Пол Клейнман «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Aug 02, 2016 10:05



Сегодня на нашем анатомическом столе распластана книга Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты». Но прежде чем взять в руки скальпель, расскажу вам одну историю.

Была у меня одна знакомая, дама весьма почтенного возраста. Когда мы общались (ах, как давно это было), она всегда поражала меня небывалой осведомленностью в вопросах литературы. И ладно бы речь шла о замшелых классиках, так нет же, она была в курсе всех свежеизданных, можно сказать молодежных, книжек. Я тогда воображал себя небывалым интеллектуалом и кичился своей начитанностью, но в какой-то момент почувствовал, что она на полкорпуса впереди. Да как такое возможно? Она долго не сдавалась, но в итоге раскрыла секрет: оказывается, ей внук из Штатов прислал полезную книжку (сейчас бы обошелся ссылкой на какой-нибудь getabstract), в которой все значимые современные книжки давались в кратком изложении. Когда ей что-то нравилось, она доставала полную версию и читала, а когда не очень - обходилась кратким содержанием. Причем этот сборник переиздавался, в него попадали и новые книжки, так что дама всегда была на острие атаки. )

Пол Клейнман написал примерно такое же, только про психологию. И, скажу я вам, книжка незаменима для тех, кто хочет иметь представление обо всех значимых достижениях в психологии за последние 100-150 лет. Она не просто для расслабленного чтения - она для работы. Какие-то вопросы достаточно просто пробежать в кратком изложении. Какие-то интересны, их детально можно изучить по другим книжкам. Такой вот поисковый индекс по теме "психология" получается.

Читатели моего блога знают, что я к вопросам психологии в менеджменте отношусь трепетно (и вам того же желаю). И неспроста: менеджер должен понимать основные идеи, как связанные с психологией группы, так и специфичные для личности. Это понимание облегчает жизнь управленца, делает его труд понятнее и эффективнее, да и подчиненные меньше страдают. ) Так что понимание базовых психологических концепций обязательно для менеджера.

В 1939 году Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства. Хотя впоследствии число выделенных стилей лидерства было расширено, вначале Левин со своей командой определил три стиля: авторитарный, демократический и попустительский. В рамках исследования школьников поделили на три группы, каждую из которых возглавлял человек, демонстрирующий один из основных стилей лидерства. Эти люди управляли детьми в ходе выполнения конкретного проекта (школьники занимались искусством и ручным трудом), а исследователи изучали реакцию группы на действия и распоряжения лидера.

Авторитарный, или директивный, стиль лидерства
Авторитарные лидеры всегда четко объясняют людям, что надо делать, к какому времени должно быть выполнено задание и как именно его нужно выполнять. Принимая решения, они практически не учитывают точку зрения других членов группы, в силу чего между ними и теми, кто выполняет распоряжения, часто случаются расхождения во взглядах.

Левин обнаружил, что при таком стиле лидерства у людей практически не остается пространства для творчества в процессе принятия решений. Если лидер злоупотребляет своей властью, то его воспринимают как человека, любящего командовать и контролировать, с диктаторскими наклонностями. Авторитарное лидерство больше всего подходит для тех случаев, когда лидер, безусловно, самый знающий и квалифицированный член команды или у группы нет времени для совместной выработки решения. Кроме того, оказывается, перейти с авторитарного стиля лидерства на демократический намного труднее, чем с демократического на авторитарный.

Демократический, или коллегиальный, стиль лидерства
Полученные командой Левина результаты свидетельствовали о том, что наиболее эффективен демократический стиль лидерства. Демократические лидеры активно участвуют в деятельности групп, позволяют другим членам выражать свою точку зрения и предлагают им помощь и руководство. Левин обнаружил, что в таких группах дети трудились менее продуктивно в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным. Последнее слово оставалось за демократическим лидером, но к участию в принятии решений привлекали всех членов группы, благодаря чему они чувствовали себя вовлеченными в процесс и мотивированными, что очень способствовало их креативности.

