Въезжающих в Браславский район по Р-14 встречает прежде всего
озеро Иказнь.
Когда-то эти земли писарь господарский Иван Семёнович Сапега купил за 200 "грошей широких", то есть
пражских.
Здесь он построил каменно-деревянный замок на острове, который московиты смогли взять лишь в третий заход (из трёх: 1515, 1561, 1654). По легенде, перед сдачей 1554-го главный пан Дроздовский спрятал с озере богатый клад.
Томаш Маковский на своей знаменитой
карте Великого княжества Литовского изобразил замок так:
Некоторые пишут, что во время дипломатической поездки в Рим Иван Семёнович первым из Сапегов
(по старому Сапихов)
перешел в католицизм, другие пишут - перешёл только
в унию.
Второе кажется более правдоподобным, т.к. первый деревянный костёл в Иказни построен лишь в 1593-м знаменитым сподвижником Стефана Батория
Львом Сапегою, который вроде и сам то принял католичество только в 1588 г.
Ивана Семёновича иногда называют победителем московитов в бою на реке Друть и участником
победы под Оршей,
хотя мне показалось, что его путают с
племянником Иваном Богдановичем (сыном старшего брата).
Замок разрушен в годы Великой Северной войны, а костёл не раз горел и восстанавливался.
В том числе сгорел и в войну 1812 года. Именно в том здании (а не в последнем из деревянных,
как иногда пишут) был крещён
Генрих Дмаховский
скульптор, успевший отметиться во всех бунтах XIX века в империях Романовых и Габсбургов.
Проект каменного костёла Александр Шпаковский создал уже к 1900 году
но виленский генерал-губернатор "... не нашёл возможности разрешить перестройку ...",
возможность нашлась только после первой русской революции.
Строительство велось в 1906-1912гг.
Пишут, Шпаковский был автором "около 40 храмов на Витебщине".
А после третьей революции Иказнь стала одним из центров крестьянского
"зелёного мятежа" против большевиков.
Двое священников этого костёла расстреляны немцами 04.03.1942 в лесу под Глубоким
и
беатифицированы в 1999г. в числе
108 блаженных польских мучеников.
Трёхнефная базилика с трансептом почти лишена декора.
Лишь пояс аркатуры под карнизами.
Главное украшение здания - его кладка,
удивительно живописное сочетание кирпича с тёмным известняком разных оттенков.
Торцы здания и трансепта завершены щипцами.
По сторонам алтарной апсиды - сакристии с односкатным покрытием.
Алтарём костёл ориентирован на северо-северо-восток.
Трансепт выступает за поле стен слабо, не дальше трёхступенчатых контрфорсов.
Квадратные башни прорезаны окнами по традиционной схеме - с каждым ярусом количество
окон увеличивается, зрительно облегчая массив, хотя плановые размеры ярусов равны.
С той же целью окна верхнего яруса попарно заключены в арочные ниши, что делает стену
ещё более расчленённой, "слоистой" и лёгкой ...
снято 19 мая 2014г.,
ЗДЕСЬ