Пейзажи Евгения Тимашева. Часть II

Aug 29, 2011 10:29

Вторая часть "путеводителя по хорошим кадрам" от пейзажного фотографа Евгения Тимашева.

Приятного просмотра и чтения!



Это очень красивый постзакатный снимок со слоистыми облаками, накрывшими Алушту и побережье Черного моря. Я снял его в январе, на Демерджи. Это был удивительный день. Мы поднимались на вершину из Лучистого, выйдя из турприюта затемно. Целый день мы провели на плато. Облака зависли над побережьем с самого утра и это было безумно красиво. Днем облака слегка просвечивались. Солнечные лучи пронзали их насквозь, показывая кусочки земли внизу. Вечером, когда косые лучи перестали проникать до самой земли, облака уплотнились и на них появились фактура и контраст. У меня было куча времени найти хорошую точку, сделать неограниченное количество пристрелочных кадров, после чего отобрать лучший дома.



Эта фотография сделана в декабрьской поездке в Крым на Ай-Петринскую яйлу. Кадр очень прост, и это здорово. Это очень красноречивая простота. Что особо ценно для меня самого - это спонтанность снимка. Ты просто ходишь, смотришь по сторонам, обстановка вокруг все время меняется, а ты ищешь кадры. И когда находишь - это большое удовольствие. Уже постфактум появляется какое-то смутное и тревожное чувство, я думаю, знакомое многим людям, которые создают что-то, например, в музыке и литературе. Чувство, что эту фотографию тебе кто-то подсунул под нос, заставил придти именно сюда и сейчас. И ты боишься, что в следующий раз этот кто-то забудет о тебе, и ты будешь вечно бродить где-то не там. Но, ты быстро гонишь чувство прочь и понимаешь, что главное делать, пробовать, стараться. И ты непременно окажешься там, где нужно.




Это небольшое безымянное озеро в Хибинах. Я сделал этот кадр в конце августа. Мои воспоминания об этой неделе в северных горах - самые теплые. Это не было похоже на мои обычные фотопоездки. Мы просто шли вперед и делали фотографии. Без четкого плана где и в какое время нужно оказаться. Около озера мы проходили в утренние часы. Я быстро нашел хорошую точку, разложил штатив и стал ждать, когда солнце появится из-за облаков, время от времени делая кадры "на пробу". Ждать пришлось очень долго. Но самое забавное, что просматривая рабочий материал дома, из всех снимков озера я выбрал один из тех самых "пробных" кадров. Именно здесь как нельзя кстати пришлись тучки, севшие верхом на гору, и одновременно выделившие своим отражением в озере камень на переднем плане.



Некоторые люди критиковали этот снимок, говорили, что скалам здесь очень тесно и композиционно он не совершенен. Я не буду спорить, возможно, критика справедлива. Однако, я считаю, что эта фотография должна быть именно такой. Потому что здесь я снимал не скалы или туман. Я снимал ощущение. Именно так я вижу Долину привидений. Это совершенно инопланетное место, в котором то и дело возникают призрачные силуэты загадочных призраков. Они постоянно ускользают и их нельзя пощупать руками. На этом снимке - ворота в этот иллюзорный мир. Ворота, за которыми - неизвестность, смутная тревога, и, одновременно с этим, ощущение чего-то грандиозного. Что немаловажно для меня - этот снимок был снят спонтанно. И именно после него я научился видеть немножко больше, чем видел раньше. Без этой фотографии не было бы и других моих снимков, сделанных позднее.



