Привет и первый пост тут. Буду публиковать размышления на тему фотографии и съемки. Познакомиться с тем что я снимаю можно здесь:
http://vk.com/medvdv Для начала - этот текст не для обсуждения меня любимого. Я - такой-же невежда как те о ком я говорю. Пытаясь прочитать и понять о чем я - забудьте о моем существовании. Давайте считать что это письмо в редакцию присланное неизвестным жителем неизвестного города. Я обсуждаю явление в целом.
Услышал давеча очередной разговор о "необходимости образовывать клиентов". Образование предлагалось делать очередной дурацкой (пардон за мой французский, но это слово точно и кратко характеризует суть) статьей на тему "как выбрать себе фотографа правильно".
Нет могу больше терпеть - выскажусь на тему.
Глядя по сторонам я наблюдаю одну картину. Большинство "профессиональных фотографов" (в данном контексте - людей которые сами себя так именуют) матерые невежды в фотографии в частности и современной культуре вообще. Я - такой же. Посещая в год более 30 городов в России и рядом с ней, с МК и Фото-школами я не устаю раз за разом удивляться одному факту. Люди, снимающие за средние и большие деньги, хорошо известные в своих городах как фотографы, знают из истории фотографии три фамилии - Брессона, Айведона и Ньютона. Даже такие мировые фамилии как (для примера) Сара Мун, Жан-Лу-Сьеф, Фон-Уве, Кенна, Нахтвей или Бетина Реймс - будучи просто показанными в презентации в виде своих самых известных фотографий, узнаются одним-двумя человеками из двадцати сидящих в зале.
Все они прекрасно знают кто такой Габани, Ноздрин и Сахаров, последнее время слышали про неких Рашапа, Хэчо и Ильина, но из 100 фамилий фотографов которых казалось бы (по хорошему) - уважающий себя специалист должен знать по работам - они не столько видели, сколько слышали, дай бог 5-10. Наглядный пример - у многих из нас дома фотоаппаратов, вспышек и объективов в разы больше чем альбомов фотографов мирового уровня.
Это нормально или нет? Почему художник, который учился в ремесленном училище, легко отличит Ренуара от Гогена, а их обоих от Матисса (например по показанным с айпада картинками без подписи - я проверял). 50-100 художников - запросто известны такому вот не хватавшему звезд с неба специалисту рисующему карикатуры на улице или непритязательный деко для туристов.
Эти же самые фотографы, на МК, слышали и про Малевича и про Рембрандта и про Сезана и других художников но вот про фотографов Аккермана или Пелигрина, Груае и Бассман - нет. Если какой то (хороший, никто не спорит) человек 3 года назад был программистом закончившим (чаще - не закончившим) средненькой крутоты технический вузик, а сейчас называет себя фото-художником и профессионалом - о каком "образовании клиентов" может идти речь? Те кто живут в Питере - еще сходили в Эрмитаж, ну хотя бы в школе. А остальные города?
Ребята, те которые говорят о непонимающих и необразованных клиентах, да вас самих надо образовывать и образовывать, годами, прежде чем на основе чего либо виденного, пережитого, снятого и понятного, наконец-то вырастет, если повезет, хоть какой то сносный вкус, стиль, понимание и картина того что же такое фотография и зачем она людям.
Снимая по 50 одинаковых свадеб в год, и по 2-3 вроде как творческих но очень ленивых фото-сэта, с которыми вы потом носитесь весь год на всех ресурсах, и больше - ничего, откуда вы надеетесь на какие либо перемены в вас и в вашей клиентуре?
Конечно, если фотограф невежда - какими он видит клиентов? С чем имеет дело? Снимая колхозные фотографии, общаясь колхозными фразами и создавая колхозные сайты с убогими шрифтами и текстами - он ждет, когда к нему с какой то луны и из бухты "Барахты" придут люди с чувством вкуса? Но человек со вкусом дальше такого сайта не пойдет ни в жизни, он даже не попадет на него - зачем ему этот мусор?
Каждый получает тех клиентов, которых заслужил.
Заслужил, в первую очередь - своей личностью и своими работами. Своими взглядами, поступками и прочим.
Самое интересное в фотографии - кто ты есть. (с) Джо Б.
Если на тебе убогая одежда, ты непритязателен к одежде и знакомствам, отдыху и тому что ты смотришь и читаешь. Если вместо Груае и Дуано ты смотришь каждый день сотнями говнофотки (пишется слитно) соседей по деревне, в надежде что кто нибудь из них снял хуже тебя (хотя куда хуже?) а то, что еще печальнее, искренне любишь и отстаиваешь всю эту убогость, разбираешься в ней и надеешься что у тебя наконец то будет фото дня - которую ты выклянчивал сотнями сообщений и ответных пятерок - то почему, почему люди со вкусом и деньгами должны к тебе придти? Они что - белены объелись? Мне кажется что скорее всего ни за 100 метров будут обходить тебя, твои фотографии снятые "как было" и твой офис которого у тебя еще нет. Так же как мы обходим Евразию и магазины с непонятными турецкими и китайскими куртками и обувью.
Люди два раза в год одеваются в милане и париже, ездят на машине которая стоит как квартира, обучают своих детей в Лондоне, и даже по случайности, в путешествиях, видели хорошей фотографии, в том числе на выставках, на порядок больше тебя.
Кто и кого тут должен образовывать?
Но нет - нам кажется что наш вкус эталон а эти клиенты ничего не понимают. И все как один без вкуса и притязаний - что есть фотография для себя а для коммерции надо делать понятную и упасли боже не умную няшу. Заставить человека задуматься над фотографией - приравнивается к преступлению и неуспеху. Причем заранее - даже не проверив на практике - что получится.
Это плохо и это во многом подрывает рынок. Ну кто будет тратить деньги на какую-то услугу если она находится на турецко-китайском челночно-рыночном уровне качества? Мне кажется что единственный способ настоящего образования клиентов - предложить им продукт мирового уровня! Все познается в сравнении. И у людей с деньгами есть с чем сравнивать.
Образовывать надо фотографов. Чем больше образованных фотографов в вашем городе, тем больше там будет хороших клиентов - они обратят внимание на фотографию тогда, когда она станет конкурентно-способна с другими доступными им средствами тратить деньги - такими как машины, одежда и туризм высокого уровня. Только наличие действительно значимых и качественных продуктов способно расширять и создавать рынки. Надо привлечь внимание людей и дать им альтернативу покупке очередного айфона или одежды, похода в ресторан всей семьей.
Только действительно сильная фотография порождает интерес, высокие гонорары и адекватную клиентуру.
Не надо изолировать и защищать себя от мировой фотографии и достойного уровня, чем больше вы себя жалеете, чем больше меряете с местечковой планкой и сравниваете с соседями - тем хуже у вас клиентура и меньше ваши доходы. Вот и все.
Начните уже наконец интересоваться чем-то кроме новой камеры кенона и того как вас покормили на очередной свадьбе. Не будь невеждой, друг, и все будет классно!