Анна Гуннарсдоттир (Исландия) и ее войлочная скульптура

Jan 07, 2010 17:04

По Катиной просьбе начинаю выкладывать свои посты с летнего войлочного симпозиума в Дании - постараюсь дополнить их немного, чтобы не было скучно...
Anna Gunnarsdottir живет в Исландии и делает из войлока скульптуры, в том числе огромные - до 2 метров!, светильники, сосуды....



Эта симпатичнейшая жещина (трое детей! трое внуков!) была операционной медсестрой, в этом качeстве познакомилась со своим мужем-кардиохирургом (индийцем по национальности, но страстным любителем всего скандинавского). Позже она изучала текстильный дизайн, то есть имеет полноценное художественное образование, что в войлоке редкость.
Анна- совершенно бесстрашный человек :) и "что хочет, то и  делает" - в том смысле, что и скульптуры, и шляпы, и одежду. Я видела ее одежду вживую - класс!  Тонкий льющийся нуно-, насыщенные цвета, ничего общего со скульптурами...в Интернете этих фотографий практически нет (eе страница  исчезла из И-нета, и вообще она явно не очень компьютерный человек).      Так что вернемся к скульптурам...
Для скульптур Анна  использует исландскую шерсть, тонкую, с короткими волокнами, и всякие природные материалы - конский волос, рыбью кожу, раковины, камни, водоросли...













Эта последняя скульптура была сделана для выставки в Австралии. Сюжет нехитрый  - существо-мама и ее дети повернуты в сторону суши, существо-папа устремился в сторону моря и скоро исчезнет там.

Фигуры пропитаны поверполлом (см ниже). Анна рассказала, что разместила вечером скульптуры на берегу, насыпав внутрь камней, а ночью разыгрался  шторм. Из отеля она слышала рев волн и была уверена, что скульптурам пришел конец. Утром шторм стих, и - чудо, скульптуры были на месте и ничуть не пострадали, только были полны водой!

Как это сделано? (короткий отчет об августовском workshop'e)

Для излюбленных Анной скульптур в форме амфоры  используется шестилопастной шаблон из пластика, сшитый из трех одинаковых плоских форм


Симпатичная скульптура вместе с шаблоном


раскладка именно для этой работы

Приготавливается шесть пластов шерсти (шерстяная вата, флиз, не пряди!), точно по форме. Для средней скульптуры сантиметров 45-50 мужно 30 грамм на лопасть, всего 180г. Далее, шерсть кладется на шаблон, смачивается в центре, края оставляются сухими. Шерсть немного заваливается, потом одна лопасть шаблона "перелистывается", как страница книги, и шерсть выкладывается на следущей стороне. Середина смачивается и приваливается, потом смачивается край с той стороны, где уже есть шерсть на предыдущей лопасти. Далее, загибается шерсть с кая первой лопасти, смачивается и приваливается. Так постепенно покрываются шерстью все 6 лопастей. Все это сначала довольно осторожно гладится руками, потом немного интенсивнее. Когда чувствуется, что все довольно прочно свалялось, делается разрез и шаблон извлекается. Потом все еще валяется руками, потом следует осторожно "ронять" изделие на стол (в сложенном виде). Анна рекомендует в середине процесса сполоснуть вещь и отжать в центрифуге, а потом опять немного намылить и продолжать.



и вот вещь готова, прополоскана и отжата второй раз. Теперь ей нужно придать форму, сформировать складки, проглаживая их изнутри - например, столовым ножом. Можно так создать дополнительные "ребра". И-сушить, например, на швабре.

Наши участницы - все с опытом валяния - натворили замечательных вещей. Вот некоторые из них:







меня пробило на этно, получился такой странный ритуальный сосуд. Переделаю в корзину, что ли.


можно высушить изделие в таком закрученном виде - получится раковина


тут виден такий узкий сосуд - он сделан из 4-лопастной заготовки

Все эти изделия еще не прошли последнего этапа - пропитки , а она может быть разной. Для работ, которые будут стоять под открытым небом, Анна использует Paverpol   http://www.paverpol.com/en_aboutpaverpol.html
Она разводит Паверпол 1:1 водой и промачивает сухое изделие. Потом придает окончательную форму, можно как следует расправить его, используя столовый нож, можно набить его пленкой и высушить. Специальной огнеупорной пропитки она не использует, т.к. шерсть не очень огнеопасна. Для изделий внутри помещений она использует клей для дерева из строительного магазина.
Для белых вещей подходит, в сущности, любой клей для дерева, который разводится водой, а высыхая, становится неводорастворимым и прозрачным. Я попробовала первый попавшийся из Praktiker'a - ничего, работает. Мне показалось оптимальным развести его 1:1 водой и пропитывать сухое изделие так, чтобы клей полностью впитался и нигде не выступал. После этого нужно все хорошенько расправить (может, даже надувные формы использовать?). По высыхании изделие "стоит".

Йожик где-то жаловалась, что на черном выступили разводы... Короче, тут мы вступаем в область секретов, которые не каждый хочет выдать - нужно пробовать!
здесь еще об этом workshop'e
.

Мастера, Арт объекты

Previous post Next post
Up