Сегодня на нашем анатомическом столе распластана книга
Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты». Но прежде чем взять в руки скальпель, расскажу вам одну историю.
Была у меня одна знакомая, дама весьма почтенного возраста. Когда мы общались (ах, как давно это было), она всегда поражала меня небывалой осведомленностью в вопросах литературы. И ладно бы речь шла о замшелых классиках, так нет же, она была в курсе всех свежеизданных, можно сказать молодежных, книжек. Я тогда воображал себя небывалым интеллектуалом и кичился своей начитанностью, но в какой-то момент почувствовал, что она на полкорпуса впереди. Да как такое возможно? Она долго не сдавалась, но в итоге раскрыла секрет: оказывается, ей внук из Штатов прислал полезную книжку (сейчас бы обошелся ссылкой на какой-нибудь
getabstract), в которой все значимые современные книжки давались в кратком изложении. Когда ей что-то нравилось, она доставала полную версию и читала, а когда не очень - обходилась кратким содержанием. Причем этот сборник переиздавался, в него попадали и новые книжки, так что дама всегда была на острие атаки. )
Пол Клейнман написал примерно такое же, только про психологию. И, скажу я вам, книжка незаменима для тех, кто хочет иметь представление обо всех значимых достижениях в психологии за последние 100-150 лет. Она не просто для расслабленного чтения - она для работы. Какие-то вопросы достаточно просто пробежать в кратком изложении. Какие-то интересны, их детально можно изучить по другим книжкам. Такой вот поисковый индекс по теме "психология" получается.
Читатели моего блога знают, что я к вопросам психологии в менеджменте отношусь трепетно (и вам того же желаю). И неспроста: менеджер должен понимать основные идеи, как связанные с психологией группы, так и специфичные для личности. Это понимание облегчает жизнь управленца, делает его труд понятнее и эффективнее, да и подчиненные меньше страдают. ) Так что понимание базовых психологических концепций обязательно для менеджера.
В 1939 году Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства. Хотя впоследствии число выделенных стилей лидерства было расширено, вначале Левин со своей командой определил три стиля: авторитарный, демократический и попустительский. В рамках исследования школьников поделили на три группы, каждую из которых возглавлял человек, демонстрирующий один из основных стилей лидерства. Эти люди управляли детьми в ходе выполнения конкретного проекта (школьники занимались искусством и ручным трудом), а исследователи изучали реакцию группы на действия и распоряжения лидера.
Авторитарный, или директивный, стиль лидерства
Авторитарные лидеры всегда четко объясняют людям, что надо делать, к какому времени должно быть выполнено задание и как именно его нужно выполнять. Принимая решения, они практически не учитывают точку зрения других членов группы, в силу чего между ними и теми, кто выполняет распоряжения, часто случаются расхождения во взглядах.
Левин обнаружил, что при таком стиле лидерства у людей практически не остается пространства для творчества в процессе принятия решений. Если лидер злоупотребляет своей властью, то его воспринимают как человека, любящего командовать и контролировать, с диктаторскими наклонностями. Авторитарное лидерство больше всего подходит для тех случаев, когда лидер, безусловно, самый знающий и квалифицированный член команды или у группы нет времени для совместной выработки решения. Кроме того, оказывается, перейти с авторитарного стиля лидерства на демократический намного труднее, чем с демократического на авторитарный.
Демократический, или коллегиальный, стиль лидерства
Полученные командой Левина результаты свидетельствовали о том, что наиболее эффективен демократический стиль лидерства. Демократические лидеры активно участвуют в деятельности групп, позволяют другим членам выражать свою точку зрения и предлагают им помощь и руководство. Левин обнаружил, что в таких группах дети трудились менее продуктивно в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным. Последнее слово оставалось за демократическим лидером, но к участию в принятии решений привлекали всех членов группы, благодаря чему они чувствовали себя вовлеченными в процесс и мотивированными, что очень способствовало их креативности.
