Рассказ Горького «Старуха Изергиль» многие помнят со школьной скамьи. Легенды о Данко и Ларре подробно разбирали на школьных уроках. Сам Горький особо выделял этот рассказ из своего творчества: «Должно быть, ничего уже не напишу я так стройно и красиво, как написал „Старуху Изергиль“( Быков Д.Л. «Был ли Горький? » Астрель 2012)
- Ольга Шуган
- (Институт мировой литературы РАН
- им. А.М. Горького, Москва)
- комментарий на книгу Уральского «Горький и евреи» https://www.litres.ru/mark-uralskiy/gorkiy-i-evrei-po-dnevnikam-perepiske-i-vospominaniyam-sovre/chitat-onlayn/
- «Переработав массу книг и архивных документов, Марк Уральский представил на суд читателя свой взгляд на проблему, оставив при этом открытым целый ряд вопросов. Например, не-проясненным остался вопрос о скудности еврейской темы в художественных произведениях Горького, - писателя, который столь много внимания уделил ей в своей публицистике. Горький всегда был на гребне волны протестного движения русской интеллигенции против любых несправедливых действий царского правительства, в том числе ее борьбы с антисемитизмом. Его приверженность заветам русской демократической оппозиции особенно четко проявилась в деле Бейлиса, когда вслед за своим учителем В. Г. Короленко он одним из первых выступил в печати против несправедливости обвинения евреев в ритуальном убийстве. Расстановка концептуальных акцентов автором в теме «Горький и евреи» достаточно полемична. Порой, например, он склонен преувеличивать значение «еврейского влияния» на процессы, протекавшие в русской литературе конца XIX - начала ХХ в. Однако нельзя не согласиться с его базовой позицией: юдофильские настроения в самых широких слоях интеллигенции России начала ХХ в. усиливали чувства личной симпатии к еврейству, которые Горький испытывал, по его признанию, на «биохимическом» уровне.
- Горький считал евреев «дрожжами» человечества, эта нация олицетворяла для него вечные искания духа и активную движущую силу, что отвечало его рано сложившимся революционным взглядам на существующее в мире общественное устройство.
- «Когда влез мне на спину “еврейский вопрос”? Я не знаю. Я родился с ним и под ним. Надо всем понять, что конец еврейских страданий - начало нашего самоуважения, без которого России не быть» (Из статьи «Первая ступень» в литературном сборнике «Щит», Москва. 1916). Для Горького «еврейский вопрос» стоял не только как моральная проблема: евреи были для него не интеллектуальной абстракцией, а народом, с которым он сошелся близко и задушевно. »
Псевдонимом Пешкова, кроме Горького был Иегудиил Хламида. Что
на Иврите Иегудиил יהודיאל значит - "бог еврей". Хламида - это прямоугольный плащ , верхняя одежда древних греков.
Максимом Горьким был усыновлен и крещен будущий майор французской армии Зиновий Пешков, выходец из еврейской семьи а также по совместительству родной брат ( ! ) Янкеля Свердлова, одного из главных организаторов убийства царя Николая и его семьи в 1918 году .
Вы спросите в чем связь Горького и каббалы ? Попробуем разобраться. Талмудическое учение об искрах:
«Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»
Это отрывок из рассказа о сердце Данко.
Сам Горький был не чужд эзотерических учений и закрытых Московских кружков. Если учесть то, как Алексей Пешков закончил свою жизнь и всю мистическую составляющую, сопровождавшую его жизнь, то следующий анализ его рассказа не покажется больной фантазией.
Мифологическими предшественниками Данко из рассказа старухи Изергиль можно назвать:Осириса в Египте, Прометея в Греции, Одина в Скандинавии, Пуруша в Индии и т.д. Но всех их объединяет одно - светозарность , даваемая светом огня их учения. Имя ангела бездны Люцифер - светозарный. О связи легенды о Прометее и падшем ангеле написано уже много, но теперь попробуем разобраться с Данко.
