Специфика Большого Формата

Dec 13, 2014 16:43





(автор изображения - junjie Tang used under CC BY)

Поиск отличий в фотографической технике - это крайне субъективный и даже немного антитворческий процесс, примерно такой же нужный для искусства как спор о значимости одних музыкальных инструментов и бесполезности других.

Большой формат в сравнении с цифровой фотографией - это как человек, одетый в рыцарские латы, соревнующийся с бегунами-лекоатлетами. Съемка становится событием просто по факту того, что она происходит. В формате заключается торжество иного образа мышления, которое наиболее ярко проявляется именно в обилии ограничений: штатив, неудобная камера, капризная пленка, характерная оптика... В этих само участие - уже победа, хотя соревнование в скорости с цифровыми устройствами будет очевидно проиграно. А нужно ли его выигрывать, если цель такого человека - не победить законы природы, а показать, что фотография - это не домашние тапочки, а искусство: оно может быть совершенно разным, местами даже абсурдным и крайне сложным.

Но не будем о различиях в мировоззрении, поговорим лучше о принципиальных особенностях техники Большого формата.





(автор изображения - Gregory Roberts used under CC BY)

Тем не менее, технический взгляд необходим, чтобы показать ряд уникальных возможностей, которыми обладает большой формат:

1. Размер кадра
2. Подвижки

1. Размер кадра

Исторически сложилось, что форматы пленочной фотографии классифицируются по размеру кадра. В большом формате размер кадра существенно превышает размер других форматов.

В жизни это выглядит так:



(автор изображения - K. Praslowicz used under CC BY)

* На этом кадре видно, каким образом видят мир фотографы, снимающие на камеры разных форматов, если при этом используют объектив с одним и тем же фокусным расстоянием.

Кроме того, особенным для большого формата является не только размер кадра, но и тип пленки: в БФ до сих пор применяется листовая пленка, а в узком и среднем форматах используется рулонная пленка, намотанная на катушки.

2. Подвижки

Подвижки - это техническая возможность управлять положением переднего и заднего стандартов фотоаппарата. Наличие подвижек позволяет контролировать плоскость резкости и перспективу изображения.
Передний и задний стандарт - площадки, соединенные мехом.

К передней площадке крепится объектив:



(автор изображения - Cwwung used under CC BY)

а к задней - матовое стекло для визирования изображения и установки кассет с пленкой:



(автор изображения - Cwwung used under CC BY)

Основной секрет подвижек переднего стандарта заключается в положении плоскости объектива относительно объекта съемки. В книгах обычно пишут, что плоскость резкости перпендикулярна оси объектива. Понять это со слов довольно трудно: представить еще сложнее. Поэтому можно использовать более простое определение: плоскость резкости параллельна плоскости объектива.

В Большом формате подвижный передний стандарт позволяет наклонить (завалить) объектив вперед или назад (тилт), повернуть его в правую или левую стороны (свинг), переместить вбок (шифт), а также поднять (райз) или опустить (фолл). Вместе с изменением наклона объектива (тилт) или его поворотом (свинг) изменяется положение плоскости резкости.

Как вы уже можете ощутить, словами это объяснить довольно трудно, особенно учитывая то, что существенное число фотографов не использует тилтшифт-объективы на среднем и узком форматах.

Проще всего увидеть, как работают тилт-эффекты на примере данных иллюстраций:




* На первой картинке видно, что получится, если наклонить передний стандарт вперед.




* На втором изображении показано, что будет, если наоборот отклонить передний стандарт назад.

Подвижки заднего формата позволяют корректировать перспективу изображения.

Корректировка перспективы служит простой и понятной цели - сделать, чтобы пропорции объектов съемки выглядели более эстетично.

Наиболее просто это можно показать на примере архитектуры, где прямые линии и правильные пропорции - это не пожелание, а необходимость.



(автор изображения - Tom Magliery used under CC BY)

* На левом фото показан снимок здания на широкоугольный объектив, сделанный с низкой точки. При этом из-за того, что плоскость здания не параллельна плоскости пленки (сенсора), здание как будто «вытягивается», что выглядит чрезмерно неестественно. На правом фото плоскость пленки приведена в положение, более-менее параллельное плоскости стены, что позволяет видеть здание в более привычном для человеческого глаза виде.

В принципе, коррекция перспективы подвижками заднего стандарта ничем не отличается от использования соответствующей функции в фоторедакторе (Transform->Persperctive в Фотошоп). Тем не менее, если осуществлять коррекцию в фоторедакторе - это неизбежно приведет к изменению композиции, а также снижению разрешения финального изображения.

Кроме тилт и свинг эффектов, фотоаппараты большого формата позволяют применять шифт-эффекты (если тилт-эффекты - это изменение плоскости стандартов, то шифт-эффекты связаны со смещением стандартов без изменения их плоскости относительно друг друга и объекта съемки), но о них можно почитать в соответствующей литературе, а еще лучше - убедиться воочию. В живую оно гораздо проще и понятнее.



(автор изображения - Jbhalper used under CC BY)

Данный рассказ о подвижках большого формата заведомо неполон и рассчитан на дальнейшее изучение. Как показывает практика, никакие методички не дают начинающему полного понимания подвижек.

Кроме того, указанное описание подвижек заведомо упрощено, чтобы позволить понять базовые моменты, которые затем подвергнуться корректировке практикой.

Например, при более глубоком изучении случается озарение, что тилт и свинг движения заднего стандарта корректируют не только перспективу, но и плоскость резкости. Это приводит к тому, что во время съемки сначала лучше совершать корректировку перспективы изображения задним стандартом, а затем уже регулировать прохождение плоскости резкости передним.

Наиболее подробно (хотя и далеко не идеально) о подвижках камер большого формата рассказано в книгах:

- Карл Кох: "Система Синар: настольная книга фотографа";
- Leslie Stroebel: View Camera Technique;
- Steve Simmons: Using the View Camera.

Кроме того, про большой формат на русском языке можно почитать в следующих источниках:

- Ярослав Амелин: Настроение большого формата.
- Ефим Чернов: Большой Формат и преимущество аналоговых технологий.
- Андрей Акимов: Современная классика.
- Василий Андреев: Фотографические форматы.

Если какие-то материлы о большом формате размещены в сети, прошу сбрасывать ссылки, они (в случае непротиворечия их логике, здравому смыслу и наличия хотя бы минимальной полезности) будут незамедлительно включены в статью.

новичку, основы, большой формат, теория

Next post
Up