Так уж случилось, что на прошлой неделе я была в короткой командировке в Казани, поэтому с удовольствием проведу экскурсию по вечерней столице Татарстана, вернее, по небольшой её части.
Начнем, пожалуй, с места, которое трудно назвать историческим, но зато ориентиром его можно считать однозначно. Это площадь имени Габдуллы Тукая - самого, наверное, известного татарского поэта (правда, его стихи на русский переведены безобразно). На площади расположен торговый центр "Кольцо", который я воспринимаю только в ночной подсветке. Рядом с "Кольцом" - гостиница "Татарстан" (она не попала в кадр, только краешек), а сзади - Гранд-отель "Казань".
В площадь Тукая упирается пешеходная улица Баумана (бывшая Большая Проломная). Самым заметным ориентиром на этой улице является колокольня Богоявленского собора, построенная в 1895-1897 по проекту архитектора М. Д. Михайлова на средства, завещанные купцом Иваном Семеновичем Кривоносовым (ум.1892). На втором этаже сооружения находился довольно большой храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи (что там находится сейчас - не знаю). Высота колокольни 74 метра. Её композиция, искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор сделали колокольню важным градообразующим элементом, одним из архитектурных символов Казани.
Колокольня абсолютно не соотносится по стилю с самим собором Богоявления, который был виден из окна отеля "Арт", где я останавливалась.
Храм построен в 1741 году на средства купца Сергея Александровича Чернова. Весьма крупный пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры в стиле русского барокко. В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были как аристократы и крупные предприниматели, так и простые горожане. 2 февраля 1873 года здесь крестили Федора Ивановича Шаляпина. В советское время, вплоть до закрытия в 1939 году, Богоявленская церковь являлась кафедральным собором. Затем в церкви находился спортивный зал Казанского университета, она была сильно обезображена: снесены главы и заштукатурен декор. Церковь возвращена общине в 1997 году.
К Богоявленскому собору почти примыкает отель "Шаляпин". Отель с собственной небольшой площадью граничит с подземным рестораном «Шаляпин» и памятником певцу. Кстати, на месте памятника когда-то стоял дом, принадлежащий Богоявленскому собору...
«Шаляпин палас отель» - это реконструированная в 2005 году и практически не функционировавшая в последние годы гостиница «Совет», где располагались бизнес-офисы. Здание отеля, построенное в 1856 году, является архитектурным памятником (это левая часть отеля, она заметно отличается). Говорят, что здесь должна была открыться музейная выставка жизни и творчества Ф.И.Шаляпина, собранная из редких архивных материалов. Не могу сказать, открылась ли она в конце концов.
Пройдемся дальше по улице Баумана, а потом свернем на улицу Мусы Джалиля (до революции 1917 года улица называлась Петропавловской). Здесь находится еще один казанский символ - Петропавловский собор. Он, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, и одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле русского, или нарышкинского барокко. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. К сожалению, имена строителей храма остались неизвестны.
История строительства храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме купца Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается. Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич.
Это самый высокий храм Казани - 52 метра.
Поднимемся вверх по улице Джалиля и свернем на Кремлевскую, бывшую Воскресенскую улицу. Здесь, на углу, виден Александровский Пассаж, построенный в 1880-1883 годах. По проекту В. Суслова и Н. И. Поздеева здание возводил петербургский архитектор Генрих Бернардович Руш по заказу купца Александрова. Владелец продал его своей сестре О. С. Александровой-Гейнс, а та подарила здание городу для размещения в нём музея. Однако для городского музея здание оказалось непригодным и здесь разместили меблированные комнаты и магазины. К концу советского периода здание оказалось в состоянии, близком к аварийному. Из-за ослабевших грунтов произошло проседание его северного угла. Ввиду технической сложности реконструкции и тяжёлого экономического положения было предпринято только укрепление фундамента, а восстановление здания затянулось и выполнено пока не полностью.
За Александровским пассажем виден еще один - Чернояровский (с башенкой), построенный в начале XX в. Стиль - эклектика. Пассаж оставался центром торговли недолго, уже после Октябрьской революции на 2 и 3 этажах помещения переделали под жилые. На первом этаже располагался гастроном и, на тот момент, единственный в Казани книжный универмаг «Букинист». Казань была единственным городом Российской империи, после Москвы и Петербурга, конечно, в котором существовало 2 пассажа.
Кремлевская улица берет свое начало, как водится, от кремля. На входе в кремль вас встречает Спасская башня. Это главная проездная башня и памятник архитектуры XVI века. Башня получила свое название от иконы Спаса Нерукотворного, которая находилась над ее вратами. В Казанских писцовых книгах 1566-1568 гг. об основании Кремлевской церкви, Спасская церковь именовалась «Спас Нерукотворенный, иже на вратех».
В XVI в. Спасская башня представляла собой белокаменное прямоугольное двухъярусное строение из белого тесаного камня-известняка (под известковой обмазкой в нижней части и сейчас можно различить белокаменные блоки). Башня была покрыта шатровой деревянной крышей с дозорной вышкой и боковыми галереями - стрельницами. После пожара 1694 года башня была отреставрирована и получила ещё два восьмигранных кирпичных яруса с кирпичным шатром, тогда же ратный, или набатный, колокол был перемещен в башню. В 1815 году, после очередного пожара, храм Спаса Нерукотворного на 20 лет оказался в запустении. В двадцатых годах XIX века церковь была возобновлена усердием коменданта г. Казани барона Пирха и воинских чинов Казанского гарнизона, оставаясь по-прежнему в епархиальном ведомстве. Окончательно храм восстановили лишь по личному распоряжению Николая I, посетившего Казань в 1836 г.
В 1930 году был устроен прямой въезд в кремль через Спасские ворота. В 1963 г. на башне установили позолоченную звезду диаметром 2,7 метра (двуглавого орла, венчавшего башню до 1917 года, сняли вскоре после октябрьской революции), в верхнем ярусе установили часы с «малиновым» звоном: яркость иллюминации во время звона, изменяется в зависимости от громкости звучания колокола и окрашивает белый шатер в малиновый цвет.
Комплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части кремля. Мечеть построена в 1996-2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект».
Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены выполнены в виде пересекающихся стрельчатых арок со стрельчатыми окнами, заполненными цветными витражами. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала.
А в заключение небольшой экскурсии посетим музей социалистического быта, который расположился на втором этаже старинного особняка (дом номер 6 по улице Университетской). Он состоит из двух залов - зала рок-н-ролльной славы и основного, где в настоящее время выставлена экспозиция, посвященная школе. Здесь вы можете увидеть массу ностальгических вещей. На стенах развешаны гитары с автографами известных рок-музыкантов (и не только). А в большом зале даже проводятся иногда закрытые концерты - квартирники.
И снова я прошу прощения за невозможность вовремя ответить на комментарии и посмотреть посты сообщников. Но обязательно это сделаю позже!