Продолжаем тему про качественно-новое использование городского пространства. Кто еще не успел, обязательно прочтите пост про
диету для московских дорог, там описаны базовые принципы для нашей дальнейшей работы.
Как уже было сказано, для апробирования идеи мы взяли Пятницкую улицу. Выбор был не случайным. Хотя, если честно, случайным. Но, в общем, это оказалось хорошей идеей, т.к. улица в самом центре и довольно спокойная, а, значит, самое то для экспериментов.
Пятницкая улица сегодня: широкая, неудобная и небезопасная
А такой уютной она может стать после реконструкции
Но, обо всем по порядку.
Подготовка и отрисовка
Перед тем как что-то рисовать, мы выехали "в поля" и измерили ширину тротуаров и дороги на всем протяжении улицы. С дальномером измерять расстояния - одно удовольствие, поэтому все измерения заняли пару часов. Всё зафиксировали на карте таким вот нехитрым способом.
Это только размеры тротуаров по левой стороне улицы. Как видно по изношенности бумажки, схема очень пригодилась.
Мы выяснили, что самое узкое место - у
дома 30С2. Здесь тротуар всего лишь 1,20 м., самые шикарные тротуары - после
выхода из метро Новокузнецкая в сторону набережной (вплоть до 4,5 метров). А также мы измерили ширину проезжей части: от Садового кольца до дома №39 - 14-14,5 метров, далее - 12-14 м. На первом участке дорога размечена под 4 полосы, дальше под 3 (правая 5-6 метров шириной).
Вооружившись схемкой с шириной тротуаров, Google Earth, Яндекс.Картами и Adobe Illustrator, мы приступили к подготовке вариантов. Один получился с велодорожкой, второй - без, но с увеличением количества парковочных мест. Вот они. Здесь только фрагменты, по клику откроется улица целиком.
Учтите, что это не проект, а только первичный эскиз, придираться к каким-то неточностям не нужно.
Вариант с увеличением парковочных мест сразу шел как проходной, в качестве демонстрации "а еще может быть так", ведь Пятницкая улица, как уже было сказано, достаточно спокойная. Половина улицы и вовсе спальная, и только ближе к центру появляются офисы и рестораны. Т.е. спрос на парковку есть, но его легко отрегулировать платой, создавать излишки парковочных мест "елочкой" мы посчитали неразумным и некрасивым. Другой вариант с велодорожкой, на наш взгляд, был более интересен и перспективен.
Велодорожки
С велодорожками ситуация такая. По ГОСТам ширина двусторонней велодорожки - 2,4 метра + отступ от проезжей части 75 см. (чтобы открытой дверью припаркованного авто не убить). Соответственно, если делать двустороннюю дорожку с одной стороны улицы, то от ширины нужно взять 3,15 м. Если делать односторонние по обеим сторонам улицы, тогда получается уже 3,9 м. Первый вариант вписывался в 14 метров, второй - не очень.
Схема велодорожки
Дорожка получилась до Климентовского переулка, т.к. дальше уже узковато, да и тротуар нужен больше для пешеходов, чем для редких (пока) велосипедистов. Поэтому решили, что велодорожка пойдет в сторону метро Третьяковская, где создается пешеходная зона "Замоскворечье", как раз простирающаяся от Климентовского переулка до Болотной площади через Лаврушинский переулок. Велодорожка там не планируется, но, по-моему, нахождение велосипеда в пешеходной зоне должно только приветствоваться, а не возбраняться.
Со временем появился второй вариант улицы с велодорожкой по каждой стороне.
Пятницкая ул. от Садового кольца до Климентовского пер.
Вживую это может выглядеть так:
Пятницкая ул. от Климентовского пер. до Овчинниковской наб. - более узкая по сравнению с первой половиной улицы, здесь велодорожки не планируются
Итак, есть два варианта:
1. Со сдвоенной велодорожкой по одной стороне, но это потребует смещения оси улицы на 1,5 метра вправо.
Перспективность такого решения может быть сомнительной, если в будущем потребуется что-то поменять, например, сделать велодорожку и на другой стороне улицы, т.к. мы тут деревьев насажаем :)
2. С одной велодорожкой по каждой стороне, но, при этом, мы будем вынуждены отнять у тротуаров лишние 0.75 метра на то, чтобы обеспечить зону безопасности.
.
Зимой вся площадь велодорожки будет принадлежать пешеходам и использоваться как обычный тротуар.
Пару слов по поводу велодвижения в Москве и вообще актуальности велодорожек. За время работы над Пятницкой улицей, естественно, мы неоднократно там были и каждый раз специально считали, сколько велосипедистов передвигаются по улице. Обычно, за полчаса прогулки по всей длине улицы, мимо проезжало минимум 10-15 велосипедистов. Конечно, по сравнению с количеством пешеходов и автомобилей, это капля в море. Но с велодорожками дело такое - как только они появляются, появляются и сами велосипедисты, с каждым месяцем всё больше и больше.
Тротуары
Не думайте, что велодорожки - это самоцель. Просто это принципиальный момент для дальнейшего проектирования улицы. Одна из главных проблем всех улиц центра - это узкие тротуары. Красным помечено пространство, которое не используется для движения и парковки, но крайне необходимо для пешеходов.
Через тернии к звездам
Еще в январе я показал наброски по реконструкции Пятницкой улицы в Мэрии (заместителям мэра: Ликсутову и Бирюкову). Стоит ли говорит, что новый подход всем понравилось. Начались долгие переговоры, встречи и согласования. А пока они шли, мы завершили
презентацию по реконструкции Пятницкой. В ней мы отразили не только технические параметры, но и добавили еще картинок, как может выглядеть улица.
Вот участок от Садового кольца до Климентовского переулка сейчас
А таким он может стать в следующем году
Это участок между Климентовским переулком и Овчинниковской набережной в наше время
А это место в возможном будущем
Я долго не публиковал этот материал, пока, наконец, наша
концепция реконструкции не была утверждена Сергеем Собяниным и отдана в реализацию.
Теперь план такой:
1. Мы с вами в ближайшие пару месяцев отсматриваем и обсуждаем концепцию, делаем замечания и предложения (например, существующий переход неудобно расположен и его надо перенести на 100 метров, или по выбору плитки, уличной мебели).
2. Стартует проектирование (которое будет выполнено профильной организацией до конца 2013 года), где будет разработана техническая документация на строительство (с учетом переноса всех коммуникаций). Только на этом этапе будет окончательно утвержден план реконструкции.
3. И, наконец, строительство разработанного совместно с вами проекта. Начало - апрель 2014 года с окончанием к сентябрю.
Таким образом, получится самая настоящая "народная улица". Так что, ждем ваших предложений, что можно добавить, изменить, улучшить в рамках данной реконструкции. Еще раз напомню, что она коснется не только проезжей части, но и тротуаров, освещения, уличной мебели и всех, всех деталей. Всё, что посчитаем целесообразным - обязательно включим в проект, ведь мы его будем вести вплоть до "сдачи". У нас всех есть общая цель - сделать улицу такой, какой ее хотим видеть мы сами.
Поэтому, приглашаем к диалогу всех, от простых читателей до экспертов. Будем постоянно держать вас в курсе дела.
Ну и напоследок, Пятницкая улица - это еще не все, что мы с вами будем менять в столице, но, об этом на следующей неделе.
Материалы подготовлены участниками Probok.net
terrific_jams,
crusandr и
dr_fairness