Мои первые попытки в пейзажной фотографии связаны с морем. Я совсем недавно купил фотоаппарат и ехал с друзьями отдыхать в Крым. Именно тогда я впервые попробовал снимать пейзаж. Незадолго до поездки мне в руки попал выпуск журнала Photographer главной темой которого была фотосъемка морского пейзажа. Я уже не помню, какие авторы были представлены в том журнале. Но их фотографии побережья Британских островов стали для меня откровением. Я увидел совершенно сюрреалистические снимки с размытой в туман водой и блестящими камнями. Синие и фиолетовые тональности работ создавали инопланетную атмосферу. Я даже не мог себе представить, что такую картинку можно получить при помощи фотокамеры. Тогда мне очень захотелось снять что-то похожее. Конечно же, в той первой поездке у меня мало что вышло. Я слабо представлял себе как, где и в какое время нужно снимать море. Но, спустя какое-то время, у меня все получилось. В ноябре в крымском поселке Курортное меня ждал очень красивый рассвет, и мне хватило опыта и знаний сделать именно такую фотографию, о которой я мечтал тогда, листая журнал Photographer. Это утро было совсем не таким безмятежным, каким кажется по снимку. Я промочил ноги до колена, объектив после каждой волны приходилось протирать салфеткой от соленых капелек воды. Я шел домой практически босиком, но это все стоило тех фотографий, которые у меня получились.



Еще одна фотография, и еще одна веха. Мы шли на место съемки, которое запланировали еще с вечера. Нужно было подняться от автомобильной трассы на небольшой бугорок, с которого можно было поискать кадры с сельским пейзажем. Это было не лучшее место, честно говоря. Кругом ветки и электрические провода. Открытого пространства практически не было. И это утро так бы и осталось "одним из", если бы не туман. Я даже не сразу понял, какие условия мне приготовила природа. Мы поднимались на бугорок сквозь туман, и большой удачей было то, что на вершине этого бугорка мы, вдруг, оказались над ним. Туман лег на землю, проник в каждую ложбинку, окутал дома и деревья. Было еще очень темно. Небо только-только начало превращаться из могильно-черного в розовое. Человеческий глаз мало что разбирал в этом полумраке, который был скорее мрак, чем полу. И только сделав первый кадр я ахнул. Это было первое попавшееся более или менее открытое место. Но следующие 30 минут я не мог покинуть его. Я снимал, головой понимая, что если подняться еще немножко выше, возможно точка будет более удачной. Но я не мог двинуться с места. Я ценил каждую минуту этих условий, и я боялся, что если я куда-то уйду, они тут же исчезнут. И, конечно же, я снова должен повториться. Снимок ценен для меня еще и тем, что я не планировал его. Это удивительное стечение обстоятельств, и я рад, что был там в то утро.



Это Коктебель. В сентябре прошлого года я бродил по холмам и нашел это место. Эту гору, которая называется Отлу-Кая (Дырявая). Вот эти острые зубцы на ее вершине произвели на меня какое-то гипнотическое действие. Я строил кадры, снимал. И если в кадре не было этих зубцов, он мне не нравился. Так было и в октябре 2009-го. Я вернулся в Коктебель. И я не мог не сходить к Дырявой еще раз. На этот раз я выбрал место еще ближе к ней. А с заходом солнца гипноз повторился. Я сделал много фотографий в тот вечер. И на подавляющем большинстве из них в центре композиции была Отлу-Кая со своей короной. Этот снимок для меня идеально передает дух слова Киммерия. Именно среди таких ландшафтов должны были разворачиваться битвы с участием суровых кочевников. Именно такие закаты должны были хранить скорбную тишину полей сражения. Этот пейзаж идеален. А зубцы Дырявой будут гипнотизировать меня всегда.



Это был по сути последний день в Хибинах. Да, конечно, следующий за ним день мы также провели в дороге, но это были какие-то депрессивные места, в которых хозяйничал человек. Хозяйничал с большой буквы, поэтому я даже не доставал тогда камеру. Последний же съемочный день был вот этот. Мы поднялись от Академического озера на плато и двинулись по направлению к Кукисвумчорру и перевалу Безымянный. Облака летали быстро и низко с самого утра. Поднявшись наверх, мы увидели, одну из долин, полностью заполненную белыми клубами. Облака буквально кипели в этом цирке. Они беспрепятственно заплывали через единственно возможный вход, впереди же их ждала непреодолимая отвесная стена. На горизонте виднелся кировский рудник. И когда в его районе начались невероятные облачные трансформации, я достал камеру с телеобъективом и начал снимать. Эту фотографию я назвал "Спрут". Гигантский кальмар вытянул свои щупальца из белой пучины, пытаясь дотянуться до крошечных домиков и труб завода. В детстве на меня произвели впечатление рисунки из какой-то книги о животных, иллюстрирующие мифы об огромных кальмарах, нападающих и опутывающих щупальцами целые корабли. Какой-то неуловимый дух тех рисунков я всегда ощущаю, глядя на эту фотографию.



