Сошли снега, шумит вода. Все оживает. Когда это бывает?
Вчера с моими дошкольниками в группе и на индивидуальных занятиях мы обсудили начало весны!
Такое обсуждение можно (и даже нужно!) провести в ненавязчивой обстановке дома со своими детьми. Это полезно для развития мышления и речи, обогащения активного словаря, внимательного отношения к природе, развитие наблюдательности, умения вести диалог и внимательно слушать собеседника (особенно, если общаться сразу с двумя+ детьми).
Для этого я использовала (в творческой доработке:)) несколько опорных картинок и вопросов из замечательного «Альбома для развития речи для дошкольников» Светланы Батяевой.
Вот на что можно ориентироваться, выстраивая обсуждение.
Для начала предложите ребенку рассмотреть картинку, ничего не комментируя. Через минуту картинку закрыть и поспрашивать: запомнил ли ребенок, сколько домиков было на картинке, сколько детей, что делали дети справа на картинке, а что слева, какие деревья он заметил… Это хорошее упражнение на внимание и память. Установку на запоминание можно давать ребенку по желанию. Я не давала.
После этого можно приступить к обсуждению времени года.
Вот вопросы для обсуждения:
Когда бывает то, что нарисовано на картинке? Как называется время года? Как ты понял, что это весна? Как ты понял, что все тает? Здесь можно обсудить признаки весны, потом посчитать, сколько признаков нам подсказало, что это именно весна.
Давай найдем на картинке: ручей, ледоход, проталины, первую травку, кораблик, скворечник. Обсудить, что такое ледоход. Почему так назвали это явление. Почему лед «идет», «ходит». Обратить внимание, как интересно и понятно образовано слово. Обсудить синонимичные и связанные слова: ледоплав, ледолом, паводок, половодье.
Дальше можно спросить, видит ли ребенок птиц на картинке. Как понял, чти точки - это птицы (летят клином)? Куда и откуда летят птицы? При желании можно обсудить перелетных и неперелетных птиц своей местности.
После этого инициировать рассуждения о природе и погоде весной. Этот вопрос подведет вас к следующей картинке.
Здесь можно, глядя на рисунок, поговорить о весне в разной местности - в лесу, в городе, в деревне. Если получилось увлечься сильно, то вспомните о лесных и домашних животных, об их поведении зимой, о том, что меняется в их образе жизни с приходом весны.
С помощью следующей картинки можно поиграть в игру.
Обсудите, о чем можно сказать: бежит, трещит, плывет, поет, гремит, набухает, греет, летит, всходит. И в обратном порядке. Вы говорите: ручеек… А ребенок продолжает: …бежит.
Вот такая была идея №2, как с пользой можно провести время со своими детьми в самом начале этой весны.