У вас была когда-нибудь мечта самому порегулировать светофором, постоять на перекрестке и выяснить, сколько времени нужно для каждого направления? Если да, то этот пост для вас.
Сегодня расскажу вам о славном городе Королев в Московской области. У него практически нет никаких транспортных проблем за исключением всего двух: в него невозможно въехать и также невозможно выехать. В добавок к этому, Королев разорван аж на три части железной дорогой. Попасть из одной в другую можно только по одной эстакаде или через 2 непростых переезда. Короче, это просто полный АД, а в остальном все просто замечательно.
Для справки, население Королева и Юбилейного (находится внутри городского округа Королев) только по официальным данным составляет более 220 тысяч человек.
Проще всего попасть в Королев из Москвы (и обратно) через Ярославское шоссе. От него отходят две дороги. Одна - это эстакада, переходящая в улицу Пионерская. Вторая, по другую сторону железной дороги, переходит в Болшевское шоссе. Про последний путь даже говорить не стоит. Это двухполосная разбитая дорога (по ряду в каждую сторону). Она в принципе малопригодна для интенсивного движения. Поэтому речь сейчас пойдет о первой дороге.
Тут мы видим классическое "бутылочное горлышко", когда 6 полос с реконструированной эстакады вливаются всего в одну(!), правда широкую (5-5,5 метров), где все, естественно, едут в 2 ряда, что приводит к мелким, но частым авариям.
съезд с эстакады
"бутылочное горлышко" из желающих попасть в Королев
Добавьте сюда еще очень востребованную остановку общественного транспорта (9 маршрутов автобусов плюс маршрутки) в самом узком месте без какого-либо кармана (у ЦНИИМаш) и вам станет понятно, почему в Королев так сложно попасть.
та самая остановка
Однако самое проблемное место - это перекресток улиц Пионерской и Терешковой.
После постов о начале работы проекта Probok.net в
Московской области несколько человек попросили нас решить (или хотя бы облегчить) ту самую пресловутую проблему въезда в Королев. Ведь путь от Ярославского шоссе по Пионерской улице до первого перекрестка (всего 2 километра!) занимает по 30-40 минут. А в случае аварии - можно и час-полтора простоять.
Мы выехали на место и занялись самым критичным перекрестком - ул. Пионерская и ул. Терешковой. Он является основной причиной возникновения заторов на въезде в город, так как автомобильное движение до него безальтернативно, а дальше поток распадается на 2 части.
Изучив остановку на пересечении улиц Пионерская и Терешковой, мы решили изменить пофазную работу светофора, так, чтобы вечером наибольший приоритет отдавался на въезд в город. Естественно, чтобы затор просто не переместился на следующие перекрестки, нами также были разработаны новые пофазники и для других перекрестков. В результате, мы значительно увеличили время зеленых фаз при движении от Ярославского шоссе. Приводить пофазники всех светофоров не буду, чтобы не загружать пост множеством схем (ознакомиться с ними можно
тут). Дам лишь общую карту с обозначением где и на сколько увеличилась продолжительность зеленой фазы.
левый поворот с Пионерской на ул. Ленина запрещен (так как она одностороняя в направлении выезда из города), поэтому затор доходит до пересечения с ул. Терешковой
Естественно, что любым красивым пофазникам грош цена, если их не применить на практике. Однако, к счастью, еще весной мы начали работать с губернатором МО
Андреем Воробьевым. Он то и дал поручение ГИБДД г. Королева и Главному управлению дорожного хозяйства области заняться этим вопросом. Результатом стал совместный эксперимент Probok.net и ГАИ, цель которого - попробовать сделать многопрограмный режим работы светофоров (утро/день/вечер).
В прошлый вторник (20 августа) на эксперимент съехались почти все сотрудники ГИБДД Королева, много волонтеров, ну и конечно, наших сотрудников. Идет инструктаж, предстоит отрегулировать 7 перекрестков!
Согласитесь, не часто удается увидеть сотрудника ГИБДД в процессе регулировки дорожного движения.
Ну и конечно же присутствовали участники проекта Probok.net
руководитель аналитического отдела Probok.net и мой заместитель - Андрей
crusandr Мухортиков
и замечательные волонтеры
записывает результаты
Результат эксперимента отличный: с помощью регулировки светофоров нам удалось снизить время движения от съезда с Ярославского шоссе до перекрестка Пионерская - Терешковой более чем в два раза: с 39 до 19 минут! Методика эксперимента подробно разобрана в конце поста.
