Так стоит ли доверять оценкам?
Нас всегда оценивают. Оценки устанавливают рамки. Если сказано, что ребёнок будет танцевать, как слон в посудной лавке, значит, танцором ему не быть. Например, хор учителей легко может создать рамку непонимания математики любому школьнику, на котором поставят крестик: «в математике не силён и безнадёжен». Тут можно подставить любой предмет: физику, химию, литературу.
Дети принимают эти рамки, так и говорят родителям: с физикой не приставайте, я в ней не разбираюсь и не люблю, значит, и учить не буду. Учителю надо верить, сказал, что ученик безнадёжен - так тому и быть. А дальше, на основании оценок, которые стали ограничивающими рамками, человек делает выбор: что он может, чем будет заниматься, что у него точно не получится.
Но есть достаточно много людей, действующие вопреки всем мнениям, любым авторитетам, всяким ограничениям. Например, Фёдора Шаляпина не взяли певчим в хор, сказали, что не певец. Одно издательство уволило молодого Уолта Диснея за «выдающуюся неспособность к рисованию и отсутствие воображения». Л. Бетховену преподаватель в училище вынес вердикт - безнадёжен. И это наиболее известные люди, а таких примеров множество.
Так какой оценке можно доверять? Ответ краток: никакой. Оценки не должны проверяться верой. Прежде всего, они должны проверятся своим личным опытом, убеждениями. Это, конечно, не гарантия истинности проверки суждений других людей, но как вариант возможен.
Если же вы для себя определили, в чём главное дело вашей жизни, знаете, к чему стремитесь, твёрдо уверены в достижении своей цели, то какое вам дело до всяких «не сможешь», «не получится», «это не твоё». Конечно, важна адекватность. Если цель - разбежаться и уверенно прыгнуть в пропасть, то лучше прислушаться к голосу разума со стороны.
Ну и, наконец, обращение к интуиции, чувствам. Где-то изнутри идёт ответ: это правда или неправда, надо, не надо. В идеале, оценка не должна радовать, огорчать, печалить, вдохновлять. Человек сам может выбрать реакцию на любое мнение.
В качестве примера служит и мой личный опыт. В школе мне внушили, что моё непонимание математики обусловлено «не такими мозгами», что мне эти знания недоступны по причине «ущербности». Всегда ставили тройку, несмотря ни на что. Я это усвоила и прекратила даже попытки разобраться. Через пару лет после окончания школы я решила поступать в институт и стала готовиться к вступительным экзаменам самостоятельно. И даже сама удивилась, что легко усваивала материал без всяких учителей. Конкурс в 13 человек на место я с лёгкостью преодолела с первой же попытки. Именно поэтому я постоянно пропагандирую домашнее обучение, без школьных «специалистов».