Московское метро. Хорды против колец

Feb 27, 2013 11:28

Поговорим наглядно о развитии метро. Будет много интересных схем, которые говорят сами за себя, поэтому постараюсь быть краток.

Как известно, одним из основных направлений деятельности команды Правительства Москвы является разрешение транспортных проблем города. Метро занимает здесь ключевую роль!



Схема развития Московского метрополитена до 2020 года. (трассировка проектируемых и строящихся линий, а также названия станций могут меняться). Большая, подробная версия карты (30 Мб) Список всего того, что запроектировано, готовится к вводу, а также сроки строительства, указаны на сайте Департамента строительства и постоянно обновляются.


Давайте теперь в подробностях рассмотрим все запланированные новые линии и станции метро в том порядке, как их обещают ввести в строй.

2013
В текущем году нам обещают открытие новых станций на трёх линиях метро.
По последним словам Сергея Собянина, уже осенью 2013 откроются три новые станции на юго-восточном участке Таганско-Краснопресненской линии: «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники».



Трассировка Таганско-Краснопресненской линии в Жулебино и Котельники

Ввод этих станций значительно улучшит транспортную доступность района Жулебино. Сейчас люди иногда более часа выбираются оттуда на автобусах до ближайших станций метро «Выхино» и «Кузьминки», на Рязанском и Волгоградском проспектах постоянные пробки, а выделенных полос нет и в ближайшем будущем не планируется. На станции «Котельники» будет построен Транспортно-Пересадочный узел с большой перехватывающей парковкой. На эту же станцию будет вынесена конечная пригородных автобусных маршрутов и маршрутных такси. Всё это позволит разгрузить самый перегруженный в городе пересадочный узел у метро «Выхино».

Также в этом же году откроется участок Бутовской линии от станции «ул. Старокачаловская» до ст. «Битцевский парк». Это позволит жителям Бутова выбираться в город не только через работащую на пределе Серпуховско-Тимирязевскую линию, но и через Калужско-Рижскую линию. На этом участке также запланирована еще одна станция «Лесопарковая», параллельно МКАДу. Около нее будут обустроены перехватывающие парковки.



Трассировка Бутовской линии от ст. «ул. Старокачаловская» до ст. «Битцевский парк»

Кстати, станция «Лесопарковая», возможно, станет первой станцией Московского метро, оснащенной, в виде эксперимента, стеклянными раздвижными платформенными дверьми. Эта станция была выбрана специально для эксперимента, потому как пассажиропоток тут прогнозитуется небольшой, да и линия не самая напряжённая, будет возможность «обкатать» технологии, которые позже, пойдут в серию на других линиях.



Проект станции Лесопарковая

Третий пусковый участок 2013 года будет расположен на западе Москвы. Это один перегон от станции «Парк Победы» до станции «Деловой центр», расположенный в центре «Москва-Сити». Сейчас в Сити можно попасть только по одной линии метро. Но поезда там ходят редко, и в пиковые часы нагрузки на этот участок уже значительные. Кроме того, перегон от «Парка-Победы» до Сити позволит немного разгрузить пересадочный узел на ст. «Киеская». А в относительно недалёком будущем, этот перегон войдёт в состав Калининско-Солнцевской линии. Но об этом позже.



Трассировка участка линии

Важной особенностью этого участка является то, что обе станции уже давно построены. «Парк Победы» - это действующая станция Арбатско-Покровской линии. Станция была построена с заделом под пересадку, поэтому на ней 4 пути, из которых сейчас используются только два. А станция «Деловой центр» была заложена еще при строительстве центрального ядра «Москвы-сити». Сейчас на станции необходимо провести только отделочные работы.

В списке ввода на 2013 год есть еще одна станция - «Спартак», которая будет расположена на Таганско-Краснопресненской линии между «Щукинской» и «Тушинской». Эта та самая известная станция-призрак, которая была построена, но так и не введена в эксплуатацию. У russos есть отличный репортаж об этом.



Трассировка участка линии и ст. «Спартак»

Поскольку открытие станции напрямую связано с открытием стадиона «Спартак», строящегося неподалёку, и освоением территории бывшего Тушинского аэродрома, сроки сдачи станции в эксплуатацию могут сдвинутся на 2014 год.

А вот обещанного и долгожданного второго выхода на станции «Бауманская» не будет! Город отказался от планов его строительства в ближайшем будущем. Это значит, что в скором времени станция «Бауманская» (пассажиропоток которой около 80 тыс. пассажиров в сутки!) будет совсем закрыта в связи с необходимостью капитального ремонта вестибюля и эскалаторов, которые выработали свой ресурс.

