
Чэша хлопец кудры, а дзеўчына - косу.
Ой, венцэ, венцэ, зелёнэ бервенцэ.
Пожэном мы волы на юр’еўску росу.
Ой, венцэ, венцэ, зелёнэ бервенцэ.
Карагод, карагод, мы цябе нарадзілі.
Ой, венцэ, венцэ, зелёнэ бервенцэ.
Затем обрядовый каравай вручают мужчине, которого выбрали нести красиво украшенный хлеб. Он поднимает его высоко, поворачивается к солнцу и все поют песню:
Дзе «карагод» ходзіць, там жыта родзіць,
А дзе не бывае, там жыто ўлягае.
Зарадзі, Божа, жыта да на новае лета,
На жыта, на пшаніцу, да на ўсяку пашніцу!
На улице выстраивается процессия в следующем порядке:
парень со звездой, в центре которой икона Божье Матери;
парень с граблями, к которым прикреплен зеленый фартук;
парень с обрядовым хлебом - "Карагодом";
девушки, которые вдвоем несут "рушнік";
парень с иконой;
и за ними очередью, взявшись под руки, девушки, затем парни, а за ними старшие песенницы и другие односельчане.
От дома, где выпекали хлеб - "Карагод", участники обряда идут молча к церкви, через всю деревню.
Церковный священник принимает участие в обряде. Он первым идет на поле с пшеницей и освещает его. В это время все стоят на дороге и ждут, пока батюшка не освятит поле.
После этого все проходят на поле через ворота из "рушніка" и поют:
"Ой, выйдзем на поле ды паклічам Бога"
Адмкнуць зямліцу, выпусціць расіцу."
Батюшка возглашает: "Христос Воскрес!" Ответив ему трижды: "Воистину воскрес!", начинают петь и водить хоровод, в середине которого стоит священник, парень с обрядовым хлебом, музыкант, парень со звездой и граблями и в этот момент фартук меняют на красный.
Ой, прыйшлі на поле дай папросім Бога
Адмукнуць зямліцу, выпусціць расіцу.
Ой, памажы, Божа, Юр’я заклікаці,
Юр’я заклікаці, вясну заспяваці.
Юр’я, устань рана, паезджай у поле,
Адмукай зямліцу, выпускай расіцу.
На цёплае лета, на буйное жыта,
На полі снапамі, да свірна вазамі.
Предполагают, что зеленый фартук - символ девственности, целомудрия, а красный, символизирует потерю целомудренности.
После того, как совершили основной обряд в поле, участники "Юрьевского хоровода" начинают обход всей деревни с песнями.
Click to view
видео Lara Shchyrakova
Тут как-раз и я подоспела)))
Идя по улицам деревни, они останавливаются возле каждого дома, где водят хоровод и поют обрядовые песни:
Дай урай, маці, ключы, да подай, маці, ключы,
Да небо отворыці, да росіцу спусціці.
Ведом, ведом карагод, сам Бог наперод,
А у карагода сын воевода,
А у коромыслі дыборые мыслі.
Дзе карагод ходзіць - там Бог жыто родзіць,
А дзе не бывае - там жыто ўлегае.
Зародзі, Божэ, жыто, да на новае лето,
Да на землю - караністое, а доверху - колосістое.
Зародзі, Божэ, жыто, да на новае лето,
Да на жыто, на пшэніцу, на усяку пашніцу.
Дзе карагод ўецца - там жыто ўдаецца,
А дзе не бывае - там жыто ўлегае.
Ведом, ведом корогод, ўсе дзевочкі - наперод,
А хлопчыкі - за намі, моргаючы очамі.
Возле домов на лавочках сидят старики, которые не смогли присоединиться к процессии и ожидают участников обряда. Песенники одаривают их пожеланиями долгих лет жизни, достатка в доме и урожая.
Эта бабуля плачет от счастья, она вспоминает свою молодость, как сама ходила с Юрьевцами и пела.
А этой бабуле. дай ей Бог еще лет жизни, 98 лет.
Благодарные слушатели за песни и добрые пожелания одаривают Юрьевский хоровод подношениями, кто чем богат.
И идут они так по всей деревне с песнями, кружась в хороводах. А деревня я вам скажу, немаленькая.
Были в хороводе и старшие женщины, и молодые девушки, и дети. В Погосте стараются передавать культурное наследие из поколения в поколение. Поэтому в обряде участвует и стар и млад.
Были участники и гости из других городов, например из Гомеля, Минска, Молодечно.
Пока мы шли по деревне, я умудрялась фотографировать особо понравившиеся пейзажи улочек и домов. Домики здесь стоят очень близко друг к другу, но в деревне по домашнему очень уютно.
Пока папарацци пытались поймать лучший кадр, я ловила их в свой )))
Click to view
видео Lara Shchyrakova
А в центре нас уже ждал концерт, небольшая выставка народного творчества и мастер-класс по ткачеству, который собрал большую группу наблюдателей.
На концерт приехало девять народных коллективов с оригинальными песнями Полесья.
Под конец все были немного уставшими, но счастливыми.
И в конце, самое главное действие, раздача обрядового хлеба - "Карагода" всем гостям и участникам. Досталось всем!
Праздник действительно получился уникальным и интересным. Все обряды в деревне исполняются носителями традиций, которыми является народный этнографический ансамбль "Междуречье". Радует то, что молодежь и дети с радостью перенимают традиции своих предков, принимают участие в обрядах и готовы продолжать дело своих бабушек и матерей.
Ехать в Погост, который находится всего в девяти километрах от Турова стоит, особенно во время проведения традиционных праздников.
В Погосте можно так же посмотреть один из четырех известных Туровских крестов. Он находится в часовне в Честь воздвижения креста Господня. О крестах я писала раньше в этой статье
Каменный крест растет! И конечно же, ее величество Припять, где можно остановиться на отдых.
.