Oct 07, 2010 22:21
Предприятие (enterprise) -- это люди и оборудование/помещения с известным распределением полномочий и ответственностей.
Метод -- способ работы. Компоненты метода -- это последовательности стадий работы во времени (процессы разработки), единицы работы (практики), акторы (люди и инструменты), продукты работы, языки и нотации для таких продуктов работы, как модели.
Предприятие состоит из двух различных подсистем/подпредприятий:
-- производственная система, которая является обеспечивающей системой для целевой системы (продукта или сервиса). Это та часть предприятия (люди и инфраструктура), которая обеспечивает продвижение целевой системы (спичечного коробка или атомной подводной лодки, или парикмахерского сервиса) по ее жизненному циклу: замышляет, проектирует, изготавливает, совершенствует, модернизирует и т.д.
-- организационная система, которая является обеспечивающей системой для производственной системы предприятия как своей целевой системы (то есть продвигает эту систему по жизненному циклу -- замышляет, проектирует, изготавливает, совершенствует, модернизирует и т.д.).
Это только логическое различение, а не физическое деление. Понятно, что одна и та же ручка/компьютер/человек могут участвовать как в производстве, так и в организовывании производства.
Постановка метода -- это работа организационной системы предприятия по продвижению производственной системы из состояния, в котором метод невозможно использовать в состояние, в котором использование метода возможно (т.е. закупка и настройка оборудования, обучение людей, распределение ответственностей за получение тех или иных продуктов работы).
Часто организационная система явно выделяется не только как "логическое рассмотрение", но и как физически отдельно существующая "служба развития" и подчиняется эта служба специальному менеджеру -- "директору по развитию". С другой стороны, по мере совершенствования явной постановки методов, директорами по развитию становится всё Правление, а собственно производством занимается уже линейный менеджмент и его сотрудники.
PraxOS -- это каталог компонент методов работы, который организационная система использует для постановки методов своей работы (самоорганизации), а также методов работы производства.
Девиз TechInvestLab -- организуем организаторов (мы -- обеспечивающая система для организационной системы, т.е двигаем организационную систему по ее жизненному циклу), то есть осуществляем в целевом предприятии постановку методов организационной системы из каталога PraxOS.
Основная задача организационной системы -- это осуществить постановку методов производства, используя при этом соответствующий каталог компонент этих методов (разработанный самостоятельно, или взятый из других каталогов, например каталога компонент методов PraxOS).
Каталог методов включает в себя знания (повторно используемую информацию), структурированные в форме компонент методов.
Современные предприятия называют знания о методе своей работы (хотя и не структурированные в форме компонент методов) нормативно-справочной информацией (master data). Нормативно-справочная информация включает в себя сведения о клиентах и поставщиках, присутствующей на рынке продукции, нормативном регулировании производства, технических стандартах и т.д.
Особенность НСИ в том, что она
а) крайне разнородна по форме. Это текстовые файлы, сканы бумажных документов, файлы сотен форматов, разнороднейшие базы данных.
б) крайне разнородна по содержанию.
НСИ собирается разными акторами, которые используют ее в своих целях. Поэтому в совместном ходе работ (workflow) нескольких акторов вполне возможно расхождение информации. Так, заказ клиента X, который указал новый адрес доставки, может быть доставлен по его старому адресу -- ибо актор приема заказа ведет свою базу адресов клиентов, а актор доставки заказов может вести свою базу (или пользоваться какой-либо заказной базой адресов, которая плохо обновляется). Такого сорта проблем множество, и поэтому есть тенденция к интеграции нормативно-справочной информации разных акторов. Нынешнее поколение корпоративных информационных технологий предусматривает такую интеграцию на уровне одного предприятия, а в планах передовых предприятий стоит такая интеграция в рамках расширенного предприятия (группы предприятий, которые совместно выполняют большие проекты).
Проекты корпоративной информатизации сегодня -- это во многом проекты интеграции нормативно-справочной информации. Беда тут в том, что разные корпоративные информационные системы (CAD/PLM, ERP, EAM и т.д.) по-разному подходят к проблеме управления нормативно-справочной информацией. Более того, у разных служб предприятия свои бюджеты на развитие (то есть организацию своей деятельности, постановку новых методов работы), поэтому управление НСИ организовано "островками" -- вокруг CAD/PLM со своей терминологией, вокруг ERP со своей терминологией, вокруг EAM со своей терминологией и т.д.
