Наверное про данный купол не писал только ленивый.
Чем мы хуже других?
отсюда:
http://gradionov.livejournal.com/512047.htmlРечь идет о самом большом купольном сооружении в мире, построенном в ноябре 1984 г. и простоявшем до 25 января 1985 г. Если крупнейшее сооружение прошлого - Вавилонская башня - имело диаметр 193 м и поддерживалось внутренними опорами, то наш Большой Купол был безопорным и имел диаметр 236,5 м! Его можно заслуженно считать Восьмым Чудом Света. Купол должен был стать зданием Высоковольтного испытательного центра Всесоюзного электротехнического института имени В.И. Ленина. Под его крышей планировалось проводить испытания высоковольтного оборудования для самой мощной и протяженной линии электропередачи «Экибастуз - Центр» напряжением 1500 киловольт. Кроме того, намечалось исследовать стойкость оборудования к воздействию коротких электромагнитных импульсов, возникающих при грозовых разрядах и атомных взрывах. Размеры купола и выбраны, исходя из заданного испытательного напряжения в миллионы вольт. Форму купола проектировщики (ЦНИИпроектстальконструкция) выбрали в виде приплюснутой сферы, подобной капле ртути, лежащей на столе. Диаметр «капли» по экватору, расположенному на высоте 23,2 м, составлял 236,5 м. Купол шарнирно опирался на 63 столбчатых фундамента, расположенных по окружности диаметром 231,7 м. Высота сооружения достигала 118,4 м.
В вершине купола было расположено технологическое помещение диаметром 34 м с площадью пола 900 м² и массой 110 т. Была предусмотрена возможность расширения этого помещения до диаметра 90 м. Обслуживала этот объект рота войсковой части 43021 Главспецстроя. 25 января 1985 года в 7 часов 30 минут утра купол обрушился.
Жертв не было. Шутили тогда: "Видели ли вы мятых 40 млн.?"(большие деньги тогда).
http://ser-stepanov.livejournal.com/1151.html Техническая комиссия пришла к выводу, что авария произошла в результате неблагоприятного сочетания небольших погрешностей при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций. Никто серьезно не пострадал, не был отдан под суд и даже не был исключен из партии.
Спустя десять лет, однако, кто-то заметил, что обрушение купола все же имело весьма серьезные последствия. Дело в том, что начальник строительного отдела ЦК КПСС И.Н. Дмитриев из-за аварии купола лишился своей должности. На его место был назначен и переехал в Москву Б.Н. Ельцин. Цепочка событий, связанная с этим именем, в конце концов привела к развалу Советского Союза"
далее отсюда:
Расчетная проектная нагрузка на опору составляла 300т. Комиссией по расследованию аварии
было отмечено, что основной причиной аварии явилась значительная снеговая нагрузка,
ошибки в расчетах конструкции купола и отсутствие системы очистки снега на куполе.
Жертв не было, услышав шум, строители успели покинуть здание.
Обрушение породило шутку, вынесенную в заголовок поста. Для понимания сути:
40 млн оборонных соврублей - это примерно 60 штук 80-ти квартирных домов, в сопоставимых ценах.
Хороший такой микрорайончик…
Купол должен был стать зданием Высоковольтного испытательного центра Всесоюзного электротехнического института имени В.И. Ленина. Под его крышей планировалось проводить испытания высоковольтного оборудования для самой мощной и протяженной линии электропередачи «Экибастуз - Центр» напряжением 1500 киловольт. Кроме того, намечалось исследовать стойкость оборудования к воздействию коротких электромагнитных импульсов, возникающих при грозовых разрядах и атомных взрывах. Размеры купола и выбраны, исходя из заданного испытательного напряжения в миллионы вольт.
Форму купола проектировщики (ЦНИИПКС) выбрали в виде приплюснутой сферы, подобной капле ртути, лежащей на столе. Диаметр «капли» по экватору, расположенному на высоте 23,2 м, составлял 236,5 м. Купол шарнирно опирался на 63 столбчатых фундамента, расположенных по окружности диаметром 231,7 м. Высота сооружения достигала 118,4 м.
Толщина конструкции оболочки составляла 2,5 м. Несущий каркас был выполнен в виде перекрестной системы стальных ферм трех направлений, образующих треугольные элементы размером 9 х 9 х 9 м. К наружным поясам каркаса приварены мембранные полотна из атмосферостойкой стали толщиной 1,5 мм. К внутренним поясам крепились панели подвесного потолка с теплозвуко-изоляцией из минеральной ваты, закрытой гофрированным алюминием. На отметке 106,7 м внутри здания располагалось подвешенное к каркасу перекрытие, на котором размещалось грузоподъемное оборудование.
Масса стали основных и ограждающих конструкций составляла 10050 т, а алюминия - 363 т. Все элементы несущей конструкции изготовлены на Челябинском заводе металлоконструкций. Изготовление панелей подвесного потолка, укрупнительную сборку конструкций и монтаж выполнило Монтажное управление № 21 треста Спецстальконструкция.
