Давно хотел выложить в "Арсенале" несколько статей про оружие в кино. Но всё как-то руки не доходили. И вот по пожеланиям трудящихся ... Может порадую
ecoross1 . Возможно, что и
БронеБарсук из своей броненоры наконец-то на живца выглянет.
Чужой среди своих
(из журнала "Оружейный двор", сентябрь-октябрь 1998 г.)
Александр БИРЮКОВ, Глеб СЕРДИТЫЙ,
рисунки Всеволода МАРТЫШКО
Таким титром начинается фильм «Чужой» (Alien) из фантастической трилогии, открывшей в кино целую эпоху. Alien - очень многозначное слово. Его можно перевести как «злой», даже как «зло вообще». Оно обозначает нечто чужеродное, недоброе, крайне опасное, не поддающееся пониманию. Есть еще один оттенок: это самое «чужое» не только непонятно нам, но и, со своей стороны, не может и не хочет понимать кого-либо.
Талант Ридли Скотта - режиссёра первого «Чужого» - coздaл удивительный, захватывающий мир, попадая в который, зритель уже не может ни отвлечься, ни «вынырнуть» до финала истории. В противовес стерильной бутафории героических «Стар-треков» сказочному пафосу «Звездных войн» Скотт показал скромную романтику «космического дальнобоя», этакое кино будущего на производственную тему ...
Но начинка в фильмах о «чужих» куда как многослойнее и интереснее: абсолютное оружие и противостояние ему на грани и за гранью человеческих возможностей - вот что привлекло нас.
Сюжетная канва первого фильма достаточно проста: каша заваривается из-за того, что всесильная Компания (намек на ЦРУ, ибо именно так сотрудники управления называют его между собой) намеревается доставить на Землю и использовать в военных целях «чужого» - представителя некой внеземной формы жизни, жертвуя при этом экипажем космического рудовоза «Ностромо».
«Чужой» незамедлительно показывает, на что способен. Он в силах уничтожить любое живое существо, а сам практически неистребим. Более того,убивая, он плодит себе подобных.
Что же можно противопоставить столь эффективному инопланетному средству массового уничтожения? В первом фильме астронавты вынуждены обходиться подручными средствами вроде самодельного электроразрядника, «каким скот гоняют», переносных мусоросжигательных огнеметов.
Во втором фильме - «Чужие» - оружия куда как больше. Режиссер Дж. Камерон "эксплуатирует военную тему на полную катушку. Чудовищ здесь много. Их изводят реактивными пулями, гранатами, огнем... Оружие на экране - просто великолепно! Импульсная автоматическая винтовка с подствольным гранатометом по качеству исполнения превосходит оружие во всех фантастических фильмах вместе взятых. Весьма недурственны и громоздкие штурмовые пулеметы «смарты». Но главное, все стрелковые системы представляют собой исполненный здравого смысла прогноз завтрашнего дня в оружейном деле.
Комплекс вооружения в «Чужих» запоминается не каким-либо особенным совершенством, а продуманностью деталей и тем, что это именно комплекс - система взаимодополняющих элементов с общим дизайном и соответствующим технологическим уровнем. Создателям фильма удалось избежать появления на экране несуразностей вроде викинга с автоматом, или, наоборот, современного коммандос с кремневой фузеей.
В мире «Чужих» армии Земли выродились в некие колониальные военно-полицейские силы, что-то вроде внутренних войск, а американские носят довольно идиотское название «космическая морская пехота». Комплекс их вооружения удовлетворительно соответствует ставящимся перед подобными подразделениями задачам. «Удовлетворительно», поскольку хорошо и в реальности не бывает. А потому не вызывает никакого неприятия некоторое отставание технического уровня оружия от общего уровня техники вышедшей в дальний космос цивилизации. Оружейный консерватизм здесь понятен и даже уместен, он только подчеркивает «достоверность» происходящего.
Винтовки «космических морпехов» просто великолепны. Сравниться с ними по идеальности вхождения в ткань «выдуманной реальности» может, пожалуй, только пистолет охотника за репликантами из «Бегущего по лезвию бритвы». Винтовки заявлены в фильме как 100-зарядное 10-миллиметровое автоматическое оружие, снабженное подствольным интегрированным гранатометом с магазином на несколько гранат. Калибр перезаряжаемого движением цевья гранатомета можно на глазок определить, как что-то между 17-ю и 22-мя миллиметрами.
