Сейчас в Москве проходит очень интересная выставка «Зарубежные фотографы о России. Том I: Голландские и фламандские авторы о России». Проект включает в себя выставку десяти голландских и фламандских авторов, которая будет представлена в десяти городах России, а также цикл лекций, презентаций, интервью, презентации книг, выпуск каталога.
Ирина Попова, куратор выствки:
Книгу Бертин ван Манен я впервые увидела дома у Александра Лапина. Оказывается, Бертин приезжала в Россию в 90-е, чтобы путешествовать, знакомиться с людьми, изучать русский язык и - фотографировать. Тогда общалась с Лялей Кузнецовой, и та познакомила ее с Александром Иосифовичем. В этом маленьком фотографическом мире все пути-дорожки пересекаются, и настоящих фотографов и подвижников от фотографии слишком мало, чтобы не знать их хотя бы по имени.
Бертин ван Манен
Когда я начала выражать восхищение от впервые увиденных работ Бертин - от этого магического реализма, пересечения деталей на одной картинке, этой теплой близости к героям, - то Александр Иосифович с легкостью подарил мне эту книгу. И так началась моя пора увлеченного исследования всего, что связано с зарубежными фотопроектами о России. Позже огромная ретроспектива Бертин ван Манен, занявшая целый этаж фотомузея FOAM в Амстердаме, доказала, что мой первый восторг не был ошибочным - Бертин ван Манен прочно занимает свое место в ряду интереснейших мировых фотографов. И ее главное увлечение и тема почти всех работ - Россия.
Бертин ван Манен
Позже появился Роб Хорнстра, который удивил своей газетой про Сочи. Да-да, сперва была именно газета, которая, при разделении страниц оперативно превращающуюся в фотовыставку, годную для любой стены. Потом Роб вместе с писателем Арнольдом ван Брюггеном создал целую новаторскую систему существования одного проекта внутри книг, открытов, постеров, выставок и мультимедиа презентаций.
Роб Хорнстра
Роб Хорнстра
Настоящим открытием, еще во время моей жизни в России, стал проект Питера тен Хупена о Нижегородской деревне - снова здесь внимание концентрировалось не только на фотографии, но на истории за ней: Питер был очарован легендой о граде, некогда ушедшем под воды озера, чтобы спасись от нашествия татаро-монгольского ига. Говорят, этот град появляется на поверхности озера раз в год, летом, и в это время вокруг озера происходит крестный ход. Питер засобирался туда... но на все события опоздал, попав во вполне себе заурядную деревню. Его фотоистория, однако, обладает тем сиянием о полузабытой сказке, скрывшейся за повседневностью.
Питер тен Хупен
Питер тен Хупен
О работе Карла де Кейзера я узнала от Александра Кузнецова, который на протяжении месяцев работал вместе с ним над проектом «Зона». Взгляд Карла определяет точная определенность «его» сюжетов, цветная колористика и скрытая ирония мудрого человека. Саму книгу «Зона» я рассматривала только визуально, как прекрасные картины, забыв о содержании: тяжелые будни заключенных в Сибири. В этих работах нет сочувствия, нет тоски и безнадеги, здесь есть взгляд чистого визуала, или человека с другой планеты.
Карл де Кейзер
Карл де Кейзер
Гертьян Корнеллисен пошел по пути документального фикшена и изобрел себе образ советско-ностальгического героя, сняв повседневность окружающих нас постсоветских просторов. Герт Йохемс принял за отправную точку откровенно сюрреалистическую картину мира - неизвестно, затертого черно-белого сибирского городка - кажется, что эта черно-белая зернистость - свойства не фотографии, но самого места, где она сделана. Лео Эркен является почти бесстрасстным документалистом, стремящимся запечатлеть в деталях и образах время и место вокруг себя. На днях выходит его книга - результат многолетней работы в странах СССР восточного блока.
Гертьян Корнеллисен
Гертьян Корнеллисен
Райнир де Влаам попытался понять загадочную и мрачноватую русскую душу через взгляд на возрождающееся фанатичное православие.
Райнир де Влаам
У Сбигнева Косча взгляд кажется гораздо ближе, теплее, понятнее - он ближе к традиции восточно-европейской и, в частности, прибалтийской фотографии. Может быть, дело еще и в том, что его изображение деревенского быта кажется чем-то до боли знакомым - тем, что каждый из нас видел не через фотографию, но в жизни.
И, если взгляд западных авторов кажется нам тяжелым и мрачным, или, по крайней мере, критическим, то выход из этих невеселых реалий предлагает Павел Прокопчик и его герои серии The Tribe. Кажется, единственный путь вовне из этой антизападной изоляции - стать хиппи, построить хижину в поле...
Сбигнев Косч
Сбигнев Косч
Так подбиралась моя коллекция таких разных, но одновременно таких похожих авторов. Их объединяло одно - почти фанатический интерес к России, не прянично-матрешечной, но настоящей, суровой и непонятной страны, которую они во что бы то ни стало желали познать, и их фотография была для них средством на этом пути.
Как ни странно, эти фотографии в своей совокупности могут помочь кое-в-чем и нам самим, людям, живущим в России - увидеть пусть субъективное, лоскутное, но тем не менее завораживающее зеркало. Познать, что в нас так завораживает и одновременно отпугивает людей извне. И где она кроется, эта загадочная русская душа, если она есть вообще.
Это - первая часть большого цикла «Зарубежные фотографы о России», который будет разворачиваться. Здесь представлены только голландские и фламандские авторы. Выставка будет показана в 10 городах России, и в итоге приедет в Нидреланды.
Этот проект не мог бы состояться, если бы не горячий энтузиазм самих участников - показать свои работы именно в России и именно в контексте такой коллективной выставки, открывающей новые горизонты и возможности к интерпретации. И конечно же, этот проект не получился бы, если бы не щедрая поддержка Нидерланского культурного фонда и Leica-Russia, а также поддержка локальных площадок и фестивалей, открывших свои двери для этой выставки.
Я благодарна всем авторам и помощникам за их деятельное участие.
Выставка будет открыта с 10 по 24 марта ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 13.00 до 20.00, вход свободный.
Вход на встречу с Робом Хорнстрой и Арнольдом ван Брюггеном
300 руб. для тех, кто располагает такой суммой, бесплатно, для тех, кто суммой не располагает.
Адрес: Москва, м. Курская или Чкаловская, Земляной вал, д. 57 стр. 6. Центр ФОТОДОК.
е-мейл для справок:
popovaira@yandex.ru