Пофазник для перекрестка Пионерская - Терешковой
"программа 1" с 15:00 по 17:00 и с 18:00 по 22:00 - предлагаемое вечернее светофорное регулирование
"программа 2" с 17:00 по 18:00 - программа для пешеходов
Естественно, поскольку мы стали "протягивать" въезд в город, выезд из него стал занимать больше времени. Но эффект является предсказуемым и более менее временным, так как жители Королева со временем перестроятся к новым режимам работы светофоров и будут выбирать некоторые маршруты объезда (к счастью, они есть). В тоже время надо помнить, что количество машин, выезжающих из города в вечерний час пик, кратно меньше числа въезжающих, при этом, время ожидания выезжающих увеличилось незначительно (7-8 минут), между тем, время выезжающих сократилось на 20 минут.
Стараясь угодить транспорту, мы не забыли и о пешеходах. Количество людей, переходящих ул. Пионерскую на перекрестке с ул. Терешковой, особенно велико с 17-00 до 18-00 в связи с окончанием рабочего дня в ЦНИИМАШ. Поэтому принято решение в данном интервале предложить режим работы светофора с меньшим временем ожиданием для пешеходов.
Теперь о выводах. 27 августа были проведены повторные замеры прохождения участка въезда в Королев, которые еще раз показали сокращение времени в пути в два раза. Эксперимент признан успешным и новые многопрограмные режимы работы уже внедрены на постоянной основе. Несмотря на то, что проходить этот участок мы стали быстрее в два раза, проблемы въезда все равно есть. 19 минут на двухкилометровый участок - это, согласитесь, все равно много. Но исключительно средствами светофорного регулирования проблему вечернего въезда можно облегчить, но не снять полностью!
Поэтому, для окончательного решения транспортной проблемы г. Королева необходимо:
1. Реконструировать ул. Пионерская, расширив ее на участке от съезда с эстакады до ул. Терешковой до 6 полос (3 в город, 2 из города, 1 реверсивная), а на участке от Терешковой до Калининградской (до 5 полос - 2 из города, 3 в город).
2. Построить дополнительный въезд в г. Королев (варианты прорабатываются администрацией города).
Вот такой замечательный практический опыт получился. Хочу получить от жителей Королева и Юбилейного обратную связь, хотя и понимаю, что сначала нововведения воспринимаются не всегда с объятиями. Надо помнить, что транспортное поведение и привычки меняются долго.
Стоит сказать спасибо Главному управлению дорожного хозяйства Московской области, ГАИ г. Королев, аналитику нашего центра
Никите Злобину, волонтерам и
ternovskiy за фото.
P.S. Со всеми новыми пофазниками можно ознакомиться
тут).
APD: посмотрите замечательный репортаж об эксперименте
Click to view
Цель эксперимента:
- проверить разработанный Probok.net режим светофорного регулирования «вечер» на 8 перекрестках;
- оценить его влияние на ускорение въезда в г. Королёв в вечернее время, побочные эффекты;
- принять решение о целесообразности его дальнейшего применения.
Методика эксперимента:
- расстановка регулировщиков на 7-ми ключевых перекрестках (Пионерская - Ленина, Пионерская - Терешековой, Пионерская - 12, Пионерская - Чайковского, Пионерская - Циолковского, Калининградская - Калиниградский, Калининградская - Коммунальная);
- управление движением на перекрестках силами регулировщиков в ручном режиме, согласно режиму, разработанному Probok.net.
Время проведения: 20 августа, с 17-00 до 20-00.
Участники эксперимента: администрация г. Королёва, ГИБДД г. Королёва, экспертный центр Probok.net, волонтёры.
Результаты эксперимента
1. Замеры времени в пути
a. От съезда с Ярославского шоссе до перекрестка Пионерская - Терешковой:
при старте в 17:00 - 39 мин. (до начала эксперимента)
при старте в 18:20 - 28 мин.
при старте в 19:30 - 17 мин. (когда достигнут пик "протяжки" улиц).
b. От перекрестка Пионерская - Терешковой до перекрестка пр-т Королева - Коммунальная по ул. Пионерской:
при старте в 17:00 - 10 мин. (до начала эксперимента)
при старте в 18:20 - 11 мин.
