(автор изображения -
Matus Kalisky used under
CC BY)
Этот короткий очерк написан для того, чтобы смягчить переход от камер среднего и узкого форматов, объяснив их технические отличия и показав в общем виде аппаратуру, которая используется для съемок в Большом формате.
Необходимость прелюдии связана с тем, уже на этапе покупки первого форматного фотоаппарата нужно заранее понимать, что потребуется для легкого и приятного занятия форматной фотографией.
В данном сообщении кратко описаны основные технические элементы камеры Большого формата, а также аксессуары, необходимые для съемки.
1. Фотоаппарат
Строение фотоаппаратов Большого формата в целом мало изменилось за последнее столетие,
поэтому большинство камер имеют крайне похожую конструкцию.
Конструктивно фотоаппарат Большого формата состоит из следующих элементов:
1). объектив
2). передний стандарт
3). меха
4). задний стандарт
5). площадка, к которой крепятся стандарты.
(автор изображения -
Tom Hart used under
CC BY)
Можно долго описывать нюансы тех или иных конструкций, их слабые и сильные места, но главное, что стоит знать для начала: фотоаппараты различаются не только по внешнему виду, используемым материалам (дерево, металл, композит), но и по техническим характеристикам, оказывающим иногда существенное влияние на возможности фотографа и процесс съемки.
Выбирая свой первый фотоаппарат, фотографу неизбежно придется выбирать между двумя основными системами Большого формата:
- Карданные (монорельсовые) фотоаппараты
- Полевые фотоаппараты
Если коротко: карданные фотоаппараты имеют более устойчивые конструкции, большие углы поворотов (подвижки) стандартов, но расплачиваться за это приходится больши́м весом и временем, которое тратится на процедуру сборки-разборки фотоаппарата.
(автор изображения -
Andrew Wilson used under
CC BY)
Внешние различия двух систем можно увидеть здесь.
Если абстрагироваться от различий в системах, камеры одного типа различаются по следующим техническим характеристикам:
1). предельные углы поворота (подвижек) стандартов;
2). длинна рельса (полозьев) (+ наличие возможности установки дополнительных рельсов);
3). вес, габариты в собранном/разобранном состоянии;
4). надежность (система фиксации подвижек, устойчивость к боковому ветру и многое другое);
5). удобство.
Для начинающего эти параметры мало, что скажут. Да и значимость многих характеристик зависит от предмета и техники съемки, требований самого фотографа. До самостоятельного погружения в Большой формат сложно заранее сформулировать те вещи, которые в итоге окажутся наиболее важными.
Поэтому, как представляется, единственным более-менее сознательным решением при выборе первой камеры будет определение системы: кардан или полевой фотоаппарат.
В идеале, конечно, для начала лучше взять кардан: именно на немного туговатом студийном кардане учились предыдущие поколения пленочных фотографов. Монорельсовая система позволит с большим удобством осваивать все возможные подвижки переднего и заднего стандартов, наработать приемы съемки и набить руку.
(автор изображения -
Dale Winling used under
CC BY)
Несмотря на то, что с карданом обучение пойдет немного быстрее, никто не запрещает начать свое путешествие в мир Большого формата с полевой камеры.
Только при приобретении полевой камеры нужно учитывать, что практически каждая из конструкций дорожных камер имеет свою ахиллесову пяту.
Классическим "узким" местом полевого фотоаппарата являются ограничение по длине полозьев, что накладывает определенные сложности для использования длиннофокусной оптики.
(автор изображения -
Scott Branson used under
CC BY)
Для фотоаппаратов формата 4х5 вполне достаточным является длина полозьев в 320мм, которая позволяет вполне удобно применять оптику с фокусным расстоянием до 250мм (включительно).
*К примеру, для того, чтобы сфокусироваться на объекте, который находится на расстоянии 1,5 метра, используя объектив с фокусным расстоянием 250мм, расстояние между передним и задним стандартом должно составлять 300мм.
В то же время, существуют специальные телеобъективы, которые расширяют границы допустимых фокусных расстояний, но они существенно тяжелее обычных и имеют гораздо меньший круг покрытия, что не позволяет толком использовать подвижки.
Например, телеобъектив Fujinon 400T по углу обзора аналогичен нормальному объективу с фокусным расстоянием 400мм, но фокусируется на бесконечности на расстоянии 250мм, что позволяет его эффективно использовать на большинстве полевых камер формата 4х5.
2. Объектив
Современные объективы Большого формата невелики размером и в рабочем состоянии походят на своеобразный «бутерброд»: между двумя линзовыми блоками расположен механический затвор и объективная доска.
(автор изображения -
Zebrio used under
CC BY)
Объективная доска представляет собой панель переднего стандарта с выточенным отверстием под размер объектива. Основная задача объективной доски (помимо крепления объектива) - создавать световой замок.
Наиболее проблемным вопросом для желающего освоить Большой формат является выбор не фотоаппарата, а первых объективов.
