Во времена наших мам, если человек не шел под венец до тридцати лет, он считался ущербным...
А в наше время к нему всего лишь заинтересовано приглядываются: товарищу просто не повезло или он выбрал безбрачие сознательно? Наверно, очень скоро одиночество у нас вообще станет нормой. Как оно уже становится нормой на Западе. Ведь почти все современные мужчины всё чаще задумываются: зачем быть женатым, если хороший секс можно получить в любой момент, а без эмоциональной привязанности и так неплохо живется? А женщины всё чаще отдают предпочтение карьере и экономической независимости, а не браку, отвечая на язвительные выпады замужних подруг словами культовой героини Бриджит Джонс: «Я не замужем, потому что я Одиночка. А ещё потому, что существует не только один этот ваш чертов стиль жизни. Каждая четвертая семья состоит из одинокого человека, большинство членов королевской семьи одиноки. Исследования показали, что молодые мужчины, свежие силы нации, совершенно не приспособлены к браку, а в результате появилось целое поколение одиноких молодых женщин, таких, как я, у которых собственные доходы и собственное жилье, они живут очень весело и не нуждаются в том, чтобы стирать чьи-то там носки… Одиночки! Да здравствуют Одиночки!»
Эпоха синглов.
Социологи считают, что осознанно выбранное одиночество будет к концу века уделом большинства людей в развитых странах. Так что - до свиданья, милые домохозяйки и крепкие семьи! Здравствуйте, холостяки средних лет, женщины-карьеристки и матери-одиночки! Проще говоря: здравствуйте, синглы (от английского single - единственный, отдельный)!
Синглизация общества, похоже, действительно неизбежна: высокий уровень разводов, давление крупных городов, укрепление индивидуализма - всё это факторы, в первую очередь влияющие на увеличение масштабов одиночества. По мнению немецкого историка и социолога Артура Инхова - это единственный ход истории: «В Средние века, когда свирепствовали то голод, то война, то чума, лишь большая семья имела шанс на выживание. Теперь человек в состоянии справиться со своими проблемами в одиночку, поэтому меняется и психология общества. Оно позволяет синглам жить для себя. Прогресс снимает проблему добывания средств к существованию, а многие функции семьи берет на себя система социального страхования».
Как ни крути, а одиночке в городе легче выжить. Если раньше в деревнях дети считались помощниками, то нынче в городе ребенок - это обуза, очень осложняющая жизнь родителям. Подросток - не помощник в хозяйстве, а квартирант. Неудивительно, что люди теряют потребность в семье и детях.
В традиционных культурах молодость всегда кончалась, когда человек вступал в брак, то есть получал доступ к репродуктивной деятельности. Но сейчас в индустриально развитых странах наблюдается ситуация, которая заключается в том, что из двух систем - жизнеобеспечения и воспроизводства жизни - постепенно главенствующей становится система жизнеобеспечения, экономика. То есть современному человеку важнее, скажем, хорошо одеться и вкусно поесть, чем жениться и родить ребенка. Он словно консервируется, навсегда оставаясь молодым: свободным, легким на подъем, счастливым и восторженным, как щенок.
Такие люди, кстати, весьма выгодны для работодателя. Если раньше работодатель делал ставку на добропорядочного семьянина, то сегодня он предпочитает честолюбивых синглов, которые в любой момент, кинув в сумку зубную щетку и сменное бельё, могут поехать в командировку и готовы работать сверхурочно - благо дома никто возмущаться не будет. Поэтому синглам легче найти работу, и они быстрее продвигаются по служебной лестнице.
Средства массовой информации, в свою очередь, упорно создают представление о холостяках как о людях, не отягощенных никакими обязательствами. Они не боятся разбить себе сердце, потому что ни к кому не привязываются. Они не волнуются о детях, потому что не имеют их. Они не знают, что такое кухонные ссоры, потому что ссориться им не с кем. «И жена не уйдет к другому, если у вас нет жены…»
Одиночество не просто становится приемлемым стилем жизни, оно фетишизируется. Глянцевые журналы ориентированы на одиноких людей, это просто библии одиночек. Достаточно прочесть заголовки: «Как остаться друзьями с бывшим бойфрендом», «Секс на раз», «Каждую неделю - по девушке!». Огромной популярностью пользуются книги о свободных и абсолютно довольных своей жизнью холостяках: «E-mail: белая@одинокая» Джессики Адамс, «Книга не о любви» Карен Дуве, «Случайная женщина» Джонатана Коу, «Скоро тридцать» Майкла Гейла, «Хорошо в постели» Дженнифер Уайнер. Почти каждая уважающая себя газета имеет колонку в стиле «Секс в большом городе», которую ведет какой-нибудь убежденный индивидуалист, считающий, что главная ценность в жизни - ни от кого не зависеть, ходить в рестораны с друзьями, отдаваться шоппингу, заниматься спортом, не иметь постоянных привязанностей, менять сексуальных партнеров и обязательно возвращаться ночевать домой, в свою маленькую, абсолютно пустую квартиру. «Я сам!» - вот девиз героя нового времени.
Ставка на одиноких.
