БЕЗ СЛОВ: Алексей Анисимов "Часы"

Nov 04, 2010 10:15

Трагедия без слов в пяти актах

Действующие лица:
Человек
Часы
(Двое грузчиков, но можно обойтись и без них)

Комната. Из мебели в ней только стол, на котором находятся стопка бумаги, перо и стакан с чаем, стул и застеленная кровать.

Акт первый

Молодой человек вносит в комнату покупку в огромной картонной упаковке, в рост человека. Может быть, ему помогают в этом и грузчики, но лучше, если он сделает это сам. Человек очень дорожит покупкой, поэтому он очень осторожен. При этом ему не терпится завершить это дело и скорее начать любоваться покупкой.
Наконец, человек освобождает покупку от картона, и перед зрителем во всей красе предстают огромные великолепные часы. Будет лучше, если часы будет играть человек, а не техника. Ведь часы - это ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, и потому, великолепие этих часов целиком зависит от художника, костюмера и бутафора. Но главное - часы эти с боем, и значит у человека, играющего часы, в одной руке должен быть колокол. Так вот, часы распакованы, установлены на своё место, человек заводит их специальным ключом, садится на стул и любуется.

Акт второй
Часы вдруг бьют в колокол - (они будут всегда издавать только по одному звуку за раз, чтобы не утомлять зрителя), и человек смеётся от счастья. Человек ждёт ещё какое-то время, и вновь раздаётся удар. Человек улыбается и тут же грустно вздыхает - он вспоминает, что ему пора работать.
Человек берет в руки перо, кладёт перед собой лист бумаги , начинает думать, что-то писать. Через какое-то время часы бьют опять, человек смотрит на них уже обыденно, но при этом писать начинает активнее. Через некоторое время часы бьют опять, и человек ускоряет свою работу - меняя один лист бумаги за другим. И так ещё несколько раз - ЧАСЫ отбивают час за часом, а человек работает. Наконец, после очередного удара в колокол, человек встаёт, со стула, довольный, считает исписанные листы, подходит к часам, нежно гладит их. Затем человек выпивает стакан чая, ложится на постель. Свет гаснет, но не полностью, потому что зритель должен видеть Человека и Часы.

Акт третий
Человек засыпает. Ему снятся приятные сны - это видно по его улыбке. Вдруг часы бьют в колокол, человек вздрагивает, тут же просыпается, резко открывает глаза и недоумённо смотрит на часы. Наконец, он вспоминает, что у него появились часы с боем, улыбается им и снова падает в постель. И только он засыпает, как часы бьют опять. Человек опять просыпается, недовольно накрывает голову подушкой. Затем человек долго ворочается. И тут опять бьют часы. Человек швыряет в них подушку, затем показывает часам кулак, вскакивает, поднимает подушку, швыряет её на кровать, и сам падает на неё. Часы бьют вновь. Человек вскакивает с постели, начинает бить часы ногами и руками, затем вдруг вырывает у часов колокол. Часы ломаются - у них вдруг начинают стремительно вращаться стрелки. Человек кладёт отломанный от часов колокол на стол, ложится в постель, накрывается одеялом с головой, и наконец-то засыпает.

Акт четвёртый
Свет набирает силу. Человек просыпается. Сначала из-под одеяла показываются руки, они потягиваются, затем ноги, потом человек откидывает одеяла, и зритель видит, что с человеком что-то произошло. Кажется, он постарел. А когда человек встаёт с постели, зритель видит, что движения его стали старческими, замедленными. Но Человек не замечает этого. За то человек замечает на столе колокол от часов, тут же вспоминает о вчерашней покупке, бросается к стоящим часам. Он долго сокрушается, безуспешно пытается вернуть часы к жизни. Наконец, человек садится за стол, берёт в руки перо и бумагу. Ведь пора работать. Но почему-то ему не работается. Напишет слово, и тут же черкает его, потом со злостью рвёт лист бумаги. И при этом посматривает на часы - как будто они мешают ему. Наконец, человек сметает со стола всю бумагу на пол, лезет под кровать, достаёт оттуда инструменты. Человек начинает ремонтировать часы. И, кажется, у него это получается. Он радостно потирает руки, суетится вокруг часов, и вдруг! - он вспоминает про колокол, который до сих пор лежит на столе. Он подходит к столу, берёт колокол в руки, но подумав, он оставляет его лежащим на столе.

Акт пятый
Человек берёт заводной ключ, с трудом заводит часы. И - о, чудо! - часы пошли. Кое-как, прерывисто, стрелки начинают движение. Человек стоит рядом, и с интересом наблюдает за тем, как часовая стрелка подбирается к цифре двенадцать. Вот она миновала цифру двенадцать, и звона не раздалось. Человек радостно бьёт в ладоши, быстро идёт к столу, встаёт на четвереньки и начинает торопливо поднимать с пола разбросанную бумагу и класть её на стол. Но вдруг тело перестаёт его слушаться, как будто наступает парализация. Но человек, всё-таки, кое-как, с большим трудом поднимается на ноги и с вопросом смотрит на часы. И он понимает, что Часы тоже смотрят на него. Так Человек и Часы смотрят друг на друга с минуту. Наконец, Часы кивают на колокол, лежащий на столе. И Человек, как под гипнозом, старческой дрожащей рукой поднимает колокол и зачем-то звонит. Стрелки часов замирают, часы поворачиваются и идут к выходу. Человек хватается рукой за сердце и пустым взглядом смотрит им вслед.
Тут, конечно, все ждут, что человек рухнет на пол. Но мы будем милосердны. Мы просто погасим свет.

недослов, мини-пьесы

Previous post Next post
Up