Исследователь творчества Горького Ирина Гуйс считает, что одним из мифологических предшественников Данко был
Прометей, давший людям огонь: их сближает «одна и та же стихия». При этом, уточняет литературовед, общие масштабы деятельности
титана древнегреческой мифологии и героя рассказа «Старуха Изергиль» всё-таки не сопоставимы(Гуйс И.
«Старуха Изергиль» А.М. Горького: новый взгляд // Литература. - 2007. - № 06 (678).)
Горькому свойственно переворачивание смыслов в образах добра и зла. В цикле «Несвоевременные мысли» в 1917 году Горький накануне Рождества напишет: "Сегодня - день Рождения Христа, одного из двух величайших символов, созданных стремлением человека к справедливости и красоте.
Христос - бессмертная идея милосердия и человечности, и Прометей - враг богов, первый бунтовщик против Судьбы, - человечество не создало ничего величественнее этих двух воплощений желаний своих."
Старуха Изергиль.
С названием какого государства у вас ассоциируется имя старухи?
Это аллегорическое представление Израиля.
Изергиль- Израиль.
Это дщерь Сиона, которая не встретила вовремя своего Бога , а потому состарившись стала немощна и неплодна.
Ис.1:8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
В этом рассказе есть каббалистические извороты сделать белое черным, а черное белым. Данко , представленный самоотверженным светодателем, отдающий свою жизнь ради других это на самом деле - сын падшего ангела, представленный в идеализированной форме; в то время как Ларра - сын небес(орла и женщины) - это истинный мессия, представленный в антиобразе самолюбца и эгоиста. Звучит , конечно дико, но страсть изворачивать смыслы и представлять черное белым и наоборот это норма для каббалы.
Если мы прочтем его с позиции дальнейшего объяснения, то некоторые слова и описания в рассказе предстанут перед вами в новом ракурсе.
Рассказ состоит из трех частей: легенда о Ларре , гордом и самолюбивом юноше, рассказы о юности старухи Изергиль и третья часть - о самоотверженном Данко, который ценой своей жизни спасает людей.
В этом разделении рассказа есть особый смысл , как в разделении истории еврейского народа:
1. История гордого и жестоковыйного народа, на протяжении всего времени своей истории отказывающего подчиняться воле Бога по пришествии мессии.
2. Воспоминание о былом величии и Божественной избранности Изергиль(Израиля).
3. Ожидание Данко(мессии из Данова колена), который должен принести свободу народу Израиля и свет всему миру.
Изергиль - это связь между миром мертвых и миром живых, ибо она передает мудрость своего народа - религию предков , основанную на истории «избранного народа», молодому поколению.
В первой части рассказа мы видим повествование, в котором есть двойственный сюжет: с позиции ожидания и со второй позиции наблюдателя-читателя. Т.е. мир с позиции избранного народа и мир , который увидят окружающие не предвзято.
С одной стороны мы видим описание прихода гордого лжемессии Ларры(глазами книжников отвергших Христа), которого отвергает народ, но с другой стороны мы видим в судьбе Ларры историю самого народа израильского и его гонения за свою жестоковыйность и неприятие Божественной истины.
Начало рассказа:
«-Он уже стал теперь как тень, - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..»
И тут же дается описание «земли обетованной»:
«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки(прим. - от Нила до Евфрата), в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.Вот какая щедрая земля в той стране!»
Далее мы видим описание жизни юноши Ларры, который стал тенью, но когда-то был сыном орла и женщины.
В Молитве ко успению Богородицы есть слова, обращенные к ней:
Ты ….гнездо Орла Небеснаго.(
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/uspenie-presvyatoj-bogorodicy/molitvy-i-akafist-uspeniyu-bogorodicy/)
Т.е. символическое именование Ларры как сына женщины и орла это есть аллегория сына Божия. (Также как антиобраз Ларры в рассказе представлен Данко - это образ Прометея. . По легенде прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения - вновь и вновь прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. )
Но что же в рассказе?