Оружие боевое и оружие полицейское уже сейчас отличаются диаметрально: разные критерии эффективности, разные задачи. Но при взгляде на винтовку из «Чужих» приходит мысль о промежуточном, полицейско-боевом оружии, специально адаптированном к боевым задачам. Отсюда и бронебойные пули, и фугасные гранаты. Отсюда и 10-мм калибр, чрезмерный для боевого и наиболее перспективный для полицейского оружия. Отсюда и очень короткая прицельная база (по верхней грани массивной рукоятки для переноски), характерная для оружия ближнего боя.
Что же это напоминает? Правильно, отечественный стрелково-гранатометный комплекс «Гроза» (см. «ОД» №№ 4-96 и 2-97), едва ли не лучшее в мире на сегодняшний день оружие такого класса. Калибр у «Грозы», правда, не 10, а 9 мм, в магазине в пять раз меньше патронов, а 40-миллиметровый подствольный гранатомет только однозарядный, но не забудем сделать скидку на разделяющий образцы временной интервал.
С технической достоверностью немного хуже. Например, в «Чужих» вообще не стреляют из винтовки с плеча. Дистрофический, откровенно бутафорский приклад просто не позволяет этого делать! Неужели схему «буллпап» в будущем забудут напрочь? Странная форма магазина и отсутствие вылетающих при стрельбе гильз наводят на мысль даже не о безгильзовых боеприпасах, а об использовании жидких метательных веществ. Но даже если так, даже если пули (а это, скорее всего, оперенные метательные стрелки в разделяющемся поддоне) запускаются вообще святым духом, сто 10-мм пуль ни за что не поместятся в показанном на экране магазине.
Мы можем ошибаться, но, похоже, при создании своих киношных образцов оружейники «Чужих» использовали одну из моделей современных боевых ружей, скорее всего SPAS-12 фирмы «Луиджи Франчи», оно играет роль подствольного гранатомета. Ружье было весьма ловко скрещено с небольшим пистолетом-пулеметом (возможно, Узи или Ингрэм), изображающим основной, верхний ствол винтовки. Прийти к такому выводу позволяют кадры заряжания обеих составляющих оружия; нижнее зарядное окно гладкоствольного ружья, в которое загоняются «гранаты», не спутать ни с чем. Магазин же винтовки гораздо меньше, чем кажется. Монтажеры ловко спрятали это за быстрой сменой изображений, но на стоп-кадре можно разглядеть обычный 20- или 25-зарядный магазин к пистолету-пулемету с ясно различимым в горловине «парабеллумовским» патроном. Трудности создания подобного гибрида очевидны, и результат вызывает уважение.
Дополняет вооружение «космических морпехов» так называемый «смарт» или, вернее, два «смарта», представляющие собой групповое оружие огневой поддержки взвода. И вполне достоверно, что в операторах «смартов» ходят самые агрессивные бойцы, с богатым боевым опытом, одним словом, «смарт-файтеры» (smart можно перевести с английского как «быстрый», «ловкий»; соотвественно, smart-fighters - «ловкие бойцы»). Сам по себе «смарт» напоминает авиационный турельный пулемет, в котором воплощена идея механической компенсации веса оружия. Вспомним, как один из главных героев фильма вместе с напарником управляются со «смартами», легко перекидывая из стороны в сторону длинные стволы. Такое возможно, если рычажная система передает вес оружия непосредственно на корпус стрелка, разгружая руки. Это, конечно, потребовало бы по меньшей мере стабилизации линии прицеливания. И то, что на голове у каждого оператора «смарта» водружено некое прицельное устройство, говорит в пользу создателей фильма - специалистов-оружейников они пригласили знающих. Стреляет «смарт» очередями, сопровождающимися длинным форсом дульного пламени. Что неудивительно, поскольку примерно на две трети каждый «смарт» состоит из немецкого единого пулемета МГ-42, ловко вписанного бутафорами в «оружие будущего».
Но забудем на время об МГ-42 и продолжим наш анализ. Раз уж «смарт» относится к огнестрельному оружию, то где размещается его боезапас? Сие неизвестно. В фильме фигурируют какие-то замысловатые маленькие коробочки, оснащенные штырьевыми разъемами, которые у современного человека сразу же ассоциируются с чем-то высокотехнологическим. Однако «смарт» все же никак не тянет на энергетическое оружие. Гораздо достовернее было бы считать, что боезапас «смарта» слишком громоздок, так сказать «стационарен», чтобы его можно было, отсоединив, дать поносить кому-то еще. Резонно предположить, что «коробка с огоньком» - составная часть системы наведения «смарта», блок питания силовых механизмов или мини-компьютер, управляющий всей системой.
