В психологии существуют различные варианты возрастной периодизации, выделяются разные периоды. Но почти все авторы сходятся в одном: кризис трех лет - один из главных моментов детства.
Если ваш ребенок 2,5-3 лет вдруг стал упрямым, плаксивым нытиком, который сам не знает, чего хочет, и делает все наперекор, то не спешите считать себя плохим воспитателем. Возможно и вам пришла пора знакомиться с последствиями знаменитого кризиса трех лет.
Хочу заметить, что начинается этот период (именно период - то есть длится он не день и не неделю, а гораздо дольше), как правило, неожиданно. Буквально несколько дней назад малыш был веселым и жизнерадостным, а сегодня ноет и упрямится по поводу и без.
Чем вызван кризис, ведь он не возникает на пустом месте? Ребенок в течение первых лет развивается, у него появляются новые навыки и умения, и возникает противоречие между возможностями и желаниями. Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со осознанием ребенком себя как личности. Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Великий психолог Л.С.Выготский подробно описал кризис трех лет, и выделил семь характерных признаков («семизвездие кризиса трех лет»):
- Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Не принимайте отказы на свой счет и действуйте «от противного», чтобы добиться цели. То есть предлагайте ребенку нечто противоположное ому что вам нужно.
- Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Будьте гибкими. Где-то стоит промолчать и не настаивать на своем, в другой момент можно удовлетворить желание. Иногда получается переключать внимание ребенка на что-то другое.
- Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
Смиритесь с тем, что ваш ребенок уже личность и теперь он больше никогда не будет делать только то что хотите вы. У него появляются свои желания, и вам придется с инми считаться. Вырабатывайте новые способы взаимодействия.
- Своеволие. Для этого периода характерно выражения «Я сам!». Ребенок стремится все делать самостоятельно, без помощи взрослых.
Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность. Даже если у него будет получаться намного медленнее или хуже чем вам хочется, потерпите. Потому что потом может быть уже позно развивать самостоятельность. Вы можете осторожно предложить ребенку свою помощь, просто будьте рядом.
- Протест-бунт. Ребенок как будто находится в состоянии войны и конфликта с окружающими. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом.
Будьте мягкими и сохраняйте спокойствие.
- Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, иногда даже бьет.
Например, моя племянница сказала бабушке: «Ты старая, злая бабка!», когда та ей не разрешила съесть конфету. А бабушку она очень любит. Не нужно акцентировать на этом внимание, просто объясните ребенку что вам грустно (обидно), когда он обзывается, дерется и пр.
- Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он старается вернуть то положение, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания. В семье, где есть еще дети, этот симптом называется симптомом ревности.
Не потакайте желаниям ребенка. Спокойно объясните ребенку, почему вам необходимо сделать то или иное действие, и продолжайте делать. Детям необходимо чувствовать, что вы остаетесь хозяином положения и необходима ваша надежность.
Но проявления кризиса не ограничиваются этими симптомами. Есть еще так называемый «второй пояс симптомов». Они являются последствием глубоких изменений психики ребенка, когда он вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. в результате могут возникать невротические реакции, такие как энурез, ночные страхи, неспокойный сон, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, ситуации когда ребенок бросается на пол, стучит руками, ногами и всячески выражает свой протест.
Если семизвездие проявляется у всех детей более или менее ярко, то симптомы второго пояса могут и не проявиться.
Еще пара советов:
В первую очередь нужно понять, что это необходимый этап развития, в результате которого ваш ребенок выйдет на новый виток развития и отношений с социумом. Его необходимо пережить.
Не корите себя, если не всегда получается сохранять спокойствие.
Если же кризис протекает малозаметно, это не очень хорошо - может говорить о задержке развития аффективной и волевой сторон личности. Если родители ограничивают ребенку возможность проявлять независимость или смеются когда у него что-то не получается, появляются чувство стыда и неуверенности.
Ребенок должен научиться соотносить свои желания с возможностями, обязанностями и ограничениями, и определить свои границы. Кризис затягивается, если взрослые разрешают все или, наоборот, запрещают все без разбора. Поэтому ребенку нужно предоставить сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность и действовать свободно. Такой сферой деятельности является игра. Поощряйте игры.
Удачи!
Запись опубликована
Дети. Инструкция по применению..Вы можете оставить комментарии здесь или
тут