Прочел сегодня у Дедулькина
kalakazo Обнаружилось например,
что никакого оригинального
русского богословия,
как и отечей богословской науки,
нету вовсе: все оно оказалось
переведенным с немецкаго иль французкого,
переиначенно на якобы православный лад,
с католицких иль протестантских гроссбухов. Таковы уж извилистые стежки русского богословия: все в рытвинах да ухабах, то крутой спуск вниз и вляпаешься в болото, то тяжелый подъем наверх, а там такие расчудесные горизонты открываются! Аж голову кружит. И весь путь - между темной косностью и умопомрачительной мечтательностью. Только трезвого здравомыслия - по крупицам собирай. Как для всего российского общества, так и для церкви весь 19-й век был "расшибаньем лбов о стену". В 1814-м Александр торжественно провозгласил: "учредить школы истины", инвестировав в духовные школы солидные деньги. И в трех академиях с жаром бросились штудировать немецкую философию и протестантскую теологию. Сам московский митрополит Филарет влез в Канта, читал Сведенборга, Бёме, а затем, выучив французский, штудировал Франциска Салезского и мадам Гийон. Правда, тенденция к тому была уже на закате либеральных времен: взошел на царский трон Николай и строго так всех предупредил: "блеск мечты не есть пламень благодати", то бишь при мне, мол, не размечтаешься. И дал м. Филарету наказ - составить такой учебник Закона Божия, который был бы понятен военному офицеру, и солдату, и мужику простому, то есть без всякой богословской зауми. Вот так и появился на свет филаретовский катехизис - "Начатки православного учения".
Представьте себе подначальника, - робкого, с одной только мыслью "ну, чего им надо? чего хотят? " (между прочим, из письма доверенному лицу) перед солдафоном обер-прокурором Протасовым, дающего ему в приказном тоне от лица Его Величества указания, - и жесткого перед своими подчиненными. Чем-то напоминает наших бискупов брежневских времен на ковре перед уполномоченным Куроедовым…
В начале царствования Николая Павлыча Филарет Амфитеатров ( тогда еще еп. Рязанский, а затем митр. Киевский) писал Филарету Дроздову: "На духовные училища смотрю я как на прекрасное растение, которое, благодатию Божиею и милостию монаршею - имеется ввиду Александр Павлыч было согреваемо и поливаемо, начинало только расцветать и обещало обильный плод, но вдруг засуха. Бог весть, откуда повеял засушительный ветр, и когда он перестанет, и что будет с сим растением". Налицо тот факт, что к концу правления м. Филарета "прекрасное растение" совсем завяло.