Ларра жестоко убил женщину, которую жаждал, но она отвергла его из-за страха прогневать отца. Это взбесило Ларру и он жестоко убил девушку. В этом образе Ларра это ветхозаветный народ Израиля, который стал тенью , не имея своего места на земле. Самым страшным наказанием для Ларры было изгнание и сохранение ему жизни, ибо он стал отверженным среди народов. Ларра значит отверженный. Он не смог найти смерти, даже хоть и пытался это сделать. Это было наказание для Ларры до конца его дней. Это описание жизни еврейского народа.
Если же мы попробуем взять конкретные фразы из рассказа, то увидим символизм прихода Христа глазами фарисеев и книжников, также как это видноу Булгакова, описавшего Иешуа глазами евреев в «Мастере и Маргарите».
Далее в повествовании Изергиль идет «рассказ еврейских мудрецов» о приходе Христа, которого посчитали гордецом и самозванцем:
Ин.18:22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:
- Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет.»
Среди дальнейшего рассказа о «гордеце» мы встречаем довольно яркие отсылки к Святому Писанию о Христе:
«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.
Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:
- Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!
И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч(прим. - после распятия Христа грянул гром и завеса в храме , где собрались книжники разорвалась пополам). Это силы небесные подтверждали речь мудрого(прим. сборщика - речь о первосвященнике Кайафе). Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком… А этот - был человек.»(прим. - это опять отсылка к словам книжников о том, что Христос не был Богом, но человеком возомнившим себя богом и опять же , это рассказ устами и глазами книжников, поэтому мессия описывается гордецом и злодеем - «
Мк.15:28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. »).
Во второй части Изергиль(Израиль ) рассказывает о своей молодости, о красоте и популярности среди воздыхателей. Рассказывает о своих ухажерах , о своих обладателях и о тех, кого желала Изергиль, ибо любовью назвать ее чувства сложно, т.к. это была скорее страсть, которая быстро вспыхивала и быстро угасала:
Первым был рыбак, это намек на рыбаков Нового завета - учеников Христа в Израиле. Сам же рыбак олицетворяет первую любовь Израиля - ожидаемого Христа(Повествование ведется со времени отвержения истинного мессии)
« - Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада; и мне было пятнадцать лет(прим. сборщика - матери Христа Марии было пятнадцать когда она родила Христа), когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. Сидит в лодке и так звонко кричит он нам в окна:
«Эй, нет ли у вас вина… и поесть мне?» Я посмотрела в окно сквозь ветви ясеней и вижу: река вся голубая от луны, а он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу.»(прим. - это опять отсылка к Писанию, когда Христос вел проповедь с лодки или ходил по воде как «по суху» выйдя из лодки).
«Но мне уж не нравился он тогда - только поет да целуется, ничего больше! Скучно это было уже. »
Сравним теперь с:
Матф.12:38-39
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
Народ хотел знамений, но не дано им было знамений ибо у них было писание. Вот и скучно стало Изергиль - «только поет да целуется, ничего больше».
Это образ старухи Изергиль из известного масонского короткометражного мультфильма I pet goat II/ Старая женщина, ожидающая обещанного зачатия для последующего рождения спасителя.
Также этот образ соотносится с каббалистической Шехиной, и ее водами
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Вторым возлюбленным Изергиль был гуцул:
«Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… Рыжий был, весь рыжий - и усы, и кудри! Огненная голова»
В романе «Камо грядеши» Генрика Сенкевича описывается период жизни апостолов Петра и Павла во время царствования римского императора Нерона, после распятия Христа. Этого римского царя в этом романе именуют как «огнебородого», т.е. рыжего. Данное описание любви к гуцулу - римский период еврейского народа.
«- А рыбак куда девался? - спросил я.
