Аэродром СГАУ и Ту-144

Oct 29, 2011 18:24

Подумалось тут, что неплохо бы рассказать, как я провел это лето. Не обо всем, конечно, расскажу. Только о самых интересных моментах. Но тем не менее.
Итак, начну, пожалуй, с визита в Самару.

30-го июля 2011 года начинался мой очередной отпуск. Как раз на 30-е была назначена ежегодная тусовка Первобанка на Волге. Вот туда-то я и рванул. Расписывать буйные краски нетрезвого разгильдяйства не буду. Скажу только, что было очень хорошо, погода была отличная, люди вокруг замечательные, вкусное пиво, раки, говорят, вкусные были (не пробовал - я их как-то не особо уважаю).

На следующий день после полудня в Самару же, но только поездом, приезжали моя супруга с сыном.
С ними мы планировали погостить несколько дней у наташкиных родственников, погулять вместе по городу, просто отдохнуть.
Поскольку я искренне считаю, что, будучи в очередном городе, я должен обязательно увидеть его основные туристические популярности и/или неофициальные достопримечательности, я заранее почитал об интересных местах города. Для очного изучения были выбраны учебный аэродром СГАУ и мемориал космонавтики с ракетой Р-7.

Честно говоря, космическое заведение посмотреть просто хотелось, а вот учебный аэродром манил. Манил тем, что на нем догнивают образцы советской гражданской (и немного военной) авиационной техники. Возможно, все они есть и в Монине под Москвой, но там их ТАК не пощупаешь. Да и когда я еще выберусь с семьей в Монино? А здесь, можно сказать, судьба сама нас подталкивала к визиту.

Второго августа я вызвал такси, назвал адрес, куда мне нужно доехать, и путешествие началось. Поскольку официального адреса аэродрома я не знал, пришлось назвать "ближайший" к аэродрому дом - Смышляевское шоссе, 200 (http://maps.yandex.ru/-/CBVprIms)




По моей логике и в соответствии с данными Яндекса от этого дома до аэродрома по дороге идти всего каких-то 400 метров - фигня!
Едем, значит. Почти сразу выясняется, что водитель везет нас не совсем туда, куда нужно, он был уверен, что везет нас раза в три ближе. Когда я ему популярно объяснил, чёкаво, он сначала тихо прифигел, потом начал соображать, где это, потом поковырялся в карте, позвонил другу-авиатору, с помощью моих объяснений предположил, куда ехать. Сначала дорога была такая вполне адекватная - асфальт, все такое. Постепенно она стала превращаться в нечто непотребное. Ямы становились все глубже, объезжать их у водителя уже не всегда получалось. Вполне приветливый и бодрый кавказец стал несколько понурым, перестал улыбаться и сказал, что в этих краях расположен цыганский поселок - наверное, атрибут большинства современных крупных российских городов. В какой-то момент водитель остановился, вышел посмотреть на дорогу, а мы с женой пообщались и решили, что обойти-то мы лужу обойдем, а вот объехать ее точно не получится. Расплатившись с довольно хмурым уже водителем и взяв спящего сына на руки, пришлось продолжать путь пешком.
Собственно, спас нас, пожалуй, Яндекс с его картами и ГПС-кой. Шли почти что на ощупь.
В сказках неинтересные куски путешествий обычно описывают фразой "долго ли, коротко ли". Воспользуюсь и я этой уловкой )
Долго ли, коротко ли, но нашли мы свороток к аэродрому, а следом и сам аэродром.



Сын к тому времени уже бодро шагал самостоятельно. Поэтому, когда у ворот аэродрома нас встретили две тихие, но уверенные в себе псины, я смог оценить, что одна из них в холке была ближе к метру - почти с Тимку! Собаки не махали хвостами, просто шли нам навстречу. Медленно, но не расхлябанно. Бежать было бессмысленно - все равно не убежишь. Спешить навстречу тоже не тянуло. Поэтому мы слегка притормозили, проинструктировали сына, мол, что бы не произошло, бегать, прыгать и кричать не следует. Сидевшая в будке тётка не принимала в происходящем никакого участия - лишь смотрела. Остановились мы с собаками друг напротив друга, постояли сколько-то. Чтобы хоть как-то определить их настроение я медленно протянул руку к голове одной из псин. Та молча подставила затылок - мол, гладь! Ситуация мгновенно разрядилась и мы подошли к воротам. В это время к ним с той стороны уже двигался сторож, дядька неопределенного возраста. Лет 35 - 55 от роду. Подошел и тоже так стоит и молчит через решетку ворот. На вопрос, можно ли посмотреть на самолеты, сыну их показать сторож вполне добродушно сказал: "ну по пятьдесят рублей с человека за вход, наверное. За него (кивая на Тимку) не надо". Заплатил, прошли. Идем, значит, и тут, в спину такая фраза: "там в дальнем углу стоит самолет слева, в него войти можно. Прямо, поднимешься и потяни на себя дверь. Не смотри, что там замок, он так висит..."
Я офигел от счастья: на самом деле, ничто на этом аэродроме меня так не тянуло, как желание посмотреть хотя бы через забор на этот самый самолет. На Ту-144. А тут такая радость - замок там "так висит"!