Я долго раздумывал, ехать ли мне вообще в Крым на Ай-Петри. Прогноз погоды был отвратительным, мой напарник по поездке в последний момент заболел и мне нужно было ехать одному. Я с некоторыми трудностями купил билеты на поезд, а вечером, когда мы ехали с отцом по гололеду в Донецк на вокзал, я чуть не сказал ему "поворачивай назад, я никуда не поеду", потому что перед нами едва не перевернулась машина. Во всем этом мне чудились какие-то нехорошие знаки. Теперь же, постфактум, я понимаю, что это было испытание на прочность. Я все-таки оказался в поезде и утром следующего дня был в Крыму. А дальше я прожил пять удивительных дней за которые природа одарила меня невероятным количеством подарков, меняя наряды и делясь самыми сокровенными проявлениями своего существа. Этот кадр нельзя было спланировать. Его можно было только увидеть своими глазами, прожить его своим сердцем и снять. Это графика. Рисунок тушью при помощи фотоаппарата. Фотография практически монохромна, очень проста и оттого имеет сильное действие на того, кто смотрит на нее. Я никогда не мечтал снять что-то подобное. А когда снял, я понял, что мечты не поддаются инвентаризации. И лучшие мечты те, о которых ты еще не знаешь.



Это снова январь и снова Демерджи.Было еще довольно много времени до заката, я бездельничал около вершины, ожидая нужного света. Ничегонеделание мне наскучило, и я решил не спеша пройтись к присмотренной заранее точке. Едва я двинулся в сторону живописного скального выступа, припорошенного снегом, вдалеке послышался собачий лай, после чего мне навстречу понеслось оголтелое стадо козлов. Они паслись неподалеку, а собаки их напугали. Вовремя отойдя в сторону с тропинки, по которой мимо меня пронеслись козлы, я двинулся дальше. Немного погодя, я увидел тех самых собак. Это были щенки. Их было двое. Увидев меня, они тут же бросились навстречу, после чего сопровождали меня повсюду. Дойдя до места съемки, я разложил штатив и начал присматривать возможные кадры, чтобы не терять на это время, когда появится нужный свет. Собаки расположились рядом. Было холодно, на плато дул сильный ветер. И щенки, чтобы не замерзнуть, начали бегать друг за другом рядом с обрывом. Они бегали по одному и тому же маршруту, замирая на какие-то мгновения перед самой пропастью. Мои спокойствие и неторопливость исчезли в один миг. Я быстро сменил объектив с широкоугольника на теле, и начал снимать. В результате получился один-единственный кадр, который волнует меня до сих пор. После того, как я сделал эту фотографию, мне уже был не нужен никакой закат. Я знал, что я снял что-то такое, чего нельзя запланировать, чего нельзя хотеть заранее. Тогда, я ощутил в себе это чувство, пожалуй, впервые так сильно. Сейчас же я понимаю, что для меня это самое ценное в фотографии - сделать такую картинку, которую ты никогда и ни у кого не видел, и которую практически невозможно повторить. Картинку, когда ты понимаешь, что она не шаблонна, она полностью твоя, и ты никому в момент спуска затвора не подражаешь. В этой фотографии для меня сошлось все это в одну точку: импровизация, удача, состояние природы, собственное видение.

I часть

www.timashov.com

Хочу научиться так снимать

как это снято?, Лучший фотограф, фотограф дня

Previous post Next post
Up