- Рыбак? А он… тут… Он пристал к ним, к гуцулам. Сначала все уговаривал меня и грозил бросить в воду, а потом - ничего, пристал к ним и другую завел…»
Примыкание рыбака к гуцулам - это христианский период римлян. А то, что рыбак «другую завел» , это знаменует период христианизации язычников , в лице которых Бог обретает истинных детей, вместо не принявших его потомков Авраама по крови.
Третим был турок с гаремом, - это прообраз истории покорения Византии османам и образования нового царства иудеев - Хазарского каганата( как территории принявшей когда-то иудаизм);
Сын турка оказался четвертым, но не надолго;
Пятым стал - поляк, - это период изгнания евреев в т.н. «черту оседлости» на территорию восточной Польши.(европейский период скитания еврейского народа)
После того, как Изергиль ушла от Поляка, она попала к жиду, к шестому по счету. Он же продавать ее стал. Весьма интересный момент, особенно если учесть то, что еврейские гетто в странах Европы организовывались самими же учителями еврейского народа, т.е. искусственное ограничение передвижение народа , как элемент договора между лидерами и главами стран пребывания, а также использование своего же народа его духовными учителями как товара.
После был восьмой - «достойный пан с изрубленным лицом», которого убили.
После был девятый - венгр, который также погиб от любви.(Все та же восточная Европа)
Потом десятый - последняя любовь опять поляк, правда указанный как шляхтич- т.е. поляк относящийся к военизированной части Польши, как символ обретения определенного военного могущества и власти. В рассказе указано на , что к этому моменту Изергиль было 40 лет . Именно столько лет водил Моисей народ Израиля по пустыне, до того, как обрести «землю обетованную». Обретение своего государства.
Изергиль поехала в плен к любимому, чтобы освободить его; ей даже пришлось убить охранника - Германию, отказывающуюся отпустить на свободу любимого. Сам же любимый оказался брошен Изергилью, Изергиль же создала семью с одиннадцатым своим ухажером,(не считая тех, кому продавал ее жид), с молдованином , но и тот умер через год.
Одинадцать любовников, из которых погибли все, кроме жида, от которого Изергиль откупилась. Интересно, почему этот момент во всех анализах произведения обойден стороной?
Также весьма интересен сам факт того, что ни одного из молодых людей, которых якобы любила Изергиль , она не называла в своем рассказе по имени. Если человек действительно кого-то любит, то он помнит любимого по имени, а не по национальности, как по роду, единственный у кого нет национальности - это рыбак с Прута. Это неспроста.
Но этот ход Горького с национальностями любовников возможно и был сделан для того, чтобы показать определенные народы и их связь через Изергиль.
Весьма интересно описание того, как смерть преследовала всех «женихов» Изергиль, т.е. везде, где бы Израиль ни селился, везде он сеял нелюбовь и смерть окружающих народов.
«Я представлял себе воскрешаемых ею людей. Вот огненно-рыжий, усатый гуцул идет умирать, спокойно покуривая трубку. У него, наверное, были холодные, голубые глаза, которые на все смотрели сосредоточенно и твердо. Вот рядом с ним черноусый рыбак с Прута; плачет, не желая умирать, и на его лице, бледном от предсмертной тоски, потускнели веселые глаза, и усы, смоченные слезами, печально обвисли по углам искривленного рта. Вот он, старый, важный турок, наверное, фаталист и деспот, и рядом с ним его сын, бледный и хрупкий цветок Востока, отравленный поцелуями. А вот тщеславный поляк, галантный и жестокий, красноречивый и холодный… И все они - только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень.»
Потом вывела Изергиль своего любимого и товарищей лесом на свободу - в землю обетованную, в Израиль нынешний. Т.е. к обретению своего Государства.
Данный рассказ , написанный Горьким в 1894 году оказывается весьма пророческим с данной точки его осмысления.