Новый феномен: люди, не испытывающие потребности в семейных связях, от этого совершенно не страдают. Они хорошо зарабатывают, любят комфорт, поддерживают теплые отношения с друзьями и коллегами. Общения им хватает, они ведут активный образ жизни. Если семейная пара позволяет себе выбраться из дома на вечер максимум раз в неделю, то одиночки делают это три-четыре раза. На развлечения они тратят больше, чем их ровесники, живущие с партнером.
Этот факт не ускользнул от внимания ушлых капиталистов. После того, как британская компания Datamonitor обнародовала результаты исследования, посвященного самым привлекательным категориям потребителей для европейских компаний, выяснилась новая цель для бизнеса - холостяки обоих полов до 50 лет. Оказывается, эта группа тратит не только на развлечения, но и на еду, напитки и предметы личной гигиены в два раза больше, чем их семейные сверстники.
В Швеции, например, самые богатые потребители - холостяки предпенсионного возраста, их ежегодные расходы составляют 5,6 тысячи евро. Довольно впечатляющая сумма на фоне шведских семейных пар в возрасте 35 - 49 лет, которые чаще экономят и тратят на потребительские товары не более 2 тысяч евро.
Аналитики выделяют несколько причин, из-за которых одиночек можно считать едва ли не самыми привлекательными покупателями. Во-первых, они хорошо зарабатывают. Во-вторых, они не обременены обстоятельствами - детей у них либо нет, либо они уже выросли и живут отдельно. В-третьих, человек, живущий самостоятельно, ни в чем себе не отказывает, стремясь сделать свою жизнь как можно более комфортной и даже роскошной.
Европейские компании уже поняли, что из желания одиночек жить для себя и тратить на себя много денег можно извлечь огромную выгоду. Во всем мире строятся специальные жилые комплексы для бессемейных. Обогащаются производители замороженных полуфабрикатов - стандартной еды холостяков, не утруждающих себя готовкой. В Токио, где около 41% жителей - одиночки, ученые даже создали карликовые овощи. Гигантская розничная сеть Aeon предлагает покупателям капусту в 4 раза меньше, чем стандартный кочан, редьку в половину её обычного размера и мини-тыкву.
В Интернете полным-полно сайтов, лозунгом которых вполне может стать лозунг советских связистов «Связь без брака». Люди выбирают себе партнеров, отлично проводят время и наутро, сладко потянувшись, задаются вопросом: «Ну и кто следующий?»
В Германии пошли ещё дальше - выпустили обои для одиноких людей. Теперь каждый желающий может заказать фото того человека, которого он хотел бы видеть в своем доме, но который при этом не капал бы ему на мозги, не требовал внимания и заботы, а просто улыбался и с молчаливым одобрением взирал на жизнь своего эгоистичного хозяина. А если такой «сосед» не понравится - его всегда можно переклеить, заменить кем-то другим…
Одиночки мало-помалу меняют структуру западного общества. Одна из примет этих изменений - реклама. Прошли те времена, когда большая её часть была ориентирована на потребности семейных пар. Теперь чуть ли не каждый второй ролик демонстрирует уверенного, самодостаточного человека на фоне роскошной квартиры или в салоне фешенебельного магазина. Судя по лицам таких героев, дома их не ждут ни супруги, ни тем более дети. Лишь чашечка кофе нового сорта может заинтересовать их, лишь новый автомобиль вызовет счастливую улыбку… Именно на этих людей рассчитана сегодня индустрия бутиков и модных магазинов, торгующих дорогими безделушками и деликатесами, от которых семейного человека просто тошнит: «Да я на эти деньги лучше мешок памперсов куплю!». Но семейный покупатель хитрых производителей не интересует. Нынче производители делают ставки на сингла, апеллируя к его главным жизненным ценностям: свободе и праву единолично принимать решения и распоряжаться деньгами.
Россия - страна холостяков?
Но это пока ещё «их» нравы. В России большинство производителей продолжают ориентироваться на семейные ценности, и вряд ли кто-нибудь из них переключится в ближайшее время на одиноких яппи. Все-таки у нас ещё довольно низкий уровень потребления и доходов, а российский средний класс - это семейный люди. Обеспеченных и довольных жизнью холостяков у нас ещё не так уж много. Пока.
Но процесс идет. 40 миллионов россиян - одинокие. В крупных городах России всё больше и больше мужчин живут одни. Нет, они не отказываются от женского общества, но тщательно его дозируют. У них есть любовницы, но жениться и заводить детей они не торопятся. И таких холостяков приблизительно 33%. А значит, скоро, очень скоро наши женщины поймут всю тщетность своих мечтаний о свадебных платьях и начнут убеждать себя в том, что быть одной - не так уж плохо.
Что любопытно - это уже не воспринимается как трагедия. «Не хочу я ни в какой замуж! - говорит подруга. - И мне плевать, что по супермаркету я передвигаюсь с корзинкой, а не с тележкой. Зато мне не надо ни перед кем отчитываться: куда я пошла и с кем. Не надо готовить обеды из трех блюд и улыбаться свекрови…»
Вот так вот. Похоже, не за горами то время, когда наши женщины (мужчины это уже давно сделали) вслед за своими прогрессивными западными сестрами спокойно произнесут: «Ну что ж… Да здравствуют Одиночки!».