Тимур Горяев «Шпаргалки для боссов»

Jul 04, 2016 16:38



Это те вещи, которые так просто не померяешь, но, скорее всего, красивая секретарша будет эффективнее, чем некрасивая.
Тимур Горяев

На первой странице книги Тимура Горяева «Шпаргалки для боссов. Жесткие и честные уроки управления, которые лучше выучить на чужом опыте» написано: "Мнение издательства может не совпадать с мнением автора".
Ого, думаю. Наверное, автор ругает власть или попирает основы управленческой науки. Открываю: и точно - автор ругает власть.

Но не только власть подвергается жесткой критике автора! Он громит отечественных менеджеров, сотрудников-тунеядцев, систему образования, наш менталитет в целом и всю нашу печальную российскую действительность. Не чурается автор и самобичевания, с удовольствием протягивая себя виртуальной плеточкой за управленческие ошибки. Впрочем, для таких случаев у автора есть баночка целительного бальзама, на которой написано: "Я сделал себя сам, тружусь с малолетства, достиг небывалых успехов и высот".

Вот такой он, наш автор. Прямой и резкий. Но, справедливости ради, есть у него и правильные мысли. Например, такая.

Российский менеджмент - в силу особенностей национального характера - постоянно повторяет одни и те же ошибки. Чтобы их избежать, нужно для начала перестать игнорировать всего одну позицию, пусть это многим кажется банальным и самоочевидным, но именно она определяющая, на мой взгляд. Главное - это цели.

Вся деятельность управленцев в России (и здесь самый яркий пример - действия нашей правящей вертикали, именно они потом копируются и в бизнес-структурах) показывает, что ясных целей нет ни у кого. Зато - очень много общих рассуждений, демагогии и болтовни. Но целей, которые везде в международной практике привычно описываются через всем знакомый SMART, нет. То, что цель должна быть специфична, измерима, определена во времени, реалистична, амбициозна, - для многих будто пустое место. Вместо этих параметров менеджеры используют любимые слова «лучше», «больше», «быстрее», и, когда я слышу такое, понимаю, что мы ведем совершенно непрофессиональный диалог. Потому что как только возникают эти «дальше», «больше» - это сразу Совок, это родина моя, это абсолютная интеллектуальная лень. Если хочется вести нормальный бизнес - нужно от этого управленческого снобизма избавляться и возвращаться к простым здоровым основам. А именно тратить много времени на формулировку цели.

Не поспоришь, чего уж там.

Не щадит острое перо автора и иностранные системы менеджмента.

Другой занятный пример: большие иностранные компании очень любят измерять динамику отношений между отделами и сотрудниками и делать этот показатель значимым в отчете. Это модная технология оценки людей - метод 360 градусов. Ни в одной солидной западной компании вы без этого не получите свой годовой бонус. Суть метода такова: каждому сотруднику его коллеги, а также подчиненные и руководители дают оценку. На первый взгляд идея неплохая, но, как обычно, есть нюансы. На практике эта система приводит к тому, что люди перестают высовываться, потому что никто же не любит выскочек. А поскольку никто выскочек не любит, каждый старается иметь низкий профиль - тихонечко отсидеться. Никто ни с кем ссориться не хочет, доказывать свое мнение не хочет. И вот это благое начинание приводит на самом деле к вырождению конкуренции, а значит, и к вырождению компании. То, насколько улучшились отношения в коллективе, - это стратегически бесполезная информация для бизнес-навигации.

Но потом снова возвращается к нашим проблемам.

У нас много лет назад в концерне была долгая дискуссия. Раз мы компания, которая строит и развивает бренды, и успех компании всегда связывали именно с сильными брендами, то спор замкнулся на вопросе: что для нас самое важное? На чем сфокусироваться - на продукте или бренде? Большая часть маркетологов - людей высокоинтеллектуальных, продвинутых, современных и модных - были уверены в том, что бренд важнее продукта. И только мой слабый голос ретрограда звучал в пользу доминанты продукта.

Если отвлечься от той болтовни, которая обрушивается на владельца бизнеса от рекламных агентств, консультантов, маркетологов внутри компании, и посмотреть правде в глаза - оказывается, что сделать достойный продукт чрезвычайно сложно. Найти действительно классный продукт - не так просто. Несколько лет назад я получил удостоверение шкипера и решил отправиться в путешествие на моторной яхте. Долго выбирал эту яхту в аренду, причем выбирал из самых блатных брендов. Остановился на одном: компания - владелец бренда вваливает в коммуникацию очень много денег и позиционирует себя как Rolls-Royce в мире яхт. Итог - новая яхта ломалась каждый день. Понятно, что она не давала течь, ломалось так - что-нибудь по мелочи. То откажет кондиционер, то все предохранители полетят, то канализация. Я подумал, что если бы они деньги, которые тратят на рекламу и коммуникацию, тратили на контроль качества своей продукции, то, возможно, я, думая «А не купить ли мне яхту?», эту компанию не вычеркнул бы первой из списка.

Смешно, когда люди вваливают в раскрутку десятки миллионов долларов, вместо того чтобы нанять нескольких специалистов. И такие вещи сегодня стали массовым явлением. Возьмите абсолютно любую категорию компаний - вы увидите среди них те, что явно сдвинуты в сторону рекламы и коммуникации, но оторвались от земли и забыли, как производить простые вещи, которые они производили в момент своего основания.

А в России с этим вообще беда. Никто ничего делать не умеет. Ну то есть вообще не умеет. Никто. Ничего. И самое интересное, что это одна из причин того, почему у нас все так дорого. Наши продукты - любые произведенные в России - дороже европейских аналогов, где труд очень дорогой. Здесь дешево делать не получается, потому что у нас иные составляющие себестоимости. Делать хорошо не умеем, а хорошо - это значит рационально, тратя столько, сколько нужно, и там, где нужно. А у нас все в основном мимо как-то.

Ну что вам сказать, друзья мои? С одной стороны, есть в тексте рациональное зерно. С другой же, мне было скучно. Горяев - бывший владелец и топ-менеджер концерна "Калина", и весь его опыт - опыт управления производственной компанией, который не получится напрямую транслировать в любую другую сферу деятельности.

Также возникает вопрос, как это молодой человек стал собственником завода? Очень интересно было бы послушать, но эту тему автор решил не освещать.

Зато в книжке много забавных историй, поучений и сравнений с западной жизнью (автор давно живет в Лондоне).

Резюмирую: еще одна книжка от демонстративно жесткого, прагматичного менеджера, склонного к самолюбованию. В ней есть здравые мысли, но их можно найти и в других книгах. Читать только при непреодолимом желании познакомиться с образом мыслей автора. )

книги, Горяев, подчиненные, управление проектами, управление компанией, отношение к сотрудникам, сотрудники, отношение к работе, шпаргалки для боссов, менеджмент, начальство

Previous post Next post
Up