Площадь аэродрома не такая уж большая: 150х250 метров, где-то. Но пока мы прошли мимо теперь уже печально известного Як-42-го, мимо грузовика Ан-12, мимо первого советского пассажирского реактивного Ту-104 и мимо "Авроры" Ту-154 в стааарой аэрофлотовской раскраске и логотипом КБ Туполева на кабине, прошло, казалось, неимоверно много времени. Минут 10! Около каждого борта хотелось постоять, что-то рассказать о них, сфотографировать и сфотографироваться на фоне...
Собственно, вот несколько кадров оттуда.

Попробовал сделать общий вид от входа. К сожалению, ни места, ни времени не нашел, чтобы сделать хороший кадр. Смотрите, в общем, что есть:




Это грузовик Ан-12. Такие трудяги облетали, наверное, почти весь советский мир. И даже немного больше. Сейчас их полно во всяких Африках...



И мы рядом с этим грузовичком :)



Изучаем механизацию крыла Ан-2



Взгляд в сторону



Передняя стойка шасси Ту-104. Что-то рассказываю.



Вот так вот Ту-104 доживает свой век на выставке.



Когда еще будет возможность заглянуть в турбину Ту-104? )



Конечно же, Ту-154



До сих пор ни разу не видел этот логотип "живьем"

Шли мы, значит, шли и наконец вышли к этому красавцу. Стоит чуть поодаль от других воздушных судов. Совсем не такой, как остальные. Передняя нога длинная, нос задран вверх, киль широкий, фирменное крылышко около кабины чуть приоткрыто... Очень непривычно выглядит:


Пофотографировали его как следует. Потом, поднялись и прошли во внутрь. Кстати, дверь действительно открывается. Скажу честно, я в первый раз в жизни открывал дверь реактивного сверхзвукового пассажирского самолета :) Очень волновался. Не был уверен, что все получится. Дверь оказалась очень тяжелой, Но благодаря тому, что была явно хорошо смазана, открылась совершенно легко:


Это я смотрю на крылышко. Всегда думал, что они были крошечными. Ну так и есть. Во всяком случае, по сравнению со всем самолетом. А так, больше двух метров, наверное )

К нашему удивлению, внутри вообще не оказалось пыли. Как будто за самолетом постоянно ухаживают, пылесосят, протирают всё
Оборудование в кабине все на месте за исключением нескольких кнопочек и локатора.


Проход к кабине



Надо сказать, места в кабине было достаточно - я стоял совершенно спокойно, не наклоняя голову. За спиной бортинженера (кресло внизу фотографии) могли разойтись два человека.



Тим осваивает место второго пилота.



А я - позицию КВСа Ту-144 ;)



Сыну гораздо больше приглянулось место бортинженера. Наверное, потому, что у того больше всех на самолете приборов и собственный комплект ручек управления двигателями )))

Пока Тима осваивал место бортинженера, у Наташи была возможность посидеть в кресле второго:


Фотография не очень, зато видно значительную часть кабины:


Это штурвал командира:


Какой-то пульт управления автопилотом:




На креслах сохранились ремни безопасности.



За мутным лобовым стеклом видна наклоняющаяся часть носа Ту-144. Оказывается, она необитаемая.

РУДы. Если присмотреться, видно, что существовал режим форсажа, как на военных сверхзвуковых самолетах. Оно и понятно. Двигатели-то делались под Ту-160. Да и косяков с первыми модификациями движков, говорят, было много:


После осмотра кабины мы дружно направились в салон самолета.
К сожалению, от всего его убранства остался один фюзеляж да несколько кресел по оба борта:


Три кресла по правому борту.

По левому борту располагалось всего два кресла в каждом ряду. Это становится ясно, когда смотришь на количество кондиционеров, лампочек и номеров (вернее, буквенных обозначений) кресел. Самих кресел слева не осталось:


Оборудование кухонь почему-то почти все перемещено со своих штатных мест на оранжевые стойки посреди второго салона:


На все три салона мы обнаружили лишь два туалета в самом хвосте. Багажные полки не имели крышек. По современным стандартам, думаю, этот салон не выдержал бы никакой критики с точки зрения комфорта. Однако, по тем временам, на сколько я понял, самолет был в авангарде человеческих достижений. В том числе и в области комфорта для пассажиров. Говорят, высочайший уровень комфорта самолета в свое время оценил президент Франции Шарль де Голль. Правда, когда он успел это сделать - не знаю :)

Кстати, все двери и проходы были отделаны каким-то синтетическим материалом цвета кумача:


Выглядит, честно говоря, красиво!
В современной версии салона установлен "предохранитель", препятствующий открыванию двери. Учитывая то, на сколько тяжелая передняя дверь, могу сказать, что открыв эту, вторую по левому борту дверь (к которой нет трапа), я бы наверняка не смог ее закрыть.

Уже вернувшись в Екатеринбург, я понял, что не сообразил подойти к двигателям самолета, попробовать залезть на крыло... Вообще, весь этот уникальный самолет хочется ощупать, потрогать, прикоснуться к каждой его детали. Вполне возможно, если еще раз побываю в Самаре, постараюсь съездить на сей объект, чтобы доделать начатое и отфотографировать самолет с помощью лучшей камеры.

Закончу рассказ о посещении аэродрома СГАУ в следующем посте. Хочется сделать паузу после рассказа о сто сорок четвертом Туполе, отдать ему дань уважения, что ли.

ту-144, сгау, кладбище самолетов, самара

Previous post Next post
Up