Фотография и фальсифицированная реальность

Dec 06, 2011 10:00



©  Stephen Berkman The Exhibition (From the Archives of the Academie des Sciences)

Свойство фотографии - фиксировать реальность. Как правило то, что оказывалось сфотографированным, становилось не только доказательством существования объекта, но и самостоятельной реальностью, которая сама уже воспринималась, как истинно существовавшее явление.
Cама эстетика фотографии - ее монохромность, ограниченная глубина резкости, пятна, оставшиеся от неаккуратной проявки - стала синонимом объективной реальности. Событие прошлого приобретало реальность в настоящем лишь в той мере, в которой оно было отражено в мутном зеркале фотографии.
В этой подборке мне бы хотелось привести примеры подобных псевдо-реальностей.
В то же время многие современные фотографы пользовались этим свойством фотографии для того чтобы исследовать феномен соотношения фотографии и самой реальности. Можем ли мы доверять фотографии? Можем ли мы доверять самой реальности?



© Joan Fontcuberta, серия "Fauna"

Joan Fontcuberta, Серия "Спутник"



© Joan Fontcuberta, серия "Спутник", рассказ про советского космонавта Ивана Источникова

Для этого проекта Фонткуберта художественно сфальсифицировал доказательства существования космического корабля "Союз 2", пилотировавшегося советским космонавтом Иваном Источниковым. Согласно фактам, изложенным Фонткубертой, в 1968 году Иван Источников и его компаньон собака Клока исчезли из корабля во время выхода в открытый космос. После того, как к "Союзу-2" пристыковался "Союз-3" в космическом корабле, поврежденном метеоритом, была обнаружена пустая водочная бутылка с запиской. Фонткуберта долго занимался поиском артефактов, связанных с именем Ивана Источникова и его полетом. Были собраны фотографии, газетные вырезки и т.д. Из собранных материалов была организована выставка.



© Joan Fontcuberta, серия "Спутник", рассказ про советского космонавта Ивана Источникова

Joan Fontcuberta, Серия "Fauna"
Здесь мы видим доказательства существования фантастических животных.



© Joan Fontcuberta, серия "Fauna"



© Joan Fontcuberta, серия "Fauna"



© Joan Fontcuberta, серия "Fauna"

Примеры из прошлого



© Eugene Isidore Buguet. В середине 19 века существовало множество фотографических ателье со спиритическим уклоном. За определенную плату клиенты могли быть сфотографированы в компании с духом своего умершего родственника или просто известного человека.



©  Arthur_Rothstein, The bleached skull of a steer, South Dakota Badlands, 1936
Фотограф был подвергнут жестокой критике со стороны прессы лишь за то, что при съемке он немного передвинул череп для достижения более выгодной композиции.

Разное



© Stephen Berkman, Creature



© Stephen Berkman, From memory



© Asger Carlsen. Визуальные нелепости, вымышленные фотографом запоминаются надолго.



© David Wojnarowicz, Untitled (Falling Buffalo), 1988-89
Как можно заметить, на фотографии изображен макет, но именно это двойственное ощущение псевдо-реальности - (макет+фотография) - минус на минус дают плюс - заставляет взгляд остановиться.



© Jeff Wall, «Dead Troops Talk», 1992
На этой фотографии Джеф Волл смонтировал отдельные фотографии, снятые в студии. Получилось монументальное полотно о войне, симулирующее настоящую фотографию с поля боя до такой степени, что многие зрители обвиняли Волла в цинизме.



Фото из книги Д. Кинга "Пропавшие комиссары" ("The Commissar Vanishes: The Falsification of Photographs and Art in Stalin's Russia"). Фотографическому "исправлению реальности" в СССР 20-40 х годов посвящена целая книга. По мановению кисточки ретушера люди запросто исчезали из реальности, а потом и из жизни.
Более подробно и художественно о фальсификации реальности рассказывается в книге Джорджа Орвелла "1984".

текст: д. орлов/photoplay.ru

подборка дня

Previous post Next post
Up