Монтаж оболочки купола осуществлялся навесным методом от фундамента до вершины крупными блоками 9 х 9 мг (два соединенных треугольных элемента) полной строительной готовности без использования каких-либо поддерживающих конструкций. Первые десять ярусов собраны двумя башенными кранами, движущимися по кольцевому пути снаружи здания. Начиная с одиннадцатого яруса монтаж производился одним краном грузоподъемностью 25 т, перемещавшимся по рельсовым путям внутри здания. Блоки 1-18 ярусов имели массу от 7 до 9 т, а девятнадцатого и двадцатого, включавшие участки технологического перекрытия - 18 т. После блочного 21-го яруса было собрано коробчатое кольцо диаметром 34 м. На него полиспастами подняли центральную часть оболочки массой более 600 т. Так завершилось строительство невиданного сооружения, которое должно было стать прообразом будущих северных городов для нефте- и газодобытчиков.
Как говорится "ТА ДААММ!!!!". Это к названию поста. Про некоторое "случайное" совпадение формы купола для электромагнитных испытаний с формой купола храма.
Однако в жизни купола наступила первая зима. В 1984/85 г. она была снежная и морозная. И купол не выдержал ее испытания. 25 января 1985 г. после нескольких дней треска, сопровождавшегося падением крепежных болтов, произошло его внезапное обрушение. К счастью, катастрофа произошла в 7 ч 45 мин утра, за 15 мин до начала рабочего дня, и поэтому никто не пострадал. Сотрудники испытательного центра на подходе к работе услышали страшный грохот, почувствовали сотрясение земли и сильный встречный ветер. На их глазах гигантский купол исчез в котловане. Его стальные детали разбились о бетонный пол, как стеклянные.
Комиссия по расследованию причин аварии отметила прогрессивность, архитектурные и технологические достоинства технического решения здания в виде двухпоясного сетчатого купола. Она отметила также эффективность примененного навесного монтажа крупными блоками полной строительной готовности, обеспечивающего высокую скорость возведения сооружения при малых трудозатратах. В то же время комиссия сочла принятое решение сложным, особенно с точки зрения правильного определения усилий в элементах оболочки. «Для успешной практической реализации такого решения - заключила комиссия - требовалось провести детальные экспериментальные, теоретические и расчетные исследования с целью изучения статической работы сооружения, действительного сопротивления элементов конструкции, особенностей работы конструкций в монтажной и эксплуатационной стадиях. В полной мере эти исследования выполнены не были, в результате чего при проектировании сооружения, изготовлении и монтаже металлоконструкций имел место ряд упущений».
Комиссия выявила многочисленные дефекты и отступления от проекта, допущенные при изготовлении и монтаже узлов купола. Так, вместо высокопрочной легированной стали, местами оказалась низкосортная. Отверстия под крепежные болты сверлились не заранее по контроллеру, а при монтаже по месту в несущих элементах каркаса. Все это снижало прочность оболочки. Но глав- резкое увеличение нагрузки на купол, связанное с зимой. Перед обрушением температура воздуха в течение суток повысилась от -32 до +2°С и резко упало атмосферное давление. Остывшая за время морозов внутренняя часть оболочки не успела прогреться как наружная. В результате возникли сильные термомеханические напряжения, не принимавшиеся в расчет при проектировании. Резкое изменение атмосферного давления могло создать дополнительные нагрузки. Так, перепад давления внутри и снаружи купола всего на 10 мм рт. ст. вызывает нагрузку на оболочку, равную весу 1 см ртути, т.е. 136 кгс/м5, что близко к предельно допустимой. На крыше купола было много снега. Расчетная снеговая нагрузка в то время составляла 140 кг/мг. По оценке ЦНИИСК им. Кучеренко снеговая нагрузка составила половину расчетного значения. На самом деле она могла быть значительно большей.
Про версии обрушения можете почитать по ссылкам.
Рядом с остатками купола - Комплексный открытый ультравысоковольтный испытательный стенд.
Состоит из:
Каскада трансформаторов (КТ) на 3 МВ с коммутационной приставкой
Генератора импульсных напряжений (ГИН) 9 МВ
Установки постоянного напряжения (УПН) 2,25 МВ
Универсальный комплекс для испытания и исследования объектов техники на стойкость к воздействию импульсных электромагнитных полей естественного и искусственного происхождения.
Комплекс для проведения испытаний высоковольтных электровакуумных приборов и устройств на их основе.
отсюда:
http://dmitryga.ru/2009/238
Башня, что должна была висеть в этом куполе.
Сравниваем, просто так сравниваем.
Символы веры пока еще не прилажены. Видно время еще не пришло.
Владимир Мамзерев. 10.11.2014 г.