О подготовке ребенка к школе

Jan 16, 2023 14:24


В качестве репетитора и психолога я оказываю дополнительную помощь в подготовке ребенка к школе. Много времени изучала этот вопрос с позиции научной психологии. Количество нерешенных задач в этой области для современной педагогики - огромно. Здесь действительно есть, что обсудить.



Скоро в школу!

Предлагаю вашему вниманию цикл психологических заметок о подготовке детей к школе и приглашаю к обсуждению всех заинтересованных в этой теме, особенно педагогов и психологов, ну и, конечно же, родителей, имеющих, что сказать, а также желающих лучше разобраться в психологических тонкостях этого процесса.

Сегодня хочу поговорить о соотношении интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе.

Как говорится - «Поехали!»

И дети, и их родители ощущают значимость перехода ребенка на новую ступень своего личностного и социального развития - школьному периоду. Можно даже сказать, что не только дети, но и вся семья вместе с ребенком переходит на новый жизненный этап. Воспоминания родителей о своем школьном опыте, переживание за будущие успехи ребенка, желание помочь ему избежать ошибок и трудностей своего пути - все это, а также чрезвычайно насыщенная информационная среда современного родителя заставляют глубже погружаться в изучение этого вопроса, чтобы снизить собственную тревожность, оказать своевременную и эффективную помощь в решении текущих и будущих школьных задач своих детей.

Перед тем, как говорить о системе подготовки к школе рассмотрим понятие «готовность к обучению в школе».



Готовность к обучению в школе - это комплексное психологическое образование, которое связывает между собой в одной целостности две большие сферы развития ребенка: интеллектуальную и личностную (мотивационную и социальную).

Т.е. под подготовкой к школе понимают развитие каждой сферы не изолировано друг от друга, а в гармоничном и правильном сочетании. Такая взаимосвязь означает, что отставание в развитии одной сферы неизбежно повлечет за собой отставание другой.  Другими словами, нельзя тянуть вперед только одну сферу, игнорируя вторую, потому как вся система готовности ребенка к школе будет искажаться, и игнорируемые стороны неизбежно дадут о себе знать.

Очень часто видение родителей (и даже многих педагогов) готовности ребенка к школе расходятся со взглядами психологов в оценке значимости каждого отдельного компонента этой готовности.

Чаще всего родителями и педагогами переоценивается вес интеллектуального компонента готовности. Более того, интеллектуальная готовность понимается без учета всей ее сложности. Т.е. ограничиваясь зачастую лишь навыками чтения и счета, осведомленности и эрудированности в требуемых областях (знает ли ребенок времена года, дни недели, может ли назвать или отличить зверей от насекомых и т.д.), без учета, к примеру, особенностей развития разных видов внимания, памяти, а также необходимых для эффективного обучения форм мышления.

Это происходит потому, что социально значимые результаты развития интеллектуальной сферы более очевидны и ценны в обществе, чем результаты развития личности. Интеллектуальная сфера в таких явлениях, как успеваемость или неуспеваемость, решение или нерешение определенных задач достаточно осязаема в виде отметок или конкретных учебных результатов. Именно поэтому чаще всего внимание уделяют именно этому вопросу.

Результаты же личностного развития более отстрочены во времени, его динамика скрыта от обывательского взгляда, а в нашем современном мире быстрых и заметных достижений еще и менее значима.

Например, всем очевидно, что если ребенок достаточно мотивирован к школьному обучению, самостоятельный, общительный, социально контактный и исполнительный (проявляет зрелость личностной сферы), но с недостаточным для школы уровнем развития интеллектуальной готовности, т.е. не может решать интеллектуальные задачи с необходимой (среднестатистической) скоростью, то его личностная сфера (мотивационная и социальная готовность) начнут страдать вслед за интеллектуальной неуспеваемостью.

А вот тому, хочет ли ребенок учиться, чем именно мотивированы его действия, конструктивны ли эти мотивы для развития его личности, какие свойства личности формируются от новых школьных привычек, а формируются ли необходимые для будущего качества личности и т.д. кажется не таким важным, как сиюминутный результат в виде выполненного домашнего задания или хорошо написанной контрольной работы. Ну а если вдруг кто-то даже и задумается об этом, то что делать с этим чрезвычайно сложным, нелинейным в управлении чужим внутренним миром без профессиональной подготовки - все равно не знает.

