«Жизнь Пи»- роман, за который его автор, Янн Мартел, получил Букеровскую премию в 2002 году. Книга опубликована большим тиражом в США, Великобритании, Канаде, Германии и России. По ее мотивам поставлен одноимённый фильм, премьера которого состоялась на Нью-йоркском кинофестивале 28 сентября 2012 года. Фильм потрясающе красивый, смотреть его нужно на большом экране, желательно в 3 Д-формате. Он красив не только своими панорамными видами экзотической природы Индии, океана, его сине-голубых глубин с яркими обитателями, но и отражением глубин человеческой души.
Пи - это индийский паренек, добрый и самоотверженный, который кажется нам с экрана таким особенным, не похожим на других. Сначала его дразнят в школе за слишком непривычное для слуха имя, но он преодолевает эту враждебность, доказывая число Pi одноклассникам и учителям. Потом он ищет Бога в различных религиях, и, найдя его сразу в нескольких, становится одновременно христианином, мусульманином и индуистом.
Мальчик был умным, сообразительным ребенком, стремился познать этот мир, был способным учеником.
Через несколько лет, когда мальчик уже стал подростком, его семья переезжает в Канаду и перевозит с собой животных из зоопарка, но по дороге происходит кораблекрушение, все гибнут, а мальчик остается в шлюпке вместе с тигром, гиеной, орангутаном и зеброй. У него была возможность с самого начала избавиться от тигра, когда он еще не залез в шлюпку, ударив его по голове и не дав туда забраться, но мальчик спасает тигра, обрекая тем самым себя и животных на верную гибель.
На первый взгляд - безвыходная ситуация, но только не для находчивого Пи! Как он только не выкручивается, пытаясь выжить посреди океана в утлой лодочке с голодным тигром рядом! Зачем ему было усложнять себе задачу: самому бы выжить, а тут еще тигра кормить, чтобы не быть съеденным самому?
Свои потребности у этого мальчика. Мы же видим из фильма, что он особенный, не такой как все. Сострадательный настолько, что это может стоить ему жизни и здоровья. Тигр мог откусить ему руку, если бы папа не вмешался, или уже позже, после кораблекрушения, съесть его. Тигры живут согласно заложенным в них природой инстинктам! Но у мальчика просто не укладываются в голове такие, на наш взгляд, элементарные вещи! Он думает, что у животных есть душа, что они такие же, как люди! Он смотрит на них через себя!
А какие у мальчика большие, выразительные глаза! Сколько в них понимания, доброты! Как ему хочется всех пожалеть, спасти, даже в ущерб себе.
Что он, святой что ли?
Мальчик воспринимает информацию об этом мире через зрение. Глаза - его основной сенсор. Конечно, все мы воспринимаем мир с помощью зрения, слуха, осязания, мы чувствуем так же запахи и ощущаем вкус. У кого-то более развит слух, у кого-то - вкус. Все мы разные! Люди, которые воспринимают мир в основном через зрение, воспринимают через этот орган гораздо больше информации, чем те, у кого зрение - не главный сенсор. Поэтому и способность к обучению, а следовательно, и интеллект, у них особенно развит. Если остальные люди различают пять оттенков цвета, то они - в разы больше. Более того, они могут воспринимать большее количество информации, не успев осознать ее.
Наш мальчик обладает достаточно развитым
зрительным вектором. Он живет в полноценной семье, им с детства занимается любящий дядя, учит его плавать, у него чуткая, понимающая мать. Его отец содержит зоопарк, и мальчик имеет возможность общаться с животными. Все это развивает
зрительный вектор главного героя, делает его таким отзывчивым, добрым, тонко чувствующим красоту.
А если предположить, что
зрительный вектор у него был бы не развит? Какой сценарий был бы тогда? Зрительный вектор не развивается при недостатке любви, при отсутствии близких людей, невозможности устанавливать с ними эмоциональные связи. Ему как воздух необходимы положительные эмоции, объединяющие с другими людьми, общение с ними, созерцание прекрасного. (Вспомните, как он любовался танцем красивой девушки и влюбился в нее, а не в «золушку» в драном халате. Эстет!) Всего этого у мальчика в достатке.
Поэтому и вырос таким умным и добрым. Если бы он жил в других, неблагоприятных для зрительного вектора условиях, то его качества поменяли бы знак с плюса на минус.