Учитывая, что в Большом формате все объективы имеют фиксированное фокусное расстояние, наиболее правильным будет сразу приобрести стартовый комплект из 2-3 объективов.
(автор изображения -
Mike Fiction used under
CC BY)
Как показывает угрюмая практика, именно неправильный выбор объектива является тем первым камнем, с которого начинается лавина неудовлетворенности Большим форматом.
Если говорить об ошибочных шагах, то частым разочарованием для начинающих становится покупка "штатника" (в формате 4х5 "штатным" фокусным расстоянием является 150мм, 5х7 - 210мм, в 8х10 - 300мм).
Сам по себе штатный объектив совсем не плох, только далеко не универсален: поясные и лицевые портреты будут страдать от довольно неприятных геометрических искажений*. Пейзажи от штатников, напротив, совсем не страдают (даже выигрывают), но в не самых опытных руках они будут казаться немного плоскими, скучными, лишенными "изюминки" Большого формата. Та же самая история происходит со "штатниками" и в младших форматах, но по причине распространенности зумов этот факт всеми обычно неосознанно игнорируется вплоть до момент встречи с Большим форматом.
* Масштаб геометрических искажений зависят от конкретной модели объектива. Значительная часть объективов Большого формата оптимизирована на получение геометрически правильного изображения при масштабе съемки не более 1:10. Тем не менее, существуют объективы (некоторые из них маркируются термином "макро"), не уродующие геометрию при масштабе 1:5 и более.
Вторым банальным способом испортить знакомство с Большим форматом является покупка старинного объектива без затвора. В начале погружения в глубины Формата неизбежны сложности. Покупка беззатворных объективов в разы усложняет жизнь начинающего и нередко приводит к быстрой и безвозвратной потере веры в собственные силы.
(автор изображения -
Tekniska Museet used under
CC BY)
Другой не менее фатальной ошибкой при выборе объективов может стать поход в поисках истины на фотографические форумы.
Во-первых, никто не может доподлинно знать Ваши эстетические вкусы, поэтому совет, будь даже 100 раз верным, может оказаться лично для Вас абсолютно бесполезным и творчески контрпродуктивным.
Во-вторых, мнение обитателей форумов нечасто подкреплено качественными фотографиями, да и сами советники не всегда обладают богатым опытом форматной фотографии. Как показывает практика: те, кто больше всего снимают и получают от процесса удовольствие, редко сидят днями напролет в сетевых сообществах и выполняют роль бюро добрых советов в режиме онлайн.
(автор изображения -
Jon Lewis used under
CC BY)
Если отбросить ненужную лирику, то наиболее удачным выбором для начинающего (формат 4х5) будут объективы со следующим фокусным расстоянием (в скобках даны альтернативны варианты - выбор между ними можно и нужно доверить своему эстетическому вкусу):
1) 210мм (240мм) - отличное фокусное для съемки большинства портретов и довольно неплохое для съемки пейзажей. Если приобретать только один объектив, то это фокусное, наверное, единственно правильный выбор.
2) 135мм (125мм) - умеренно широкоугольный объектив, когда нельзя отступить на шаг назад и снять на более длиннофокусную оптику. Хорош для городского пейзажа и портрета в тесных условиях.
3) 180мм (150мм) - дополнительный объектив для съемки пейзажей, который, вполне возможно, станет основным.
(автор изображения -
Sam Agnew used under
CC BY)
В рекомендательном списке намеренно не указаны широкоугольные объективы (90мм., 75мм и т.д.).
Связано это с тем, что все широкоугольные объективы создают существенные искажения перспективы. Широкоугольные искажения видны невооруженным глазом и неизбежно влияют на эстетическую составляющую изображения, снижая эмоциональное вовлечение зрителя.
Если поправлять в фоторедакторе снятые широкоугольником кадры - потеряется существенная часть изображения, что в свою очередь приведет к изменению композиции. Есть и другие недостатки широкоугольной оптики Большого формата, но пока не будем чрезмерно грузить и так напряженного читателя.
Таким образом, приобретать широкоугольный объектив желательно, но только более-менее освоив классические для Большого формата фокусные расстояния, и то..., поверьте, потребуется он крайне редко, когда на другие фокусные кадра снять не получится.
Собственно, выбор фокусного лучше всего доверить собственному глазу. Благо интернет пестрит чужими фотографиями, которые, если приглядеться, дадут более-менее четкое представление, что ждать от объективов с конкретным фокусным расстоянием.
Например, так выглядит мир через оптику
150мм, а так через
75мм... В любом случае, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Все остальные вопросы (фирма производитель, год производства, серия, внешний вид и т.д.) по большей части являются производными и для начинающего значения представлять не должны.
В связи с этим при поиске первых объективов лучше не забивать голову ненужным (пока) и руководствоваться двумя вещами:
- желаемым фокусным расстоянием;
- состоянием затвора.
