27 января Поместный Собор Русской православной церкви избрал Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Вторым кандидатом на пост патриарха был митрополит Калужский и Боровский Климент, снискавший своей церковной и общественной деятельностью благодарность и уважение сограждан.
Итак, свершилось. По воле Божьей и решением Собора РПЦ обрела шестнадцатого Предстоятеля.
Однако нельзя не сказать о том, что шумиха в прессе накануне выборов Святейшего оставила в душах многих воцерковленных да и светских сограждан неприятный осадок.
Полемическая статья известного калужского журналиста Рудольфа ПАНФЕРОВА, написанная в день выборов, когда их результат еще не был известен как раз об этом.
Суета сует диакона Кураева
Тягостное впечатление остается после прочтения пространной публицистичной статьи диакона Андрея Кураева «Властная мысль», опубликованной в «Литературной газете» 21 января (
http://www.lgz.ru/article/7370).
Это весьма эклектичное сочинение не случайно появилось накануне патриарших выборов. Казалось бы, сугубо внутреннее дело церкви, сокровенное и святое. Выбирайте духовного пастыря по заслугам его и воле Божьей. Ан нет, письмоводитель наш сетует на то, что «православный епископат - закрытое сословие» и дело предстоящих выборов может оказаться темным. И открывает нам столько нового! Оказывается, что «недуг нашей церковной жизни - это очевидное обстоятельство, что у наших иерархов практически нет личного выражения лица. Единственное исключение - митрополит Кирилл». И даже походя бросает тень на покойного патриарха Алексия II, попрекая его за традиционность в проповедях, что уж и вовсе не по-христиански. Понятно, за кого следует голосовать даже и тем, у кого вдруг обнаружится «лица необщее выражение».
Дальнейшим своим откровением диакон подводит прямо не без дьявольской иронии суровую черту: «На вопрос, что же будет с Родиной и с нами, ответ прост. Будущее у России ясное, короткое и печальнее: России осталось не больше 50 лет». И тут же приводит доказательные цифры грядущего Апокалипсиса. Спрашивается, кому адресует демографический упрек наш «думный дьяк»? Простые люди здесь ни при чем, виноваты атеисты-либералы, которые осуществили демократические реформы, забыв про демографию. Кураев указывает, что спасение России - в многодетных религиозных семьях.
По всем правилам предвыборных технологий следует неизбежный вопрос: и кто же из наших епископов может влюбить молодежь в православие? По мнению Кураева, это, единственно и несомненно, митрополит Кирилл, «отвечающий за улыбки внешнему миру». Как говорится, и выбирайте себе и нам на радость! Сам дьяк признается, что «впервые за тысячу лет своей истории Русская церковь сможет свободно избрать своего патриарха».
Да, но зачем тогда табуретки-то ломать? Внимательно читаем: «Сейчас считается, что главным оппонентом митрополита Кирилла станет управляющий делами патриархии митрополит Климент. В течение многих лет вл. Климент был тенью митрополита Кирилла, будучи его первым заместителем».
Не оппонент митрополит митрополиту в незыблемых церковных догматах. Значит, бунт на корабле? А точнее, просто-напросто альтернатива на выборах. Так это же святое дело, тем более что есть возможность «впервые свободно избрать».
Далее следует такое, что так и хочется повторить известное в церковном обиходе: «Дьякон, не все бы ты вякал!» Признаться, читал и глазам своим не верил. Позавидуют дьякону самые непотребные пиарщики из приснопамятной газетенки «Не дай Бог!». Я наивно полагал, что главное в церкви не власть, а братская любовь. И куда подевалось благочестие?
Оказывается, виноват вл. Климент в провале идеи преподавания в светских школах «Основ православной культуры». И категоричный вывод: «Отсюда - невозможность для митрополита Климента в решающую минуту предстать перед избирателями в лаврах победителя, отстоявшего общецерковные интересы».
И чем далее - тем более захватывающее: «Но есть, однако, на его имидже и еще более тяжелое обременение. Это его младший брат - архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, человек тяжелый и жесткий. Раз в пятилетку в возглавляемой им Тобольской семинарии студент кончает жизнь самоубийством. В 1992 году повесился семинарист Главацкий, весной 1997 г. с колокольни бросился Чепелюк, в ноябре 2003 г. в 30-градусный мороз в тапочках и пижаме убежал из семинарии и замерз на тобольской улице Сидоров. Вместо того, чтобы исцелиться, они были сломлены. Сама обстановка тобольской церковной жизни - тотальная слежка, выдавливание всего хоть чуть-чуть несогласного».
Следует пространный рассказ о том, как неразумно обходится архиепископ Димитрий с памятниками культуры и даже мощами святых предшественников, которые он сокрушил в ходе показушного ремонта.
Спрашивается, а при чем здесь митрополит Климент? Почему за много лет не приняли должных мер? Хорошо известно из истории, как умеет карать церковь за непослушание, тем более за такие вопиющие факты. Неужели для сведения счетов выборы - самое подходящее время?
Не перечислить всех полемических перлов, содержащихся в огромной статье (более газетной полосы большого формата) словоохотливого дьякона, который двух иерархов церкви, вл. Климента и вл. Димитрия, обозвал ни больше ни меньше как «тобольскими братьями». Спасибо, хоть не калужско-тобольской группировкой!
В физике есть понятие «вырожденный коллектив». Явление наблюдается тогда, когда на одно и то же энергетическое место претендует несколько элементарных частиц. Когда всем частицам хватает места, то об их взаимодействии и характере поведения ничего не известно. Но клирики-то, надеюсь, руководствуются нравственными предпочтениями, чему и нас, грешных, учат. Даже при выборах не следует дьяконам уподобляться элементарным частицам!
Неистовый наш дьякон высказывает, наконец, убийственно популистский аргумент: «Я же надеюсь на избрание митрополита Кирилла. Он единственный, в чьем присутствии умолкает даже Познер». С коих это пор многажды продажный, с тройным гражданством Познер стал мерилом чистоты и нравственности? Уверен, что митрополит брезгливо поморщился за такую услугу перестаравшегося диакона.
Господи помилуй! - так и хочется воскликнуть, прочитав сей опус. За что же столь щедро облили грязью нашего уважаемого митрополита Калужского и Боровского? Только лишь за то, что согласился стать альтернативой на выборах на Архиерейском Соборе среди почтенных коллег-единомышленников.
А еще отец Вигилянский убеждал нас, что при выдвижении кандидатов на пост патриарха нет предвыборной борьбы! Как после всего этого верить пастырю? Ай да Кураев! Всех поставил в ложное положение!
Митрополит Климент хорошо известен в Калужской области благодаря многолетнему своему служению и подвижничеству, возрождению монастырей и всей церковной жизни. Накануне 2009 года ему присвоено звание Почетного гражданина Калужской области за особые заслуги «в сфере государственной и культурной деятельности». Правда, и здесь, на мой взгляд, перестарались. Слово «государственной» явно следует заменить словом «общественной» во избежание противоречия со ст. 14 Конституции РФ.
А так все верно. Властная мысль и время все поставят на свое место.