Sep 14, 2015 12:36
...И если рок-н-ролл мёртв,
То я - ещё как!
Есть разные критерии оценки того, что является классикой того или иного жанра. Один из них - это что из этого жанра будут помнить спустя несколько поколений. Этот критерий не универсален (вовсе необязательно запомнят самое лучшее или даже самое типичное), но он есть.
Так вот. Послушал я, что поёт нонешняя молодёжь. На статистику не претендую - наблюдал всего пару компаний, одна из которых по возрасту довольно разнородна к тому же. Но кое-что общее есть.
И если судить по вышеупомянутому критерию (только по нему - говорю на всякий случай), то единственным настоящим классиком русского рока является Цой. На периферии маячит Шевчук. Где-то совсем на пределе зрения иногда возникают Летов и Чиграков. А все остальные - БГ и Майк Науменко, Макаревич и Шахрин, Кинчев и Кипелов, Башлачёв и Янка, Григорян и Бутусов, Никольский и Романов, Мамонов и Чистяков и т.д., и т.п - увы, увы...
Кстати, что-то подобное парой десятилетий раньше произошло и с авторской песней. А раскрученные "Песни нашего века" - это уже гальванизация трупа. Популяризация не жанра, а конкретных произведений.
В принципе, это нормально. Каждому времени - свои песни. Тем более, что жанры не умирают совсем, а просто становятся из массовых нишевыми. Подобно тому, как из толстенного слоя осадков после литификаций могут остаться тонкие прослойки.
Вопрос лишь в том, что приходит на смену. И, возможно, я уже по-стариковски брюзжу, но сейчас внятной не-попсовой смены я не вижу. Есть немалое количество молодых талантливых авторов, есть даже то, что можно назвать новыми жанрами, но оно всё нишевое изначально.
И ещё. Подобное вымывание из памяти жанров пршлых лет естественно, но когда я гляжу на нынешнюю молодёжь, то возникает у меня впечатление, что оно какое-то чрезмерное, несопоставимое с прошедшим количетсвом времени. (Не во всех компаниях так, но во многих.) Как будто исчезли какие-то важные каналы передачи информации, которые (опять же, совершенно естественным образом) замедляют процесса ухода жанра.
Впрочем, они и исчезли.
Самиздат в любых формах уже не актуален - в Интернете можно найти всё, а всё - это значит слишком много, а слишком много - это значит, что "отбираться" будет лишь то, на что чаще падает глаз. А тут авторское творчество с продюсерским конкурировать может лишь в исключительных случаях. (Я вовсе не хочу сказать, что Интернет - Зло, я-то скорее уверен в обратном, но, как говорится, "всё - лекарство, и всё - яд").
И формы коллективного досуга (от официальных кружков и секций до дворовых посиделок) становятся всё менее популярны.
Это всё не алармизм, и не возмущение "упадком нравов". Как-нибудь, да будет, ведь никогда не было, чтоб не было никак. Но некотjрая проблема, имхо, намечается