Попустительский, или либеральный, стиль лидерства
Лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая все решения на плечи членов своей группы. Левин выяснил, что этот стиль лидерства наименее эффективен. Исследователь отмечал, что в такой группе дети требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща. Тем не мене такое лидерство может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, но в большинстве случаев оно ведет к низкой мотивации членов команды и нечеткому распределению ролей.
Сосредоточенность Левина на поведении индивида во взаимосвязи со средой, а не прошлым опытом, стала поворотным моментом в развитии психологической науки; этого ученого по праву считают одним из отцов-основателей социальной психологии. Применение им принципов гештальтпсихологии, понимание влияния ситуативных факторов и работа в области групповой динамики значительно повлияли на подход современных психологов к изучению группового поведения.
Или вот еще:
Магическое число семь плюс-минус два
Объем памяти
В 1956 году когнитивный психолог Джордж Миллер опубликовал ставшую сегодня знаменитой работу под названием «Магическое число семь плюс-минус два: границы способности к обработке информации», в которой ученый высказал идею, что кратковременная память человека способна удерживать в определенный момент времени только около семи
элементов информации, плюс-минус два. А чтобы запомнить большее количество информации, ее необходимо разделить на группы от пяти до девяти элементов. Например, объединив слова в предложения или предложения в истории, мы удерживаем в кратковременной памяти намного больше семи слов. Но и в этом случае человеческая память способна сохранять одновременно всего семь элементов. Скажем, человеку трудно запомнить следующую последовательность цифр, поскольку она содержит больше семи элементов:
4819762013.
Но благодаря природной способности группировать цифры в кластеры кратковременная память без особого труда запоминает последовательность. Например, мы можем объединить цифры в хорошо запоминающиеся группы, скажем, как года, и представить их в следующем виде:
4-8-1976-2013.
Запомнить десять отдельных чисел довольно трудно, а в таком виде - намного проще.
Итак, чтобы повысить объем своей кратковременной памяти, нужно организовать отдельные элементы информации в кластеры большего размера числом не больше семи.
Перекодирование информации
В своей статье Миллер также рассказывает о работе другого психолога - Сидни Смита, который был способен запоминать длинные последовательности из четырех двоичных единиц информации - чисел, состоящих из единиц и нулей. Например, цифру 2 он представлял как 0010. Смит понял, что шестнадцать бинарных чисел можно выразить в виде четырех десятичных, и использовал коэффициент 4:1 для расширения объема своей памяти, благодаря чему он научился запоминать не десять двоичных единиц информации, а целых сорок. К концу этого исследования ученый мог запомнить десять идущих подряд десятичных чисел и преобразовывать их в список из сорока бинарных символов.
В 1980 году психологи Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз решили расширить концепцию перекодирования. Они пригласили аспиранта, который по часу в день три раза в неделю на протяжении более полутора лет запоминал произвольные последовательности десятичных чисел. Невероятно, но к концу эксперимента объем памяти испытуемого заметно увеличился: если в начале он запоминал семь чисел, то в конце - целых семьдесят девять. Услышав последовательность из семидесяти девяти абсолютно случайных чисел, молодой человек мог безошибочно ее воспроизвести; более того, он вспоминал даже некоторые последовательности, которые заучил в предыдущие дни.
Интересно, что участнику этого опыта не предлагали какого-то конкретного метода для кодирования цифр; он полагался в этом исключительно на собственный опыт. Будучи бегуном-любителем, он запоминал цифры, кодируя их как хронометраж - число 3593 превращалось у него в 3 минуты и 59,3 секунды, - а позже использовал для кодирования возраст.
Джордж Миллер, Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз доказали, что если запоминаемая информация кодируется с применением сложных алгоритмов кодирования, человеческая память работает намного эффективнее.
Отложим скальпель - что тут еще исследовать-то?
Резюмирую: прекрасная книжка, рассказывающая про все значимые психологические концепции. Настоятельно рекомендую иметь такую на книжной полке, особенно менеджерам.