«Почему Бог сделал меня таким?» Ответы священников на вопрос «особого» человека

Sep 15, 2024 02:40






Иллюстрация: Евгений Соломатов / pokrov.pro

Константин с ранних лет жил в государственных социальных учреждениях стационарного типа для людей с нарушениями развития - сначала в специализированном детском доме-интернате, потом в психоневрологическом интернате для взрослых. Интеллект у Константина сохранный, но из-за последствия детского церебрального паралича он почти не владеет руками и ногами, а слова произносит с большим трудом, чаще всего по буквам.

Ему было уже за 40, когда у него получилось переехать из ПНИ в проект сопровождаемого проживания в деревне Раздолье Приозерского района, созданный санкт-петербургской благотворительной общественной организацией «Перспективы», то есть, по сути, попасть в нормальные домашние условия.

Константин с удовольствием общается с людьми, рисует и сочиняет музыку на компьютере, нажимая на клавиши пластмассовой указкой, закреплённой на его подбородке. А ещё он человек верующий и склонный к размышлениям о разных сторонах нашей жизни. В интернате Костя посещал домовый храм, по возможности продолжает делать это и на новом месте жительства.

Однажды Великим постом, после чтения очередного фрагмента канона Андрея Критского, Константин вдруг спросил: «Почему Бог сделал меня таким?» Это не было ропотом - только мучительным вопросом человека, который чувствует в себе силы, способности, но не всегда понимает, как их можно реализовать, находясь в таком физическом положении. Я передал этот вопрос нескольким священникам, в первую очередь тому, который ныне общается с Константином лично. Думаю, что их ответы важны для всех нас.

Многих своих предков ты вытаскиваешь из ада

Иерей Борис Ершов, настоятель храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев в деревне Раздолье Приозерского района под Санкт-Петербургом, духовник Дома сопровождаемого проживания людей с тяжёлыми множественными нарушениями развития благотворительной общественной организации «Перспективы»:


Иерей Борис Ершов- Константин, весь наш мир - это огромный, сложнейший механизм. И у каждого из нас здесь есть своя миссия. Если один элемент выпадает, всё начинает разрушаться. Кому-то дано больше. Один - более важный винтик, другой - менее важная пружинка. Кому много дано, с того спрашивается больше. Никто не может быть на том месте, на котором находишься ты. Мир един. Твоя душа исполняет в нём предназначение, а исполнить его можно только в таких условиях, и сделать это можешь только ты. Значит, ты нужен таким, какой ты есть. И это прекрасно, что мы разные и можем быть счастливыми, несмотря ни на что. На тебе держится мир, так же, как и на всех остальных, конечно. Чем более счастливым ты себя чувствуешь, тем лучше всем вокруг, ведь мы все связаны. И ты можешь принимать свою миссию здесь.

Жизнь человека не зависит от его имения (ср. Лк. 12, 16). Имение - не только деньги или знания, это и здоровье тоже. И вот, твоя миссия - прийти в состояние, когда ты счастлив. Этим ты поможешь огромному количеству людей - своим примером. Вот, ко мне приходили люди и говорили: «Слушайте, я думал, у меня проблемы. Но я вижу, как ребята из Дома сопровождаемого проживания радуются жизни, и думаю: ‟А почему я не могу?”» Благодать, радость, любовь, счастье не зависят ни от чего. Просто выбираешь - и в этом живёшь, в этом утверждаешься.

Благодать, радость, любовь, счастье не зависят ни от чего. Просто выбираешь - и в этом живёшь, в этом утверждаешься

Дети - благословение Божье для родителей. Дети могут изменить, исправить, сделать то, что не смогли или не захотели сделать родители. Твоих предков очень много. Они все очень надеются на тебя. И есть некоторые люди в твоём роду, которые особенно надеются, что ты справишься. Тем, что ты говоришь «да» всему, с тобой случившемуся, всему, что есть, что будет, и принимаешь, что всё - к любви, к радости, к счастью, многих своих предков ты вытаскиваешь из ада.

То есть можно жить и не тужить, быть цельным, настоящим, радостным, прекрасным, чудесным - и наслаждаться жизнью. Без труда и рыбку из пруда не выловишь. Стать по-настоящему счастливым можно, только если душа трудится. А она у тебя трудится, как не у каждого. Награда тебе уже готова - её нужно просто взять и сказать: «Да будет воля Твоя, Господи, я согласен».

Человека таким сделал не Бог

Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма в честь Казанской иконы Божьей Матери в Пучково (Москва), основатель и духовник Центра помощи людям с расстройствами аутистического спектра «Дом особенных людей», отец молодого человека с аутизмом:


Протоиерей Леонид Царевский- Человека таким сделал не Бог. Это дьявол и грех человеческий делают нас инвалидами. Телесными - ещё ладно, а главное - духовными инвалидами! Мы духовно поражены гораздо сильнее, чем физически. Бог нас сделал святыми, совершенными, свободными, разумными, любящими. Но во всё это вмешался грех.

