Я уже приводил как-то раз
один отрывок из последних бесед митр. Антония Сурожского в изданной на английском книге On the Light That Shineth in the Darkness. Теперь эта книга благополучно переведена на русский и совсем недавно выпущена издательством «Никея» под названием "Уверенность в вещах невидимых". Помещу здесь еще один отрывок, весьма трогательный, на мой взгляд (беседа 21 февраля 2002 г.):
«В одном из отрывков писаний великого подвижника, святого Исаака Сирина говорится, что вечное занятие ангелов - это танец. Вы знаете, что такое танец. Как он может быть вечным занятием? Святой Исаак Сирин в другом месте поясняет, что танец укоренен в глубочайшем молчании, которое можно выразить только молчанием, но еще его можно передать жестом, гармонией, красотой движений, не нарушаемых звуками, мыслями, словами. Я это вспомнил, когда встретил лет сорок назад одного греческого богослова. Он работал во Всемирном Совете Церквей и, по возвращении из первой поездки в Россию, мне сказал: «Теперь я знаю, что такое молитва». Я удивился, потому что он преподавал богословие, был человеком крепкой веры, человеком, которого я уважал за его цельность. Я его спросил: «Где вы об этом узнали: в одной из церквей, в одном из монастырей? Или вы встретили кого-то, кто являл собой веру и молитву?» Он сказал: «Нет, я понял, что такое молитва, когда пошел на балет и увидел, как танцевала одна балерина. Она несла в себе абсолютное молчание, и это молчание выражалось в совершенном жесте и движении».
Это современная иллюстрация того, что было сказано в VII веке. Даже в танце мы можем искать откровение истины. Разумеется, танец, как и музыка, как мысль, как пение, как речь, может отвлекать, становиться для нас преградой, но, оказывается, есть такая глубина молчания, которую возможно выразить только в гармонии жеста».
A недавно я был в культурном центре на Покровке на презентации очередной книги прот. Алексея Уминского, с кем и познакомился заодно (кстати, репортаж был на Правмире, но сейчас никак не могу его найти, кто подскажет?). И о. Алексей как раз показал слайды, отснятые во время его поездки в Кению, по линии «Православной энциклопедии». А там, как и во многих других патриархальных культурах, танец вообще занимает исключительно важное место. И ни одна православная литургия у масаев, например, без танцев не обходится! Греческий архиепископ Александрийского Патриархата, когда приезжает служить в какой-нибудь из приходов, сам участвует в этих танцах.
И вот возникает следующий вопрос. Когда приходилось раньше что-нибудь читать о молитве из разных благочестивых рассуждений, то приводились довольно убедительные аргументы, что в молитве призвана участвовать не только душа, не только ум человеческий, но и тело. Разумеется, человек сложносоставное существо, и положение его тела, его общее состояние влияет на душу. Поэтому в Великий пост, например, мы кладем земные поклоны. Но в таком случае, почему покаяние наше мы выражаем в соответствующих жестах, а благодарение или радость - нет?.. Нелогично получается. Выходит дело, в культурах разных племен, как будто менее цивилизованных, этот момент выражен и прочувствован куда более глубоко.