САПОЖНИК БЕЗ САПОГ, ИЛИ К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЛЕНОСТЬ УМА

Jan 17, 2015 19:07

Значение фразеологизма Сапожник без сапог известно каждому. Умеет человек что-то делать для других, а для себя почему-то не получается. Как говорят, у врачей свои дети самые больные, а у педагогов - самые плохо воспитанные.

Не будем утверждать огульно, что это действительно так (хотя народная мудрость редко обманывает), но все же часто приходится встречаться со случаями, когда пословица Сапожник без сапог себя оправдывает. Особенно это касается психологов, потому что в традиционной психологии отсутствует точный системный взгляд на человеческую психику. Сейчас это, скорее, наука творческая, позволяющая использовать в ежедневной практике личный опыт специалиста. И психолог в неврозе и страхах - это нынче привычное дело и не считается чем-то зазорным. Психолог - тоже человек.



Сапожник без сапог

Сапожник без сапог Значение осознания психического
Есть у меня знакомый психолог, у которого сын - образец неуправляемости. Мальчик явно с кожным вектором - активный, любознательный. Но поскольку папа-психолог не дифференцирует психические свойства людей, то и воспитанием сына занимается весьма своеобразно.

Не справляясь с его гиперактивностью и неспособностью к концентрации, он делает над ним пассы руками, лечит утюгами и другими странными предметами, исцеляющими звуками, а также ароматами и разными магическими приемами, даже не стремясь понять, что же происходит на самом деле. Почему мальчик при всех стараниях «почистить пространство» дома, где он живет, и прочих «священнодействиях» продолжает с упорным постоянством делать мелкие пакости окружающим, бездумно носиться по квартире и дико орать, абсолютно игнорируя замечания взрослых?

Даже простое понимание, что для лучшего воспитания ребенка с кожным вектором, необходимы разумные ограничения, было бы уже достаточно, чтобы дела пошли на поправку. Ограничение - это ценность кожного вектора. Без него свойства такого ребенка не развиваются, и он не сможет выполнять свою социальную роль. Я уже не говорю о более тяжелых последствиях для будущего ребенка. Нет, мальчика всячески балуют и позволяют ему все.



Сапожник без сапог
Сапожник без сапог Синоним профнепригодности
Еще один психолог делится трудностями. Мальчик, с которым он работает, очень нерешительный. Родители беспокоятся, как он пойдет в школу. «Прямо не знаю, что с ним делать», - говорит психолог. Конечно, не знает, ведь, по сути, делать с ним ничего не надо. Работать, скорее всего, придется с кожными родителями, которые требуют от своего анального сына по равенству свойств быстроты и гибкости в принятии решений. Но у ребенка нет таких свойств. Это не значит, что его нужно переделывать. Давление родителей только усугубляет проблему. Его нужно воспитывать в соответствии с его свойствами.

К сожалению, в этой ситуации психологу легче обратиться к магии: лечению камнями, ароматами, релаксации - столь любимыми сейчас инструментами его работы. Что он и делает. Это проще, чем увидеть очевидное. Системный взгляд позволяет смотреть в корень. Не нужна даже специализация - детский психолог, взрослый психолог… Матрица психического едина для всех и не зависит от возраста и пола.

И главное, что понимание и дифференциация психического позволяет обойтись без магических пассов руками и сжигания свечей, а решать проблемы с помощью простых действий. Например, давать разные развивающие уроки детям с различными свойствами. Анальным - больше на терпение, усидчивость, умение работать руками. Кожным - на развитие подвижности, гибкости, счета и т.д. А на общеразвивающих занятиях не требовать со всех одинаково, по одному шаблону, понимая, у кого получится лучше, а у кого изначально не может получиться хорошо. Не ломать ребенка, а делать из него такую личность, какую заложила в него природа.



Сапожник без сапог Смысл пословицы
Так что в данном контексте мы видим, что пословица Сапожник без сапог оправдана. И объясняется такой непрофессионализм очень просто… Опять же с позиции системного мышления.

Психологи - чаще всего люди, обладающие зрительным вектором, который наделяет их способностью к эмпатии, сопереживанию, состраданию. Поэтому я ни в коем случае не хотела бы очернить психологов вообще, ведь большинство из них искренне стремятся помочь людям в их проблемах. Вся беда в том, что не знают как.

И еще одна беда - в лености ума. В потенциале человек со зрительным вектором обладает очень большим интеллектом. Но не всегда хочет его развивать. Ведь работа ума - это очень трудная работа, требующая гораздо больших усилий, чем физический труд. Поэтому сейчас среди зрительников в целом так распространены различные суеверия, приметы, магия. Им кажется, что можно достичь требуемого результата, прилагая минимальные усилия.

Поскольку зрительники очень внушаемы и самовнушаемы, то такие действия иногда могут приносить кратковременные результаты. Им может казаться, что, например, ежедневное разглядывание или представление красивых картинок (модный термин - визуализация) вдруг приносит в их жизнь перемены к лучшему. Просто богатая фантазия зрительника позволяет принимать желаемое за действительное.



Сапожник без сапог
Иногда бывает, что зрительный психолог действительно помогает зрительному же пациенту, потому что тот внушаем и очень верит своему доктору. «Эффект плацебо» для зрительника работает лучше, чем для всех других векторов.

Сапожник без сапог? Дадим сапоги сапожнику!

Вот почему системно-векторная психология становится настоящим подарком для практикующего психолога. Он избавляется от кучи эзотерического хлама в своей голове и начинает видеть реальность, думать, осознавать и действовать, получая точные, предсказуемые результаты. Это ли не показатель высокого профессионализма в такой ответственной сфере как психология?

И тут уже будут «сапоги» не только для людей, но и для самого психолога, потому что не будет неврозов, страхов и эмоциональных раскачек, столь свойственных зрительникам, не развивающих свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал. И помощь людям будет на порядок более эффективной.

image Click to view


Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Марина Голомолзина



Читайте также:
ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК НА ШЕЕ У РОДИТЕЛЕЙ: СНИМАТЬ ИЛИ ПУСКАЙ СИДИТ?
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА ТЕМНОТЫ?

зрительный вектор, суеверия и приметы

Previous post Next post
Up