Проблема управления НСИ как частью знаний о методе усугубляется тем, что требуется поддержать кооперацию работы разных групп специалистов, профессионально обеспечивающих разные стороны работы с информацией:
1. Предприниматель/Заказчик (главная заинтересованная сторона, задает цели). Должен быть кто-то, кто задает цели существования производства, и требует надлежащих его характеристик, которые могут обеспечить знания в форме компьютерной системы НСИ.
2. Методолог/стратег/технолог - определяет метод/стратегию работы. Он берет смысл у заказчика и выстраивает метод, удерживая цель -- "для чего работаем". Он объясняет онтологу, какие знания нужны, исходя из интересов заказчика. Чаще всего такой работой занимаются "аналитеги" всех мастей. Главное тут -- системное мышление, удержание целого из многих мелких деталей, каждая из которых важна для какой-то заинтересованной стороны. Проблема в том, что таких людей не готовят: менеджеры слишком неформальны, а инженеры часто не озабочены методом как таковым. Так что подобным часто занимаются "самородки-самоучки", часто автоматически попадающие тем самым в службу развития. Именно тут используется ISO 24744, деревья Голдратта, BPMN 2 и т.д.
3. Онтолог -- занимается инфологией, "моделированием данных", описанием знаний, необходимых для реализации метода/стратегии/технологии в понятной компьютеру форме. На входе у него implicit знания, на выходе -- explicit данные на носителях. Чаще всего такой работой занимаются "прикладные" айтишники, которые интересуются предметной областью производства или организации. Очень редко этим занимаются производственники, которые не забыли вузовский курс логики и имеют склонность к философствованию. Именно тут используется ISO 15926.
4. Программист -- занимается датологией, формальной работой по хранению, пересылке, трансформации данных безотносительно смысла этих данных. Это "системные программисты" и "системные интеграторы", которые поднимут базу данных, наладят SOA, напишут компилятор, обеспечат все нужные интерфейсы и перекодировки. Именно тут используются языки программирования в ассортименте (включая онтологические языки и их обработчики).
Организатор -- это тот человек, который производит постановку метода, подготовленного сотрудничеством Заказчика, Методолога, Онтолога, Программиста. Он (обладая для этого всеми полномочиями топ-менеджера) организует
-- разработку метода
-- обучение людей, которые будут акторами, закупку соответствующей инфраструктуры/оборудования/материалов
-- проводит назначение акторов на конкретных людей, то есть раздает полномочия и ответственности, снабжая также инструментами и ресурсами: впечатывает потребные производственные функции в человеческий и инфраструктурный материал, организует материал для выполнения необходимой функции.
-- по мере необходимости решает неизбежные конфликты (т.е. обеспечивает переговоры при выходе из производства в дискурс-по-DEMO)
Особо отметим, что приведенное деление не совпадает с традиционными дисциплинами и профессиями системной инженерии (инженерия требований, инженерия системной архитектуры, управление конфигурацией, системная интеграция и т.д.). Тем не менее, работа организатора в чем-то отдаленно похожа на работу инженера по требованиям, а методолога -- на работу инженера-архитектора.
Обсуждать далее, как именно позиция организатора делится между "развитием" и "топ-менеджерами" пока не будем, укажем только на часто наблюдаемый нами случай: команда организатора есть, но нет самого организатора (т.е. у него совсем другая команда, или он не организатор, а "руководитель" -- т.е. не организовывает работу по методу, а "руками водит" -- отдает конкретные команды для каждого дела). Не менее частый случай ровно обратный: организатор есть, а такой команды набрать не может (ибо не понимает, где взять людей соответствующих компетенций и как организовать их работу).
Поэтому акцент этого постинга на том, насколько разные люди должны заниматься компьютеризированным управлением знаниями в ходе создания и постановки метода, и насколько разную подготовку эти "знаниевые" люди из команды организатора должны иметь, чтобы получить нужные знания в компьютерной форме каталога, в том числе системы НСИ. Ключевой вопрос опять же о методе с его главными видами компонент:
-- какие профессиональные дисциплины (практики) при этом нужно задействовать,
-- людей каких профессий привлечь в команду организатора и какие инструменты для них купить,
-- какой жизненный цикл системы управления знаниями о методе
-- какие языки и нотации нужны для того, чтобы иметь знаниевые рабочие продукты, нужные для создания каталогов, включая НСИ, включая библиотеку видов моделей.