Какая оборотная сторона любви? Ненависть? Вовсе нет! Это страх. Зрительники, которые не научаются эмпатии, сопереживанию другим людям, вырастают истеричными, запуганными, не способными на нормальный контакт с другими людьми. В потенциале добрые и любящие, они вырастают в черствых и бесчувственных чурбанов. Все зависит от окружающей среды,и родители - важнейшая ее составляющая. Разглядеть в своем ребенке признаки зрительного вектора, ( или других векторов) и воспитать его не пугливым, а чутким, добрым и умным можно, пройдя
тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Но даже и в благополучных для воспитания зрительника условиях дети могут искать дополнительных эмоций, и эти эмоции могут быть со знаком минус. Поиск источника страха, чтобы побояться, «пораскачивать» свои эмоции. В фильме это эпизод, когда мальчик просовывает руку с куском мяса в клетку с тигром. Смотрит широко раскрытыми глазами на приближающегося хищника, но руку не убирает и боится, боится! Сладостное чувство страха разливается по его телу, щекочет нервы, принося такую желанную эмоциональную раскачку. Он насыщается этими эмоциями. Отцу же он объясняет это тем, что у животных (даже у таких свирепых), тоже есть душа, и они могут быть друзьями. Мальчик очеловечивает животного, наделяя его своими свойствами. «Раз я добрый, значит, все добрые»,- думают зрительники, глядя на окуржающий мир через себя. (Точно так же лгуны всех остальных считают лгунами, трусы - трусами и т.д. Когда человек говорит о других, он говорит о себе). Это может быть опасным, нанести моральный и физический вред, привести к увечьям и даже к смерти. Зрительники часто становятся жертвами мошенников и шарлатанов по этой причине. Поэтому родителям зрительного ребенка нужно быть особенно внимательными к нему. На пике эмоциональных раскачек, чтобы привлечь к себе необходимое как воздух внимание, такой ребенок может даже совершить суицид. И как родителю после этого жить?
Отец мальчика поступил не так, как поступил бы родитель, прошедший
тренинг по системно-векторной психологии: на глазах у своего впечатлительного сына он запустил в клетку с тигром козу и тигр порвал ее на глазах у ребенка. Даже ребенку без зрительного вектора это зрелище весьма травматично, а у зрительника это может вызвать шок, который ударит по его основному сенсору - глазам. (Страдает всегда самое чувствительное место - сенсор, или вектор, через который мы воспринимаем мир, наполняем себя). После смерти близкого человека или даже домашнего животного, т.е. через утрату эмоциональной связи с ним, у ребенка может ухудшиться зрение. Зрение падает и после переживаний, вызванных смертью домашнего любимца: хомячка, кота, кролика, собаки. Поэтому родитель такого ребенка должен сто раз подумать перед покупкой домашнего животного, стоит ли это делать, ведь расставание с ним неизбежно рано или поздно, а сильная эмоциональная связь сформируется и будет прервана в связи с естественным ходом событий.
Эту самую эмоциональную связь зрительники ищут и будут искать всегда и не смотря ни на что! Одиночество невыносимо для них, абсолютно противопоказано. Таких детей нельзя наказывать, лишая общения. Оказавшись в лодке посреди океана со спасенным им тигром, мальчик ищет эмоциональную связь с ним, смотрит в глаза хищнику и видит там человеческую душу! При этом мальчик хорошо понимает, что может стать добычей своего полосатого «друга». Чтобы этого не произошло, он со свойственной ему сообразительностью переселяется на самодельный плот, связанный с лодкой и добывает ему пищу - рыбу из океана.
Сердце разрывается глядя на то, как он борется с большой рыбой, бьет ее по голове топором и при этом душераздирающе рыдает. С рыбой у него еще не образовалась эмоциональная связь, поэтому он жертвует ей ради тигра (ну и ради себя, конечно).
Убийство противоречит всей натуре зрительника, даже если это убийство ради себя или близкого существа (не обязательно человека). Зрительный мужчина не воин и не добытчик, суть его - антиубийство. Ценность жизни - превыше всего. Это не значит, что он трус, хотя многие считают его таковым. Вид крови, трупов, да еще участие в этом во всем для него самого смерти подобно.
В древней стае, где у каждого человека была своя видовая роль в зависимости от его векторального набора, зрительный мальчик (мальчик, не способный убить - недобытчик, лишний рот) становился жертвой ритуального каннибализма. Чтобы сохранить целостность стаи, чтобы все друг друга не поубивали, в жертву приносился зрительный мальчик. Они не доживали до зрелого возраста. Низменные инстинкты стаи находили выход в ритуальном убийстве и съедении этого несчастного, таким образом, все остальные могли дальше спокойно сосуществовать.
Давно уже в прошлом эти жестокие времена, из зрительных мальчиков вырастают замечательные артисты, модельеры, художники и люди других творческих профессий, но страх быть съеденным,
страх смерти настолько глубоко въелся в их душу, что проявляется до сих пор, вызывая презрение в других людях. «Здоровенный мужик, а ведет себя как баба! Нытик! Слюнтяй! Тряпка!», - зачастую слышим мы в их адрес. Зрительные мальчики падают в обморок, когда у них берут кровь на анализ, рыдают от пустякового укола. Если окружающие их люди понимают
корень их страха, они не унижают их и не высмеивают, избегая формирования комплексов и заниженной самооценки.
Тренинг по системно-векторной психологии объясняет причины „странного“ поведения не только людей со зрительным вектором. Всего есть восемь векторов, и к каждому нужен особый подход. Чтобы отличать вектора, которые определяют поведение людей, и гармонично выстраивать отношения с ними, чтобы правильно воспитывать детей, не нанести им непоправимый вред, необходимо обладать знаниями об их психике, которые можно получить на
тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Тимошенко Марина, руководитель отдела развития