О посте, аскетике и не только

Mar 17, 2011 21:31

В сообществе "Бурсаки" (bursaki) almadorus как имевший в недавнем прошлом непосредственное отношение к активной церковной жизни выразил такие вот откровенные и невеселые мысли. В чем-то, конечно, читателю с ним можно поспорить (хотя я лично даже не знаю, с чем), но слабые стороны нашей бытовой церковности ухвачены верно. Я выделил жирным шрифтом наиболее, на мой ( Read more... )

жизнь церковная

Leave a comment

Comments 55

rybka March 17 2011, 18:51:03 UTC
Таким образом вопрос :" а для чего человек реально в церкви ?", остаёться открытым

Reply

pretre_philippe March 17 2011, 19:18:37 UTC
Верно. Поскольку открыт еще вопрос - а что есть Церковь? И далее может последовать серия таких подвопросов... Церковь - здания, люди, общины, богослужения, обряды и т.д.? Если общины, то много ли их сейчас? Если люди, то какие? Те, которые давят друг друга в погоне за "благодатью" в очереди к святым мощам? Допустим, и они тоже, но где тут Христос посреди них?... Иерархия, жизнь которой протекает "в собственном соку" вдали от народа, в том смысле, что простые люди сами по себе, а иерархи сами по себе? В общем, не случайно протестанты довольно скоро пришли к мысли о "церкви невидимой".

Reply

rybka March 17 2011, 23:33:13 UTC
отче ,званы многие ,но избранных мало .где бы человек не находился ,там и постараеться устроиться поудобнее .Да ,есть борьба ,а есть такая некая нишенка где человек зависает и больше не развиваеться в Господе ,то есть внешнее благочестие ,расшаркивание и т.д. становиться основным нежели служение Господу .( не говорю о всех ,но такая тенденция есть )

Reply


pochta_polevaya March 17 2011, 19:18:32 UTC
Не обобщай, да не обобщен.. попадания есть, как констатация лишь. Знаю богослужение, но у меня часто случаются "благочестивые паузы", по выражению С. Фуделя, когда миряне ни слова не понимают - в Посланиях нпр. И выходят со службы с чувством вины - вот опять "выключался" на службе. Или выключали? А сегодня на соборовании неизвестный мне молодой священник так внятно и дивно прочитал Послание Ап., что я обрадовалась узнанному тексту. и зачем русифицировать при таком чтении? В русском языке нет и не может быть аналогов многих ц.-с. лексем.

Reply

pretre_philippe March 17 2011, 19:23:08 UTC
Здесь дело вкуса и привычки. Привычка с первых раз психологически много значит, по себе знаю. Но Христос приходил по большому счету совсем не для того, чтобы был введен какой-то особый сакральный язык в богослужении. Тут больше эстетизмом каким-то отдает.
В общем, я лично за многообразие практик, о чем писал уже много раз по поводу богослужебного языка. Чтобы люди разного психологического типа могли найти для себя что-то созвучное. Нынешняя же церковность отбирает только определенные психологические типы, фактически изменяя своему универсализму.

Reply

pochta_polevaya March 17 2011, 19:32:37 UTC
Согласна, отец Филлип, но если "расцветет сто цветов", неизбежны споры. Если не ленится и многолетне читать на славянском, сознание поворачивается, или сердце к пониманию.
Тревожит и профанация при переводе.

Reply

pretre_philippe March 17 2011, 19:45:04 UTC
Неизбежны споры?...
А сейчас их разве нет?
ЦСЯ изначально был искусственным языком, приспособленнным под греческую грамматику и соответствующие византийские гимнографические тексты. На нем никогда никто не говорил и не думал, и в этом его сильная уязвимость: как бы частично понятный, но не до конца. И с немалым количеством невразумительных выражений в Псалтири, не говоря уже о канонах двунадесятых праздников, которые, впрочем, из народа обычно и так никто не слышит и не может слышать.

Reply


victor_a_k March 17 2011, 19:30:55 UTC
Вообще, как я уже неоднократно говорил, верующий человек обречен жить в состоянии перманентной шизофрении

абсолютно согласен...

Reply


odojdi March 17 2011, 20:00:47 UTC
Спасибо, отец Филипп. Очень большое спасибо.
Грустно это все. Читаю Лествицу (надо же когда-то наконец узнать, про что же это так вздыхают многие знакомые) и поражаюсь просто. Нет, не мне, в общем, судить, но пока я не могу понять: в чем смысл того количества слез и поруганий, над которыми так свунится святой Иоанн? Может, вы мне объясните? Ну неужели же правда спасение только там, где вот такое море слез, в котором тонут послушники и вообще все обитатели того утопического монастыря?
Мнда.

Reply

pretre_philippe March 17 2011, 20:03:48 UTC
Согласен, у меня тоже это вызывало всегда недоумение! В Лествице есть свои изюминки, но это совсем не то.

Reply

odojdi March 17 2011, 20:06:27 UTC
Но прочитать надо.
А что вы посоветуете в пост прочитать, раз уж на то пошло?)))

Reply

pretre_philippe March 17 2011, 20:19:24 UTC
Да ничего особенного! Лествицу по крайней мере читать не буду... Я Библию (ВЗ) решил за пост одолеть по возможности: по 30 стр. в день в среднем вполне реально! :))

Reply


aepikur March 17 2011, 20:43:12 UTC
У нас в Царёво, Никольский храм, два пожилых священника, "обрывают" при попытке говорить о том кто что ест, - Еда не главное, приведите в порядок свои мысли! А из другой церкви, бабушки, бывает, поступают в больницу перед Пасхой. Но, мне кажется, они получают от этого удовольствие. Этот маленький подвиг, даёт им радость самоуважения, которую им более негде взять.
И вербочки-пасочки, это ведь настоящее праздничное действо. А дети как радуются! Это, в отличие от "бубнежа" всем понятно.
Живого общения, конечно в церкви не хватает. Священник, как правило,патерналистичен, впрочем народ этого и ждёт. Когда пожилой человек выслушивает наставления батюшки, возникает некое таинство (ребёнок на коленях перед отцом, детские эмоции, восприимчивость). Если это "опиум", то он очень нужен людям. А правильно это или нет, я не знаю.
Большое спасибо Вам! Вы поднимаете очень важные вопросы, которые необходимо обдумывать и обсуждать.

Reply


Leave a comment

Up