Jan 20, 2006 11:33
Отпуск цен, отмена контроля, приватизация, стихия купли продажи - все это привело к формированию относительно небольшого Активного класса, наэлектризованного открывшимися возможностями самореализации и обогащения. ...Остальные - Пассивный класс - со смесью недоумения и любопытства наблюдали, как воронка духа денег затягивает в себя множество людей... [...]
Понятия Активного и Пассивного классов являются, в сущности, метафорами, обозначающими скорее не наличие/отсутствие денег, а две разные ментальные установки: деньги - ценность/не ценность. [...]
Но осенью 95-ого произошло событие, имевшее глубокий символический смысл: верхушка активного класса (будущие "олигархи") через залоговые аукционы получила значительный объем госсобственности. Это означало, что Активный класс получил общественное признание и новый социальный статус... [...]
Залоговыми аукционами конца 1995 года сейчас придается значение крупнейшего акта передачи госсобственности в частные руки "олигархов" за смешные деньги. По экономическим масштабам это, как показывают факты, конечно, миф. В ноябре - декабре 95-ого частичное (?) разгосударствление коснулось лишь 12 предприятий, в том числе шести нефтяных компаний, трех заводов и трех пароходств. См. например: Кох А., Свинаренко И. Ящик водки. Том 3. М.:ЭКСМО, 2005. "В общей сложности было получено в бюджет около 1 млрд 100 млн долл. ...Сейчас, когда капитализация наших крупных компаний измеряется миллиардами долларов, мы уже и не помним, что осенью 1995 года акции этих самых компаний стоили копейки. Вот, например, сколько стоили в РТС 38% акций "Норильского никеля" в день проведения аукциона 17 ноября 1995 года? Ни за что не догадаетесь. 147 млн долларов. Да и откуда взяться высоким ценам в стране, где отечественный капитал еще не набрал сил, а иностранный - смотрел с опаской на Россию, в которой вот-вот к власти придут коммунисты..." [...]
(Ослон А. Дух денег в России: очерк становления и могущества //Социальная реальность. 2006. №1, С.57-71.)
Как показывают факты, автору угодно видеть в читающей публике лохов.