* Механические затворы нечасто ломаются. Основной причиной неполадок является засыхание смазки и (намного реже) ослабление пружинных механизмов. Лепестки диафрагмы, напротив, смазывать нельзя ни в коем случае.
3. Пленка
В связи с больши́м размером кадра, обеспечивающим несравнимое с узким и средним форматом детализацию изображения, выбор пленки является одним из наименее значимых вопросов Большого формата.
(автор изображения -
Pekka Nikrus used under
CC BY)
Тем не менее, существуют некоторые нюансы использования пленки.
Поскольку пленка листовая, при ее зарядке в кассету нужно четко представлять, с какой стороны располагается эмульсия.
Это совсем несложно. Традиционно на каждом листе пленки (независимо от производителя и типа) на короткой стороне делается небольшая выемка (зарубка). Если расположить лист так, что выемка будет расположена в правом верхнем углу, то эмульсия находится с Вашей стороны. Именно в таком положении (эмульсия наружу) лист пленки и должен лежать в кассете.
Для обучения Большому формату потребуется довольно много пленки. Для этих целей вполне подойдет чешская чернобелая Foma (чувствительность 100 и 200, 400 лучше не трогать). Хоть по техническим параметрам она считается хуже, чем Ilford и Kodak, но в каком-то смысле ее несовершенство даже выгодно новичку: повышенный контраст меньше прощает технические огрехи эскпонирования и проявки, что быстрее позволит начинающему фотографу осознать и исправить ошибки.
4. Кассеты
По сравнению с рулонной листовая пленка создает определенные неудобства, связанные с тем, что каждый лист приходится заряжать отдельно.
Если в узком и среднем формате, пленка заряжается в задник, то в Большом формате для съемки используются двусторонние кассеты, каждая из которых вмещает только по два листа пленки.
(автор изображения -
Audin Malmin used under
CC BY)
Заряжаются кассеты в темноте (темная комната или зарядный рукав), в этой связи для того, чтобы делать длинные серии снимков без необходимости частой перезарядки, потребуется таскать с собой изрядное количество кассет.
На практике это не так страшно, как звучит (особенно для форматов 4х5 и 5х7), но все же лучше заранее рассчитывать, что в большинстве путешествий объем носимых на себе кассет будет ненамного меньше, чем объем сложенной камеры.
5. Экспонометр
Экспонометр был и остается одним из самых важных аксессуаров форматного фотографа, без правильного обращения с которым съемка на слайдовую пленку превращается в "Кошмар на улице вязов" для первоклассника.
(автор изображения -
Chi Bellami used under
CC BY)
В силу отсутствия эффективных систем экспонометрии, интегрированных в камеры Большого формата, фотографы Большого формата используют внешние фотоэкспонометры.
Замерять экспозицию можно множеством способов:
- пленочным фотоаппаратом 35мм с точечным замером;
- смартфоном;
- специальным цифровым экспонометром (спотметром);
* Использовать цифровые фотоаппараты для экспонометрии не рекомендуется, так как в цифровой фототехнике:
- конструктивно предусмотрен фильтр, снижающий световой поток;
- настройки светочувствительности кремниевого сенсора цифровика часто не соответствуют стандарту пленки.
По этим причинам перед тем, как использовать цифровой фотоаппарат в качестве экспонометра для БФ, Вам придется изучить и зафиксировать в памяти все возможные отклонения при определении экспозиции при съемках в различных условиях. И Вам это нужно?..
Наиболее удобным (а для съемок на слайдовую пленку - просто безальтернативным) средством замера является спотметр, с которым можно осуществлять точечный замер освещенности.
(автор изображения -
Gregory Roberts used under
CC BY)
Спотметр крайне удобен тем, что позволяет делать предельно точные и оперативные замеры экспозиции, не отвлекая на себя внимание. Поэтому покупка спотметра для фотографа Большого формата - событие неизбежное, как ни оттягивай.
6. Штатив
Штатив является во всех смыслах столпом Большого формата, так как съемка с рук большинством форматных фотоаппаратов не предусматривается. Часто съемка без штатива прямо противопоказана: даже в формате 4х5 выдержки, как правило, бывают короче 1/60.
(автор изображения -
East Lothian Museums used under
CC BY)
Выбор штатива - сугубо индивидуальный процесс, но и здесь есть довольно очевидные вещи.
Выбор придется делать исходя из веса фотоаппарата, с учетом приличного рычага, который создает длиннофокусная оптика (эта проблема существует только для полевых камер, на карданах всегда можно совместить точки крепления штатива и центр тяжести фотоаппарата).
По этой причине можно сразу отмести головы дешевых китайских штативов, которые с трудом фиксируют даже легкие камеры формата 4х5.
---
Собственно, вот и все основные вещи, которые так или иначе потребуются для позитивного знакомства с Большим форматом.
Напоследок желаю удачи и физического здоровья, которое существенно увеличивает удовольствие от передвижения с техникой Большого формата!
(автор изображения -
Christian Michel used under
CC BY)