Искусство художника Алессио Исупова является искусством живописца, понимающего радость и силу цвета. Критика нашла в его картинах, которые все до единой наполнены жизнью и светом, искреннее художественное выражение; публика нашла в них правду и поэзию...
Антонио Манчини, итальянский художник
В Италии Алексей Исупов оказался в 1926 году в возрасте тридцати семи лет уже сложившимся художником.
Портрет дамы в русском костюме, 1931 год
Причиной отъезда Исупова в Италию был костный туберкулез, которым страдал художник. Несмотря на две перенесенные операции и последующую реабилитацию на грязевом курорте в Елецке Оренбургской области, болезнь прогрессировала. Оперировавший его знаменитый московский хирург Пётр Постников настоятельно рекомендовал Исупову продолжить лечение в стране с мягким морским климатом и помог получить разрешение на выезд. Весной 1926 года поездом, отходившим в направлении Ленинград-Рига-Берлин, Исуповы уехали в Италию.
Натюрморт с супницей и рыбой, 1925-1930 годы
Сбор лесных ягод
Портрет художника Джузеппе Фурлани, 1920-е годы
Женский портрет, 1920-е годы
Пикник в лесу
Картины Исупова сразу понравились итальянской публике, их назвали откровением для Рима. Первая персональная выставка его работ состоялась через год после его приезда в Риме. Затем прошли выставки в Милане, Неаполе, Турине, Триесте. Слава о нём, как о лучшем портретисте, скоро распространилась по всей Италии. Появились заработки, художник купил собственную виллу в центре Рима, обзавёлся мастерской. Появилась возможность подолгу жить и отдыхать в жаркой Сицилии.
Купальщики в Леванто, 1927 год
Виды Марина Гранде, 1927 год
Элегантная синьора, 1920-е годы
Девушка с розой
Валик
Женский портрет
Автопортрет, 1928 год
Женщина из Сканно, 1928 год
Девушка с цветком
Женский портрет
Дама с бокалом
Мать из Сканно, 1929 год
Высокую оценку творчеству Исупова дал автор первой монографии о творчестве художника Микеле Бианкале, отмечавший, что, изображая итальянских женщин в черных костюмах, Исупов придавал им русскую чувствительность особенностей местного характера, что придавало образу особую экспрессивную выразительность... Творчество Алессио Исупова - это искусство живописца, который знает всю радость и мощь цвета
Портрет Микеле Бианкале
Дама с зеркалом
Девушка с цветами
Портрет итальянского архитектора Армандо Бразини, 1932 год
Лето или девушка с вазой, 1930-е годы
Портрет жены художника с букетом цветов. Портрет жены за прялкой. 1930-е годы
Портрет женщины в белой кофточке, 1935 год
Обнажённая на фоне ковра, 1936 год
Лежащая обнаженная
Муза художника
Купальщицы
Туалет красавцы или Обнаженная с зеркалом
Разговор в саду
Разговор крестьян в деревенском пейзаже
Ностальгия давала о себе знать, традиционные мотивы русской жизни, неспешный крестьянский труд, русские пейзажи постоянно фигурировали в творчестве Алексея Владимировича.
Русская деревня зимой
Пейзаж с фигурами и лошадью, запряженной в сани
Сани
Крестьянский обед
Русские рыбаки
Бабы, купающиеся в сумерках после тяжелого рабочего дня
Русская деревня
Русские всадники
Крестный ход
Русские крестьяне
Рыбаки в доке. Одесса
Деревенские танцоры
Женщина с иконой, 1941 год
Невеста, 1941 год
Игрушки в детской
Мальчик с медведем Тедди, 1941 год
Кукла-автомат
Женщина с подносом, 1942 год
Женщина с попугаем Девушка с цветком в волосах
Женский портрет
Хороший дым
Портрет молодой женщины с веером Перед зеркалом, 1944 год
Мать и сын
Клоун
Автопортрет с собакой Ватрушкой Портрет Фёдора Шаляпина
Исупов, уроженец Вятки, был односельчанином Шаляпина (они даже были дальними родственниками), и был очень похож на него. Об этом писал в своей статье на смерть Исупова князь Сергей Александрович Щербатов в 1957 году: ...я и впрямь обомлел, впервые увидав его на пороге мастерской. Тот же богатырский рост, тот же голос, лицо, тот же цвет волос.
- Я с Фёдором ещё ребёнком играл, - пробасил он...
Алексей Исупов в Италии написал автопортрет в шаляпинской позе с собакой той же породы и окраса, что была у Шаляпина.
Выезд в оперу
Игрок в карты
Портрет Старика Портрет пожилого человека Портрет русского джентльмена
Исупов очень любил лошадей, часто посещал фермы, ипподром и постоянно писал жанровые сценки с ними.
Лошади в конюшне
Верхом
Рано поутру
Белая лошадь в конюшне
В конюшне
Встреча
Выгул лошадей
Кони на отдыхе
На водопое
Кормление лошадей
Крестьяне в римской сельской местности
Крестьянки в итальянском пейзаже
Крестьянская лошадь
Лагерь
Солдат на коне
На ферме
На ферме
Скаковые лошади, 1946 год
Тревога, 1946 год
Карета
Рабочий день
Сбор урожая
Кочующие цыгане
Цыгане
Модистка, 1946 год
Мужчина в белой шляпе
Букет сирени
В парке
Воскресным днём в городском парке
Чаепитие на веранде
Русская крестьянка, 1948 год
Семейный портрет
Автопортреты
В последние годы жизни художник писал в основном натюрморты, создав несколько десятков замечательных полотен, в отличие от русского периода, где был создан всего один Натюрмортом с купавками. В итальянских натюрмортах Алексей Владимирович использовал многочисленные детали и аксессуары: ленты, драгоценности, шляпки, зеркала, перчатки, вазы, самовары, посуду, цветы, фрукты, маски, изображая их не изолированно, а компонуя, прежде всего, на основе тональных отношений. Но из-за прогрессирующей болезни рук работал всё меньше и реже.
Натюрморт с дамской шляпкой, 1947 год
Натюрморт, 1947 год
Натюрморт с виноградом
Натюрморт с сиренью, 1951 год
Натюрморт с фруктами, 1951 год
Натюрморт с апельсинами
Натюрморт с ракушкой
Натюрморт с гортензией
Натюрморт с рыбой
Натюрморт с фруктами и ваза
Натюрморт с фруктами
Ваза с цветами, чашка и сахарница
Натюрморт с ягодами
Золотая осень, средина ХХ века
Скончался художник в Риме 17 июля 1957 года. Свои работы он завещал родине: Тамара, запомни, если что, картины мои должны быть на родине. В Третьяковской галерее, в Вятском музее...