2014
Самый главный участок - это продление Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до «Петровско-Разумовской» и далее под Дмитровским шоссе до «Селигерской». Участок очень сложный, проект постоянно меняется. Первоначально линию начали строить по проекту «глубокого» заложения всех станций. Но поскольку сейчас взят курс на удешевление строительства, стали рассматривать варианты строительства мелким заложением (тем более, что это удобнее для пассажиров и последующей эксплуатации). Велика вероятность переносов сроков запуска этого участка на 2015 год. На линии будут построены станции: «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская» (с кроссплатформенной пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию), «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». От строительства присутствовавшей первоначально в проекте станции «Окружная» решено было отказаться, но под неё будет оставлен задел.



Трассировка участка ЛДЛ от ст. Марьина Роща до ст. Селигерская

Следующий пусковой участок 2014 года - это продление на три станции Сокольнической линии в Тропарёво, Румянцево и далее в Саларьево. Надо отметить, что первоначально рассматривался вариант продления Сокольнической линии в Солнцево с сооружением станции на Родниковой улице. Но этот вариант имел только одно достоинство - относительно быструю реализации, во всём остальном - сплошные недостатки: удалённость от жилых районов и то, что Сокольническая линия в таком случае может не справиться с нагрузкой.



Трассировка продления Сокольнической линии

Станция «Саларьево» станет крупным транспортно-пересадочным узлом. Там разместится большой перехватывающий паркинг, автовокзал. С вводом этой линии значительно улучшится транспортное обеспечение района Тропарёво, конца Ленинского проспекта, Бизнес-парка в Румянцеве, а так же новых строящихся жилых районов вдоль Киевского шоссе.

На 2014 год также запланировано продление Замоскворецкой линии на две станции: «Беломорская» и «Ул.Дыбенко» ( Надеюсь, что название этой станции будет изменено). Эти станции позволят улучшить транспортное обслуживание района Ховрино, на ст. «Улица Дыбенко» будет создан ТПУ, а сама станция серьёзно сократит путь к метро жителям Левобережного, Долгопрудного, Бусинова и даже часто Коровина (для тех, кто раньше ездил до Речного вокзала).



Трассировка линии

2015
Это год самых больших вводов новых линий и станций.
Во-первых, начнётся ввод в эксплуатацию первых участков Третьего пересадочного контура. Это фактически вторая кольцевая линия метрополитена. Правда, по самым разным причинам, полноценным вторым кольцом она не станет, в добавок ко всему, на севере она будет проходить всего в одном перегоне от существующей Кольцевой линии. Первый участок ввода «Нижняя-Масловка» (пересадка на ст. «Савёловская»)- «Петровский парк» (пересадка на ст.» Динамо») - «Ходынское поле» - «Хорошевская» (пересадка на ст. «Полежаевская»). Возможно одновременно, а возможно с небольшой задержкой будет пущен участок от «Хорошевской» до «Делового центра» с промежуточной станцией «Шелепиха».



В этом же году (хотя возможно, что и годом позже) будет введен еще один участок Третьего пересадочного контура от ст. «Хорошевская» до ст. «Кунцевская». При этом, после станции «Хорошевская» будет образовано «вилочное» движение: то есть часть поездов будет идти до «Делового центра», а часть до «Кунцевской». Такая организация движения сохранится до тех пор, пока от Шелепихи не будет построена новая линия в сторону Живописной улицы. Но это уже более поздние планы, о них позже.

Участок до «Кунцевской» будет проходить по совершенно незаселённой и незастроенной территории Хорошевской поймы. По плану, там должны быть расположены две станции «Нижние Мневники» и «Терехово». Но строительство этих станций напрямую связано в развитием и освоением этой территории, а также строительством моста в сторону Филёвской поймы. Если эти условия не будут соблюдены, станции могут вполне и не строить. Кстати, учитывая сложные грунты и малозаселённость территории, вполне вероятно прохождение линии метро на этом участке в наземном или даже надземном (эстакадном) варианте.



Трассировка северо-западного участка третьего пересадочного контура

Следующий объект 2015 года - продление Калужско-Рижской линии в Челобитьево и Мытищи. По плану Департамента строительства, там будет построена 1 станция, но в реальности их скорее всего будет две: «Челобитьево» (примерно на пересечении с Осташковским шоссе) с перехватывающим паркингом и «Мытищи-Борисовка» на окрайне города Мытищи.



Трассировка продления метро в Мытищи

Следующий объект - продление Люблинско-Дмитровской линии за ст. «Селигерская» далее под Дмитровским шоссе к ж.д. платформе «Лианозово». Он также должен быть сдан в 2015 году.



В том же 2015 году планируется вводу двух участков Калининской линии от ст. «Третьковская» через «Остоженку» и «Плющиху» до «Делового центра». И от «Парка Победы» до «Раменок». Это большой, сложный и дорогостоящий участок, прокладываемый через центральную часть города, но фактически - это уже начало длинного, но уверенного пути метрополитена в Солнцево. Именно эта, желтая линия, придёт в Солнцево и Новопеределкино позднее. Важный момент: на станции «Кутузовский проспект» не будет пересадки на Кольцевую линию. Она планируется, но станция «Российская» на кольце если и будет построена, то после 2020 года.