Попустительский, или либеральный, стиль лидерства
Лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая все решения на плечи членов своей группы. Левин выяснил, что этот стиль лидерства наименее эффективен. Исследователь отмечал, что в такой группе дети требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща. Тем не мене такое лидерство может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, но в большинстве случаев оно ведет к низкой мотивации членов команды и нечеткому распределению ролей.
Сосредоточенность Левина на поведении индивида во взаимосвязи со средой, а не прошлым опытом, стала поворотным моментом в развитии психологической науки; этого ученого по праву считают одним из отцов-основателей социальной психологии. Применение им принципов гештальтпсихологии, понимание влияния ситуативных факторов и работа в области групповой динамики значительно повлияли на подход современных психологов к изучению группового поведения.

Или вот еще:

Магическое число семь плюс-минус два
Объем памяти
В 1956 году когнитивный психолог Джордж Миллер опубликовал ставшую сегодня знаменитой работу под названием «Магическое число семь плюс-минус два: границы способности к обработке информации», в которой ученый высказал идею, что кратковременная память человека способна удерживать в определенный момент времени только около семи
элементов информации, плюс-минус два. А чтобы запомнить большее количество информации, ее необходимо разделить на группы от пяти до девяти элементов. Например, объединив слова в предложения или предложения в истории, мы удерживаем в кратковременной памяти намного больше семи слов. Но и в этом случае человеческая память способна сохранять одновременно всего семь элементов. Скажем, человеку трудно запомнить следующую последовательность цифр, поскольку она содержит больше семи элементов:
4819762013.
Но благодаря природной способности группировать цифры в кластеры кратковременная память без особого труда запоминает последовательность. Например, мы можем объединить цифры в хорошо запоминающиеся группы, скажем, как года, и представить их в следующем виде:
4-8-1976-2013.
Запомнить десять отдельных чисел довольно трудно, а в таком виде - намного проще.
Итак, чтобы повысить объем своей кратковременной памяти, нужно организовать отдельные элементы информации в кластеры большего размера числом не больше семи.
Перекодирование информации
В своей статье Миллер также рассказывает о работе другого психолога - Сидни Смита, который был способен запоминать длинные последовательности из четырех двоичных единиц информации - чисел, состоящих из единиц и нулей. Например, цифру 2 он представлял как 0010. Смит понял, что шестнадцать бинарных чисел можно выразить в виде четырех десятичных, и использовал коэффициент 4:1 для расширения объема своей памяти, благодаря чему он научился запоминать не десять двоичных единиц информации, а целых сорок. К концу этого исследования ученый мог запомнить десять идущих подряд десятичных чисел и преобразовывать их в список из сорока бинарных символов.
В 1980 году психологи Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз решили расширить концепцию перекодирования. Они пригласили аспиранта, который по часу в день три раза в неделю на протяжении более полутора лет запоминал произвольные последовательности десятичных чисел. Невероятно, но к концу эксперимента объем памяти испытуемого заметно увеличился: если в начале он запоминал семь чисел, то в конце - целых семьдесят девять. Услышав последовательность из семидесяти девяти абсолютно случайных чисел, молодой человек мог безошибочно ее воспроизвести; более того, он вспоминал даже некоторые последовательности, которые заучил в предыдущие дни.
Интересно, что участнику этого опыта не предлагали какого-то конкретного метода для кодирования цифр; он полагался в этом исключительно на собственный опыт. Будучи бегуном-любителем, он запоминал цифры, кодируя их как хронометраж - число 3593 превращалось у него в 3 минуты и 59,3 секунды, - а позже использовал для кодирования возраст.
Джордж Миллер, Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз доказали, что если запоминаемая информация кодируется с применением сложных алгоритмов кодирования, человеческая память работает намного эффективнее.

Отложим скальпель - что тут еще исследовать-то?

Резюмирую: прекрасная книжка, рассказывающая про все значимые психологические концепции. Настоятельно рекомендую иметь такую на книжной полке, особенно менеджерам.

развитие, книги, психология, Клейнман, психология менеджера, образование, управление проектами, команда, интересно

Previous post Next post
Up