Вернемся еще раз к значимости интеллектуальной и личностной сфер в развитии ребенка. Если немного абстрагироваться от одной только школы и сказать вообще - в отношении всей жизни в целом: можно ли назвать интеллектуальное развитие самым главным для человека?

Безусловно, все согласятся, что интеллект имеет огромное значение, учитывая, что является основой мыслительной деятельности, анализа и принятия решений и др. Но при этом глядя с такого «расстояния» видно, что и мыслит, и принимает решения не интеллект отдельно, а личность в целом. И скорее от этой целостной личности зависит правильность решения, а не от уровня ее интеллектуального развития. Уверена, что многим знакомы случаи, когда человек незаурядного ума имел свойство принимать глупые жизненные решения, неспособен был создать или сохранить счастливую жизнь, его поступки носили больше разрушающий, деструктивный (а не созидательный) для него и для окружающей среды характер и т.д.

С научно-психологической точки зрения, отдельно взятая интеллектуальная сфера развития человека является лишь составляющей общего развития личности, по сути - ее инструментом.

То же касается и детской школьной готовности. Если активно развивать только инструментальную - интеллектуальную - сферу, не уделяя должного внимания развитии личности, то это может гораздо более серьезно сказаться не только на готовности ребенка к школе, но и на его общем развитии в целом (в том числе - интеллектуальном).

В качестве примеров можно привести проблемы интеллектуально одаренных детей, которые при демонстрации высоких интеллектуальных достижений сталкиваются со снижением мотивации, трудностями в общении с одноклассниками, учителем, конфликтам, дезадаптацией в учебном коллективе, популярной мотивационной проблемой «Зачем мне учится? Я и так все знаю!» и др. Все эти трудности со временем могут составлять труднопреодолимые препятствия общего развития, тормозить или даже снижать развитие в том числе и интеллектуальных возможностей ребенка.

Еще менее заметными, но гораздо более значимыми психологическими проблемами интеллектуально одаренных детей являются искажения в развитии и становлении их личности, когда высокие интеллектуальные достижения при недостаточном личностном развитии формируют нежелательные черты характера и, например, такие свойства личности, как эгоцентризм и высокомерие, переоценку своих возможностей, неумение проигрывать, чрезмерно болезненное реагирование на достижение других детей в других сферах и свое второе место рядом с ними, как следствие - неадекватную самооценку, завистливость, дезадаптацию в обществе, и многое-многое другое, что осложняет жизнь и в детском, и во взрослом возрасте, приводит к неспособности выстраивать комфортные отношения с другими людьми, рабочим коллективом, будущим партнером. В итоге большие надежды на счастливую жизнь, закономерно вытекающие из больших интеллектуальных возможностей в детстве, во взрослости не только не оправдываются, но и частично становятся причиной социального неуспеха и личных страданий.

В развивающей педагогике все эти психологические закономерности взаимодействия интеллектуальной сферы с личностной выражены в принципе приоритета воспитания перед обучением. Но посмотрим на это трезво и честно - часто ли получается реализовать этот принцип в реальной жизни в современной школе?

Таким образом, размышляя о готовности ребенка к школе, необходимости его более усиленной подготовки, очень важно задуматься над тем, какая именно поддержка ребенку необходима, не повлияет ли усиление подготовки одной из сторон в ущерб остальным, сохраняется ли необходимый для развития «баланс сил», какие задачи развития в действительности надо ставить перед ребенком.

На этом пока сделаем остановку. Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Продолжение обязательно следует…

Далее рассмотрим более подробно суть личностной готовности к школе, какая именно подготовка к школе нужна современному ребенку и многое другое.

Насколько вы считаете все поднятые вопросы важными? Задумывались ли когда-то о таких вещах? Может даже сталкивались с трудностями или последствиями недооценки  каких-то аспектов?

#психология, #дети, #зимавместе

Previous post Next post
Up