при старте в 19:30 - 13 мин. (когда достигнут пик "протяжки" улиц).
c. От перекрестка Пионерская - Терешковой до перекрестка пр-т Королева - Коммунальная по ул. Циолковского:
10-11 минут независимо от времени старта
Таким образом, перекрестки города справились с увеличенным потоком и готовы его принимать.
2. Временные факторы, мешавшие эксперименту:
a. Необустроенный участок покрытия ул. Пионерская вблизи перекрестка с Чайковского. В результате, из 2-х полос фактически для движения прямо использовалась одна, что не позволило полностью использовать эффект от «протяжки» потока в город.
b. Мелкое ДТП на ул. Пионерская - ул. Ленина около 17-30 (15 мин на разбор, 45 минут на «протяжку» пробки).
c. Непривычность водителей к сигналам регулировщиков, в результате чего, ритм движения был существенно более «рваным», чем при работе светофоров.
3. Побочный эффект
a. Из-за «протяжки» левого поворота с Пионерской на ул. Терешковой оказался несколько затруднен в сравнении с обычной ситуацией выезд из города по ул. Пионерская (затор от Чайковского до Терешковой).
Если в начале эксперимента путь от перекрестка пр-та Королева и ул. Коммунальная по ул. Пионерская до ул. Терешковой занял 7 минут, то в конце эксперимента - около 14-15 мин.
Однако данный эффект является предсказуемым и терпимым, т.к.:
- Количество машин, выезжающих из города, в вечерний час пик кратно меньше числа въезжающих
- Время ожидания выезжающих увеличилось незначительно (7-8 минут), между тем, время выезжающих сократилось на 20 минут
- У выезжающих имеется альтернативный маршрут (Циолковского - Ленина), и после установки предложенного режима в течение 1-3-х месяцев, выезжающие переключатся на альтернативный маршрут.
b. Количество пешеходов, переходящих ул. Пионерскую на перекрестке с ул. Терешковой, особенно велико в интервале с 17-00 до 18-00 в связи с окончанием рабочего дня в 17-00 в ЦНИИМАШ. Поэтому принято решение в интервале с 17-00 до 18-00 предложить измененный режим с меньшим, чем вечерний, временем ожидания пешеходов.
Решения по итогам эксперимента
1. Признать эксперимент успешным и внедрить его результаты на постоянной основе как недорогой и оперативный способ улучшения дорожного движения в вечернее время.
2. Организовать вечерний режим работы светофоров с 15-00 до 22-00 на 6 светофорных объектах:
- Пионерская - Ленина
- Пионерская - Терешковой (2 варианта: 15-17 + 18-22 и 17-18)
- Пионерская, 12 (пешеходный)
- Пионерская - Чайковского
- Калининградскай - пр. Циолковского
- Калинина - ул. Циолковского
3. После запуска нового режима через 2-3 месяца оценить возможность и целесообразность координации всех указанных светофоров для организации «зеленой волны».
Дальнейшие действия
Эксперимент показал, что средствами светофорного регулирования проблему вечернего въезда можно облегчить, но не снять полностью. Причины:
1. Ул. Пионерская является практически единственным въездом в Королев, что делает город крайне уязвимым в транспортном отношении.
2. 6-7 полос на съезде с Ярославского шоссе вливаются в 1 полосу шириной 5,5 метров и устраиваются на ней в 2 полосы по 2,75 м. Это делает неизбежными мелкие ДТП из-за крайне малого бокового габарита и множества перестроений на коротком участке. А любая авария "запирает" въезд окончательно.
3. Остановка у ЦНИИМАШ (9 маршрутов) не имеет заездного кармана, что служит дополнительным мощным тормозящим фактором.
Таким образом, для окончательного решения транспортной проблемы г. Королева необходимо:
1. На первом этапе - реконструировать ул. Пионерская, расширив ее на участке от съезда с эстакады до ул. Терешковой до 6 полос (3 в город, 2 из города, 1 реверсивная) и на участке от Терешковой до Калининградской (до 5 полос - 2 из города, 3 в город).
2. Построить второй въезд в г. Королев (варианты прорабатываются администрацией города).