Вся третья часть посвящена легенде о Данко.
А кто же такой Данко?
Это потомок ДАНова КОлена, который как и Прометей принесет свет народу находящемуся во тьме. Кроме того, история Данко очень сильно перекликается с историей ветхозаветного Моисея, который выводил народ Израиля из Египта. Об этом также упоминает школьный учитель православной школы Кутаневич Наталья(
http://www.myshared.ru/slide/889546/)
«В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко? 2. Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? 1. Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах- выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и в другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение. 2. Моисей во всём опирается на помощь Бога, потому что исполняет Его волю. Господь вмешивается, когда видит, что люди его ослушались: наказывает израильтян, только после испытаний выводит на путь к обещанной земле обетованной. 3. Данко сам вызывается спасти людей, ему никто не помогает, он сам сумел сплотить и повести дальше охваченных злобой людей.»
Мы видим в Данко прообраз Моисея и тот же ропот народа, восставшего на избавителя:
«- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!»
Но Данко выступает от своего имени, а не от имени Бога:
«- Вы сказали: «Веди!» - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!»
Это образ Данко-антихриста в известной конспиролргической короткометражке Ipet Goat II
Данко, «Пришедший во имя свое» не может вести народ с Божьей помощью , ибо пришел сам и от своего гордого сердца, хоть и описывается в рассказе о том, что он им(сердцем) пожертвовал, но это жертва эта была во «имя свое».
Кстати, обязательство «разрезать себе грудь и вырвать сердце» в случае нарушения масонской клятвы входило и до сих пор продолжает входить в состав церемониала масонского посвящения, о котором судя по всему и Горький знал.
«Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая - вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.»(прим. - «цепкий ил болота - это лжеучение иудаизма , окончательно погрязшее в изворотливости талмудизма и каббалы).
литературный образ героя, приходящего "во имя свое"
«Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы.»
«Подобно греческому Прометею, похитившему священный огонь у богов и отдав его людям, Шнеур-Залман полагал, что совершил подвиг, сделав достоянием масс тайное учение “Зогар”».
https://www.moshiach.ru/torah/4/11363.html В третьей части повествуется о страдании народа и об ожидании спасителя, который выведет Израиля из густого леса вековых заблуждений и сохранению при этом заветов, данных им. Дорога назад(признание убийства спасителя) была невозможна, ибо там были враги и выбор приходился лишь на дальнейший путь вперед. Люди падали духом, роптали на фарисеев из Данова колена, которые обещали много веков подряд освобождение и мир, но которые никак не приходили; пока наконец не явился из народа тот самый Данко, освятивший им путь выхода.
« Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче … Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один»
Такое описание пути Данко(мессии из ДАНова КОлена) скорее подходит к описанию имевшего место прихода Христа, как спасителя явившего путь ко спасению ценой своей жизни. Образ Данко , как Прометея, дающего свет знания - это образ Люцифера(в переводе светоносного) - образ обольстителя, который якобы дает свет познания добра и зла, но на самом деле несет погибель души.
Т.е. Данко это образ антихриста, но описанный глазами книжников , по оЖИДаниям которых он будет долгожданным мессией.
«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.»
О том, что в порыве Божией ревности евреи раздирали одежды свои написано более 10 раз в Библии:
4Цар.5:8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.»
Еврейское учение хасидизма говорит нам о том, что у еврея в отличии от гоя есть два типа души - животная и божественная. Божественная душа разделена среди еврейского народа и соответствует их учению о «божественных искрах», как особых огоньках разделенной души Бога среди душ еврейского народа.
«- Видишь ты искры? - спросила меня Изергиль.
- Вон те, голубые? - указывая ей на степь, сказал я.
- Голубые? Да, это они… Значит, летают всё-таки! Ну-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.
- Откуда эти искры? - спросил я старуху. Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.
- Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры.»
Последними словами Горького были: «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!»
free counter