Кстати, а почему, собственно, «смарт»? В Америке обожают присваивать образцам оружия заковыристые «значащие» аббревиатуры. Совершенно безвозмездно, то бишь даром, предлагаем будущим конструкторам «смартов» такой, например, вариант: «Stabilized Mobile Arm of Response Tactic». Недостатки «смарта» являются продолжением его достоинств. Так, максимальная мобильность оборачивается ограниченностью применения - использовать его можно разве что в штурмовых операциях. Со «смартом» не заляжешь, не постреляешь из-за укрытия и по пересеченной местности тоже не побегаешь. Но, несмотря ни на что, «смарт» - колоритное и интересное оружие.
Про огнемет такого не скажешь. Предпринятая в фильме попытка соорудить огнемет из автоматической винтовки М-16 вызывает искреннее недоумение. Жидкая струйка огнесмеси прыскает на несчастный десяток метров - и это оружие будущего? Хотя эпизод, когда главная героиня прикручивает липкой лентой винтовку к огнемету, все же идет фильму на пользу. Образовавшийся оружейный монстр выглядит круто - у кино свои законы.
Вообще, в фантастических боевиках реальные образцы довольно часто выдаются за нечто небывалое. Обычно для этого берут оружие новейших моделей и футуристического облика. Расчет простой: среди зрителей редко попадаются знатоки предмета. Зато какой эффект! Настоящее, действующее оружие даст по части убедительности сто очков вперед любому бутафорскому бластеру.
Интересно, что этот прием в разных случаях приводит к различным результатам. Так, в фильме «Темный ангел» штурмовой пистолет фирмы «Калико» М950А в качестве страшного оружия мрачноватых пришельцев оказался вполне на месте. И совсем другое дело - знаменитый боевик «Вспомнить все», просто перенасыщенный новейшими (на момент создания картины) образцами. Перебор всегда перебор!
Крайне нагло поступили голливудские киношники в «Разрушителе»: в музее под видом «нейтронной винтовки» лежит бывшая новинкой лет пятнадцать назад немецкая безгильзовая винтовка Г11. На экране музейного монитора нам демонстрируют схему ее устройства, где в силуэт Г11 вписан бессмысленный набор радиодеталей. Наверно, потому стреляет она какими-то кольцами голубого света. Невольно задаешься вопросом: неужели в многомиллионном бюджете картины не нашлось нескольких сотен долларов на макет приличного фантастического оружия? Именно макет, поскольку голубыми кольцами на экране можно и из пальца пальнуть, технология позволяет.
Но вернемся к «Чужим». Осталось упомянуть защитное снаряжение «космических морских пехотинцев». Оно состоит из шлема, кирасы и бронепоножей. Последние настолько бессмысленны, что о них даже как-то неудобно говорить. Кирасу столь однозначно оценить нельзя. С одной стороны, она безусловно малопригодна в качестве средства индивидуальной защиты (если только бой не ведется холодным оружием). Современные бронежилеты и бронекостюмы не от хорошей жизни клепают из всякой мудреной синтетики и керамики - цельнометаллический нагрудник, способный держать удар автоматной пули, своим весом пригнет к земле любого крепыша. Зато кирасы эти неплохо смотрятся, цены бы им не было на парадах.
Менее архаичный по внешнему виду защитный шлем все же достаточно старомоден. Если не считать телекамеры, рации и заголовника, то этот головной убор более уместен в каком-нибудь фильме про войну во Вьетнаме. И еще раз подтверждает полицейский характер «космической армии» будущего. В любом общевойсковом бою оборудование, которым снабжены шлемы, было бы практически бесполезно. И наоборот, усик микрофона приемно-передающего устройства уже сейчас стал неотъемлемой деталью в облике бойца антитеррористического подразделения.
В заключение надо признать: несмотря на все наши придирки, амуниция и вооружение героев «Чужих» - большая удача создателей фильма. И космический морской пехотинец - зрелище внушительное, а главное, убедительное. Ну и что с того, что уже несколько лет назад появились перспективные разработки боевого снаряжения («Сайкон-2000» и т.д.), которые настолько же превосходят показанное на экране, насколько космический скафандр сложнее и совершеннее водолазного костюма конца прошлого века? Читаем же мы до сих пор «20000 лье под водой»...
P.S.
Картинки из статьи я уж не стал выкладывать, т.к. это кадры из фильмов, да ещё к тому же не самого высокого качества (что-то типа заезженной видеокассеты на стареньком видюшнике - интересно, а мОлодежь помнит такие видюшники?). Да и пару лишних тэгов для размещения картинок надо осваивать.