РОЖДЕНИЕ ИНОГО Я (продолжение книги Зайонца)

Jan 29, 2017 22:40

У каждого человека есть два «я»: «социальное» - определяемое через наши многочисленные контакты с другими людьми и глубокое «молчаливое я», которое проявляется лишь в редкие минуты особого проникновения. Регулярное возделывание души приводит к оживлению этого внутреннего я, которое мы обычно не замечаем или которым пренебрегаем.


Испанский поэт Хуан Рамон Хименес (1881-1958) затронул эту великую тайну человеческой индивидуальности в своём стихотворении "Я - это иной". Хименес не смог конечно же в нескольких строчках раскрыть загадку второго я, но точно передал знакомое многим ощущение (на испанском: https://www.youtube.com/watch?v=_HNxQqkqR5s).:

Я - это кто-то иной,
с кем иду и кого я не вижу
и порой почти различаю,
а порой совсем забываю.
Кто смолкает, когда суесловлю,
кто прощает, когда ненавижу,
кто ступает, когда отступаюсь,
и кто устоит, когда я умру.
(перевод А. Гелескула)

Если мы вошли во врата смирения и вышли на путь благоговения, а также смогли усмирить наш суетливый разум и обострить внимание, то этим мы заставили замолчать наше суетливое "социальное я". В освободившемся внутреннем пространстве появится место для «иного я», того, что продолжит жить после нашей смерти. «Внутреннее я» независимо от внешних аспектов личности (тела, пола, социального положения и профессии). В индуизме и буддизме оно называется Атман, в христианстве, согласно апостолу Павлу "не я" - это «Христос внутри меня».

Всё что осталось нам от великого персидского поэта Джалаладдина Руми (1207-1273) появилось в результате рождения его внутреннего молчаливого я. Опираясь на него Руми преодолел горе вызванное смертью своего любимого друга и учителя Шамсы Тебризи. Он почувствовал, что встреча с Шамси, как и его уход, были посланы в его земную жизнь извне. Поэма Руми «Гостевой дом» помогает нам понять путь поэта к преодолению печали:

Человек - гостевой дом.
Каждое утро новые гости.
Веселье, уныние, подлость, иногда понимание
Заглянет как нежданный гость.
Приветствуй и угощай их всех!
Даже если гости - многие муки,
Которые яростно сметут всю мебель в твоем доме,
Все равно оказывай каждому честь.
Может быть, он очистит тебя для новой радости.
Темная мысль, стыд, злоба -
Встречай их у порога, смеясь, и приглашай войти.
Будь благодарен, кто бы ни пришел,
Ведь каждый был послан как наставник свыше.
(перевод Д. Щедровицкого?)

Опираясь на собственный опыт я могу констатировать, что когда мы практикуем «упражнение Мартина Лютера Кинга» во время медитаций, мы ищем свобождённый от деструктивных эмоций путь к своему высшему «молчаливому я». В случае бурных конфликтов или трагедий наши слова и действия продолжают питаться из источника, который не был открыт нам прежде и мы интуитивно ищем примерения, а не победы. Часто люди, столкнувшиеся с нами тогда, когда наши сердца открыты милосердию и пониманию, сами неожидано оказываются готовы к несвойственному им прежде великодушию.

В третьей главе я опишу целый ряд медитативных упражнений, ведущий к устранению внутренних конфликтов и достижению умиротворения. Цель их всех, однако, не в том, чтобы контролировать свои эмоции, а в том, чтобы действительно преобразить себя в милосердных и благородных людей. Такие изменения не происходят быстро. Люди выказывают удивительное сопротивление к внутреннему преобразованию. Если употребить метафору из области скульптуры, то можно сказать, что наши души одновременно являются и крепким камнем, и упорным резцом и умелыми руками художника.

В своей книге «Разум и материя» великий физик Эрвин Шрёдингер пишет: «Наша сознательная жизнь - я не хочу сказать должна быть - является, по сути, непрекращающейся борьбой с нашим примитивным эго... Сегодня мы развиваемся как вид и маршируем на передовой линии поколений. Таким образом, каждый день жизни человека представляет собой маленький кусочек эволюции нашего вида, которая до сих пор идёт полным ходом. Верно то, что один день жизни, нет, даже чья-то жизнь в целом есть не что иное, как один-единственный удар резца по скульптуре, работа над которой далека от завершения. Но и огромная эволюция имевшая место в прошлом, также была вызвана мириадами таких крохотных ударов... Сопротивление нашей примитивной воли - это психический коррелят сопротивления существующей формы преобразующему резцу. Ибо мы сами являемся резцом и статуей, победителями и побеждёнными в процессе непрерывного самопокорения.» (стр. 15 http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1742/1/1235979.pdf)

Если мы хотя бы отчасти продвинемся вперёд по пути самопокорения, мир вокруг нас тоже обязательно изменится. У нас появится терпение и мы будем способны правильно рассуждать, если мы будем утолять жажду из чудного источника "иного я". Не об этом ли говорится и в первом псалме Давида?

О благо тому,
кто совета с лукавыми не устроял,
на стезю грешных не вступал,
меж кощунниками не сидел;
но в законе Господнем - радость его,
слова закона в уме его день и ночь.
Он как дерево, что насаждено
у самого течения вод,
что в должное время принесет плоды
и не увянут листы его.
Устроится всякое дело его.
(перевод С.Аверинцева)
Previous post Next post
Up