"Метро 2033" Дмитрий Глуховский.
Ну, фантастика и фантастика. Хорошо прописанная фабула согласно 33 законам сказки Проппа. С попыткой представить все вариации госустройства. Под конец откровенно скучно. Читала для развития кругозора.
"Орфография" Дмитрий Быков. Еще одна переворотная книга года (первая "Любовь и так далее"). Я сумбурно писала об этой книге для своего любимого книжного интернет-магазина
http://www.labirint.ru/books/297473/. Роман-опера для влюбленных в русский язык и литературу. Честно скажу, всех аналогий с поэтами "серебряного" века не смогла уловить -не помню да и при прочтении не до того было. События происходят в 1918 году в Петрограде. Детектив, история, мистика и любовь. Роман с первых страниц вызывает одновременно ироничную усмешку, тк построчно происходит узнавание нынешней действительности, и страх. К финалу первое исчезает, а второе чувство перерастает в ужас. В общем, надо читать.
"Оправдание" Дмитрий Быков. Первая часть "О" трилогии, хотя по хронологии описываемых событий последняя. Впечатление произвела меньшее. Автор выдвигает свое объяснение кровавому сталинскому террору. Весьма неожиданное, на первый взгляд, но, если вдуматься, вполне подходящее для интеллигенции.
"Остромов" Дмитрий Быков. Продолжение описанных в "Орфографии" событий и тонкие намеки на будущее в "Оправдании". Достаточно громоздкий роман, основанный на реальном кружке масонов, действовавшем в Петрограде в 20е годы. Для меня этот роман подвел черту под быковским исследованием человеческого достоинства и вопроса, как выжить интеллигенции при авторитарном режиме. Автор предлагает в каждом из романов возможные выходы. Увы, ни один из них не является оптимальным - или ты предаешь собственные идеалы, или принимаешь и оправдываешь режим, или режим тебя ломает.
"Аристономия" Григорий Чхартишвили. Исследование некоей черты человека, позволяющей построить в отдаленной перспективе идеальное человеческое общество. Черта перекликается с достоинством или врожденной интеллигентностью. Роман, если я не ошибаюсь, навеян поствыборными событиями 2011 года на Болтной и не только. На мой взгляд, скучен и абсолютно вторичен по отношению к тому же Быкову.
"Потерянный дом, или Разговоры с милордом" Александр Житинский. Именно на этот роман в одном из интервью об "Остромове" ссылается Быков. Произведение достаточно легкое по началу к финалу уходит в размышления о недолговечности литературы и забвении авторов.
"Библиотекарь" Михаил Елизаров. Отличный завершенный по всем статьям фантастический бытовой роман. Именно. Единственное, хочется верить, что автор не всерьез развозит сопли по рухнувшему СССР, а тонко стебется над тем, что обломки эпохи и трепет от воспоминаний - удел старух и несостоявшихся, не нашедших себя в новой жизни людей. Хотя, судя по интервью, я перестаралась с осмыслением - все гораздо банальнее. Но роман все равно отличный!
"Тетя Мотя" Майя Кучерская. Читала в электронном виде, повествование резко оборвалось. Очевидно не все скачалось. Но мне к этому моменту уже сводило скулы от надрывной женской писанины, поэтому я радостно на этом попрощалась с книгой.
"Счастье возможно: роман нашего времени" Олег Зайончковский. Двум моим счастливо женатым коллегам книга понравилась. Легкая, ироничная, местами на минуту-другую заставляющая задуматься. Состоит из небольших взаимосвязанных новелл. С хэппиэндом, что большая редкость для отечественной прозы вообще, не говоря о современной. 300 ни к чему не обязывающих страниц.
Часть первая -
http://profdiletant.livejournal.com/141622.htmlP.S.: Пользуясь поводом. Александр Арляпов подводит свои книгоитоги -
http://arlyapov.livejournal.com/114208.html.