Но мы же проходили типы прилагательных: качественные, относительные, притяжательные... как раз про это - образуемы ли сравнительные степени и т.п. Осталось распространить на существительные.
Интересные вопросы. Я всегда думал, что (1) это "термин", а (2) - собственно, "понятие". Но про (2), видимо, я не прав. Ещё (2) почему-то ассоциируется со словами "паттерн" и "парадигма".
Я много раз читал о различии термина и понятия, но каждый раз возникало отторжение - казалось, различие совершенно надуманное, и я каждый раз забывал, в чем оно. Мне нравится двухэлементная схема: значение-обозначение.
Такими вещами, насколько мне известно, занимается логика, а вовсе не лингвистика, и уж никак не филология. А та разница, о которой Вы говорите, это разница между понятиями со строгими определениями и, соответственно, строгими объемами и понятиями с расплывчатыми определениями и объемами.
Во втором случае для классификации конкретных вещей/явлений большое значение имеют контекст и неформальные языковые конвенции. Поэтому одно и то же платье для кого-то может быть зеленым, а для кого-то другого - нет. Или, например, для одного и того же человека в одной ситуации платье - зеленое, а в другой - уже нет, хотя платье то же самое.
Меня заинтересовал тот момент, что во многих расплывчатых понятиях можно выделить совсем не расплывчатый стержень. Я подумал: это вроде бы лежит на поверхности, значить по теории вероятности должно было замечаться столько раз, что специалисты давно придумали какое-нибудь звучное наименование для явления.
Насчет наименования не знаю, но думаю, что вряд ли такое есть. Потому что феномен неясности, который Вы описали в пункте 2, объясняется, на мой взгляд, не существованием понятий, устроенных каким-то особым образом, а либо недостаточно четким определением, «обычного» понятия, либо нехваткой информации о предмете/явлении, которое мы пытаемся классифицировать. Взять хоть тот же самый «нацизм». Первая проблема появляется при трансформации сингулярного понятия (с единичным элементом в объеме) в универсальное (с множественными элементами). Вторая - при попытках идентифицировать как нацизм какую-то конкретную политическую идеологию.
Кстати, на тему соотношения содержание понятия / объем понятия можно вспомнить про идею Витгенштейна о «семейных сходствах».
семейное сходство это получается еще один, третий вариант того, каким может быть соотношение слова и его смысла - без центра и даже без общего пересечения
Comments 19
Осталось распространить на существительные.
Reply
Reply
Reply
2) Некое множество в понимании человека искусства.
Reply
Reply
Вы наверное про оценщика-"искусствоведа".
Reply
Reply
Reply
Reply
Во втором случае для классификации конкретных вещей/явлений большое значение имеют контекст и неформальные языковые конвенции. Поэтому одно и то же платье для кого-то может быть зеленым, а для кого-то другого - нет. Или, например, для одного и того же человека в одной ситуации платье - зеленое, а в другой - уже нет, хотя платье то же самое.
Reply
Reply
Кстати, на тему соотношения содержание понятия / объем понятия можно вспомнить про идею Витгенштейна о «семейных сходствах».
Reply
Reply
Leave a comment