Трассировка Калининско-Солнцевской линии (желтый цвет)

Еще в 2015 году будут построены две станции на действующих линиях. На Замоскворецкой линии между «Коломенской» и «Автозаводской» на открытом участке будет построена станция «Технопарк».



Размещение станции «Технопарк»

На строительстве станции «Суворовская» хочется остановиться отдельно. Она будет строиться на действующем перегоне Кольцевой линии «Новослободская» - «Проспект мира». Для строительства предполагается построить два обходных тоннеля и перепустить движение на них на время строительства. После окончания строительства, движение перевести обратно на старые тоннели, а новые оставить для эксплуатационных нужд (посмотреть это можно тут).



Размещение станции «Суворовская»

Такой вариант строительства вызывает массу вопросов: будет построено почти 1,5 километра новых тоннелей, которые по окончании строительства станции практически никак не будут использоваться. Раньше говорили о том, что нет других технологий для строительства станций на действующих перегонах, потом вспомнили, что технологии есть..

В Москве уже строили станции на действующих перегонах, причем без всяких обходных тоннелей. Больше 30 лет назад была открыта станция «Горьковская» (ныне «Тверская») на Замоскворецкой линии. Её построили за 4 года на действующем перегоне без прекращения движения! (почитать об этом можно здесь).

2016
Этот год ознаменуется открытием новой Кожуховской линии метро. Правда, новой линией на карте метро она не станет, Участок от ст. «Авиамоторная» вдоль Рязанского проспекта в Косино и Люберецкие, станет частью Третьего пересадочного контура. Участок «Нижняя Масловка» - «Авиамоторная» Третьего пересадочного контура также будет пущен в работу одновременно с Кожуховской линией. На станции «Нижегородская» планируется крупный транспортно-пересадочный узел со станцией на Московской кольцевой железной дороге и платформой «Карачарово» Горьковского направления, которую чуть-чуть подвинут.

Запуск этой линии кардинальным образом поменяет распределение пассажиропотоков на юго-востоке и востоке города. Значительно разгрузятся Таганско-Краспопресненская и Калининская линия, поскольку часто потоков из новых районов переориентируются туда.





Еще один пересадочный узел будет на станции «Косино». Тут будет пересадка на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии (которую откроют в этом году) и на пл. «Косино» Рязанского направления. Тут разместится большой перехватывающий паркинг:


2017
Главным событием этого года станет запуск Калининско-Солнцевской линии в районы Солнцево и Новопеределкино. Жители этих отдалённых районов наконец-то получат метро. Увы, раньше при всём желании пустить не получится, потому что надо к этому времени успеть построить участок до Раменок и центральный участок Калининско-Солнцевской линии, потому что без него пересадка на «Парке Победы» и Арбатско-Покровская линия станут перегруженными.



Также в 2016-2017 годах будут достроены западный, южный и восточный участок Третьего пересадочного контура. Существующая Каховская линия станет одной из частей этой линии. Москва получит фактически вторую кольцевую линию метро.



2017 год и позже
Скорее всего начнётся строительство трёх участков линий, которые сейчас планируются, но точные сроки их строительства не указываются.

Это продление Люблинско-Дмитровской линии за МКАД в пос. Северный.


Продление Сокольнической линии под Щёлковским шоссе от ст. «Преображенская площадь» через станцию «Щелковская» в пос. Восточный.


А так строительство новой линии от «Шелепихи» под Краснопресненским проспектом в сторону Живописной улицы. Этот участок помимо всего прочего необходим еще для того, чтобы отстыковать участок «Хорошевская» - «Шелепиха» - «Деловой центр» от Третьего пересадочного контура и сделать его отдельной линией.


А что потом?
Это пока самая большая загадка Московского метростроения. Представители правительства города неоднократно заявляли, что после 2022 года развитие метро в столице будет прекращено, кроме отдельных пересадочных или небольших участков, но глобального строительства больше не будет. Вместо этого, планируется активное развитие городского железнодорожного сообщения, трамвая и другого легкорельсовго транспорта.

Но еще альтернативная точка зрения НИИПИ Генплана Москвы, который считает, что что строительство метро необходимо продолжать и развивать т.н. «хордувую» концепцию, в основе которой - разделение Третьего пересадочного контура на 4 хордовых участка и продление каждого их конца в определённые направления. Точками пересечения станут 4 пересадочных узла: «Марьина Роща», «Нижегородская», «Нагатинский затон» и «Аминьевское шоссе». Эти станции уже сейчас проектируются с заделом под возможные пересадочные узлы. Потому они будут состоять из двух залов и иметь 4 пути.

Выглядеть всё это будет примерно вот так:


4 возможные хорды (схема с сайта metroblog.ru)

И лично мне идея с хордами кажется абсолютно верной, потому как только она может разорвать губительную централизованность столицы.

Вот примерно так и будет выглядеть развитие Московского метро в ближайшие годы.
Материалы для поста подготовлены chek_pipinda



метро

Previous post Next post
Up