Есть история мира и человечества: сотворение, грехопадение, приход Христа, в конце - Страшный Суд и восстановление тех, кто этого захочет, тех, кто примет от Бога спасение. Мы находимся внутри истории, в пути, в промежуточном состоянии. У святых спасение уже произошло, а мы - в процессе. Пока - такие разрушенные. У каждого своя инвалидность, а смертные все, то есть мы все смертельно больны. Почему ребёнок родился болящим? На нём в данном случае общемировой грех так проявился.

Почему ребёнок родился болящим? На нём в данном случае общемировой грех так проявился

Последствия грехопадения в том или ином виде являются на каждом человеке.

У Достоевского в «Братьях Карамазовых» сказано: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Можно продолжить эту аналогию и сказать, что по сердцу человека проходит граница добра и зла, здоровья и нездоровья, Церкви Христовой и нецеркви. Мы отчасти больны, но отчасти и выздоравливаем, когда обращаемся ко Христу - крестимся, каемся, причащаемся. Когда человек кается, он не только лично избавляется от какого-то греха, но участвует и в общемировом восстановлении человечества. Громко сказано, но это именно так. Участие в литургии - также приобщение к делу спасения мира Христом.

Бог нас не разрушал, но Он использует даже наше греховное состояние для того, чтобы нас спасти - но при условии, что мы на это согласны

Бог никогда не делает ничего плохого. Более того, несмотря на то, что мы пребываем в ужасном греховном состоянии, Бог умело и мудро использует это наше состояние для нашего же спасения. Он, конечно, может мгновенно нас исправить, исцелить, но видит, что мы можем возгордиться и опять пасть. Поэтому попускает врагу иметь над нами некоторую власть. И когда человек осознает: «Да, я такой-сякой, разрушенный телесно и духовно, сам не могу себя исправить. Господи, я же знаю, что Ты - Источник благ, Ты-то можешь!» - это начало настоящего смирения. А когда человек смирится перед Всесильным и Всеблагим Богом, полностью доверится Ему, тогда является удивительная вещь - всё это разрушенное уже служит ко спасению, так как человек дал Богу в себе действовать!

То есть, повторю, Бог нас не разрушал, но Он использует даже наше греховное состояние для того, чтобы нас спасти - но при условии, что мы на это согласны. Он по Своей любви даровал свободу - и не отменяет её. Знаю немало инвалидов, которые не унывают и благодарят Бога за всё. «Вкусите и видите, яко благ Господь!» (Пс. 33, 9)

Желательно поставить себе духовную цель

Иерей Игорь Иванов, клирик храма Преображения Господня в Лесном (Санкт-Петербург):


Иерей Игорь Иванов- Мы все в той или иной степени на генетическом уровне носим в себе девиации, как следствие изначального грехопадения, то есть разрыва богообщения и, соответственно, искажения природы человека. Иными словами, с грехопадением в человечество вошёл общий «вирус» испорченности, разрушения, проявлением чего и являются болезни. Рождаясь в этот мир, человек уже имеет падшую природу, и в силу этого подпадает под власть болезней и смерти. С ходом человеческой истории болезни усугубляются, как в силу неправильного образа жизни и внешних факторов, так и ввиду наследственной передачи физических или психических искажений.

Кроме того, по Промыслу Божьему болезнь может быть допущена с целью спасения конкретной человеческой души (причём как самого больного, так и его близких).
Причины, по которым Господь посылает нам болезни, могут быть такими:

  • наказание за грехи, когда некоторые болезни Бог посылает в качестве епитимьи;
  • вразумление, то есть Бог может посылать болезни, чтобы человек опомнился от греховной жизни;
  • избавление от беды: бывают случаи, когда Бог болезнью укрывает от беды, которой не миновать бы, если бы человек был здоров;
  • исправление какой-то конкретной страсти: например, Господь может послать болезнь, чтобы помочь человеку справиться со страстью чревоугодия;
  • упреждение развития какой-то страсти.

По Промыслу Божьему болезнь может быть допущена с целью спасения конкретной человеческой души

Понимая эту общую ситуацию, наверное, будет уже не так сложно ответить себе на вопрос «Почему я страдаю?» В каждом конкретном случае и больной человек, и его ближние, пытаясь исполнить заповедь о любви, при внятном размышлении могут также сами себе уяснить, в чём для них является благотворность этой болезни и как они могут через терпение конкретных тягот спасти свои души, стяжав кротость и милосердие.

Иными словами, желательно поставить себе духовную цель, задумавшись: «От каких конкретно грехов избавляет меня эта болезнь и какие конкретно добродетели позволяет она мне стяжать?» И дальше уже двигаться с Божьей помощью в этой духовной перспективе.

Счастье - это участие

Иерей Олег Гиндин, настоятель храма в честь Святителя Луки Крымского при психоневрологическом интернате № 3 в Петергофе (Санкт-Петербург):


Иерей Олег Гиндин- Счастье - это участие. Мы созданы друг для друга, а не чтобы просто ходить и проветривать себя. Человек с тяжёлыми нарушениями развития может спасаться сам и помогать спасаться другим.

Подготовил Игорь Лунев

13 сентября 2024 г.
https://pravoslavie.ru/163388.html

Православие

Previous post
Up