В глубоком отрочестве слышал я легенду о прекрасном фильме «Мастер и Маргарита» с В. Гафтом в роли Воланда. И даже видел один эпизод. По утверждению авторитетного товарища фильм сей был окружен легендами. Мол, настолько гениален он был, что укорил самого Сатану, и убоявшись разоблачения Князь Тьмы лично уничтожил все копии ШЕДЕВРА. Все эти годы я жил верою, что была, была достойная экранизация, плевался глядя на Басилашвили и тосковал по несбывшемуся.
Но человек предполагает, а жизнь не замедлить подложить сырца за пазуху. Явился в свете лучей истины человек, отец которого спиздил смонтированную копию, перед тем как Дьявол уничтожил ШЕДЕВР. И тут то посыпались на меня откровения и правда о фильме. Что в очередной раз подтверждает народную мудрость: «Истина не хуй, в горсти не утаишь!»
Первой рухнула легенда о происках Сатанаила и прислужников ада. Отцом лжи оказался продюсер, который не поделил с режиссером прибыли и проценты. Отчего фильм лег на полку и больше не жил. Вторая легенда о шедевральности была разрушена самим режиссером с ловкостью необычайной. И вот на этом-то я заострю свой изнеженный бездельем ум. Ибо нет ничего лучше, как закидать говяшками классиков. Как грится: « Я всем расскажу до чего довел планету этот фигляр ПэЖэ!»
Начало фильма вполне пристойно, очень даже качественно…..для голливудского фильма категории «Б». Горящий Гафт хохочет, причем очень злобно и громко. Я ужаснулся. Меня не покидало чувство незавершенности данного эпизода. Через несколько минут ступора, пары перемоток и активного мозгового штурма я все понял. В эпизоде явно не хватает…Mini Me. Дальнейшее развитие режиссерского замысла продолжало удивлять и шокировать. Создавалось мнение, что сверхзадачей режиссер поставил «равнение на кич».
И опять таки не изменяя своей любви пойду поэтапно.
1. Сюжет- «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. Практически без изменений, однако есть режиссерские находки (2 штуки о них ниже).
2. Воланд- В. Гафт, по моему мнению гениальный актер, тяжелая артиллерия советского кинематографа, не удивлюсь если, в целях защиты репутации, он и уничтожил все копии фильма. Исполняя режиссерский замысел Гафт пафосен и неприступен, как следствие любая реплика произносится без эмоций, без игры, без души. К слову сказать, этот прекраснейший актер иногда срывался и начинал играть (хорошо играть, иначе ИМХО он не может). Что выглядело еще более ужасно. В целом Гафта было бы жалко, если бы он так рьяно не отдавался «злодейскому смеху».
3. Пилат- М. Ульянов. Как только Ульянов появился в кадре в роли прокуратора Иудеи я приготовился получать позитивные вибрации. Казалось чего проще, играй как в «Противостоянии» Жукова и Пилат заиграет новыми гранями. Но и тут режиссер пошел по нестандартному пути. Пилат- это, как бы, альтер эго Воланда. Поэтому об особенностях актерской игры см. п. 2.
4. Матфей (Левий Матвей)- Л. Дуров. Просто ад. Куда все делось? Когда Дуров обращается с обличительным монологом к Богу, у меня родилась в голове следующая сценка.
Дуров: Ты злой Бог, ты не можешь ему помочь, а вот я могу…пальцем (пробивает пальцем кирасу центуриона)
В общем, истерически визжащий Дуров производит впечатление, в целом, тягостное.
5. Коровьев- А. Филиппенко. Шоу Бенни Хилла, блядь. Такое впечатление, что заиграет знакомая музыка, и Александр Григорьевич начнет носиться посреди английской пасторали с толпой голых баб в ускоренной перемотке.
6. Маргарита- А. Вертинская. Шоу Бенни Хилла мэйд ин вумен, отчего впечатление еще более ужасающее. Такое впечатление, что Маргарита, удолбанная по самое немогу, воспринимает окружающую действительность как жизнерадостный анекдот.
7. Бал у Сатаны - тут Дьявол проявил поистине адскую изобретательность, перемещаясь из Петергофа с Сандуны в мгновение ока. В общем все также наиграно и печально, зато нет худа без добра, есть прекрасный момент где А. Вертинскую мацает за сиську здоровый мужик.
8. Режиссерские находки - их две хорошая и ужасная. Первая- встреча на Патриарших, вроде как крещеного Бездомного (Гармаш) Воланд заставляет отречься от Христа и наступить на его изображение. Очень сильная сцена, напряженная и очень грамотно отыгранная. Бездомный ведется, и, видимо, как последствие проклятия высших сил, весь оставшийся фильм (то есть практически весь) Гармаш играет как пьяный слесарь на первом туре вступительных в ГИТИС.
Вторая - ужасающая дань демократии. Сцена бала у Сатаны.
Коровьев: Ленин, Сталин, Гитлер…
Маргарита: Так они же еще живы.
Коровьев: Приглашены за особые заслуги.
В целом Ю. Кара разрушил мои юношеские мечтания и отравил ядом отвратительной режиссуры целую плеяду мастеров. Вот список:
Виктор Раков - Мастер
Анастасия Вертинская - Маргарита
Валентин Гафт - Воланд
Александр Филиппенко - Коровьев-Фагот
Владимир Стеклов - Азазелло
Виктор Павлов - Кот Бегемот
Александра Захарова - Гелла
Михаил Ульянов - Понтий Пилат
Николай Бурляев - Иешуа Га-Ноцри
Сергей Гармаш - Иван Бездомный
Борислав Брондуков - Варенуха
Виктор Сергачёв - финдиректор Театра Варьете Григорий Данилович Римский
Евгений Весник - психиатр
Мария Виноградова - Аннушка
Михаил Данилов - Берлиоз
Лев Дуров - Левий Матвей
Леонид Куравлёв - председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой
Людмила Иванова - Пелагея Антоновна, жена Босого
Владимир Кашпур - Андрей Фокич, буфетчик
Вадим Захарченко - Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза
Игорь Кваша - доктор Стравинский
Наталья Крачковская - Штурман Жорж / дама в «Грибоедове»
Виктор Мамаев - Иероним Поприхин
Спартак Мишулин - Арчибальд Арчибальдович
Роман Ткачук - Николай, швейцар в «Грибоедове»
Валерий Носик - Алоизий Могарыч
Игорь Верник - Иуда
Георгий Саакян - Иосиф Сталин
Сергей Никоненко - директор Варьете Стёпа Лиходеев
Вячеслав Шалевич - Иосиф Каифа
Юрий Шерстнёв - Афраний
Сергей Николаев - Николай Иванович, сосед Маргариты
Амаяк Акопян - конферансье Жорж Бенгальский
Валентин Голубенко - кентурион Марк Крысобой
Юрий Дуванов - следователь
Ирина Кара - Низа
За это ему мое фи и общественное порицание потомков.
З.Ы. А сериал с Басилашвили бал не так уж плох.