omarlopez1 from
Unsplash" title="Photo by
omarlopez1 from
Unsplash" />
Photo by
omarlopez1 from
Unsplash Психологами и физиологами давно доказано, что только лишь физического ухода за младенцем, даже есть он полностью удовлетворяет основные потребности , совершенно недостаточно для полноценного развития ребенка. Психологический компонент так же важен, как и кормление для элементарного выживания и основ здоровья младенца. От него зависит не только психическое, но и физическое развитие.
Приведу отрывки из замечательной книги «Вы и младенец» Н.Н. Авдеевой и С.Ю. Мещеряковой.
Сама жизнь поставила эксперимент, который ответил на вопрос о том, что же является главным для развития младенца.
До 18 века дети в учреждениях часто умирали, а если и выживали, то оказывались тяжело умственно отсталыми. Причину высокой смертности видели в недостаточном питании, в легкости распространения инфекции вследствие плохого гигиенического ухода. Казалось, если наладить нормальный уход - правильный режим кормления, сна, пеленания, купания, то и физическое и психическое здоровье детей будет обеспечено.
Хорошее питание и уход были положены в основу организации жизни сирот в первых детских учреждениях. Детей регулярно кормили, обеспечивали медицинской помощью, следили за их чистотой и опрятностью, старались создать им максимальный покой, оберегая от яркого света и громких звуков, полагая тем самым, что для детского развития соблюдены наилучшие условия.
Однако ликвидировав санитарно-гигиеническими мерами высокую смертность, полноценного психического развития детей в учреждениях обеспечить не удалось. Дети долгое время не научались самостоятельно сидеть и стоять, ничем не интересовались, не радовались и не огорчались, и особенно тяжелых случаях отмечалось неумение сосредоточить взгляд на предмете и следить за его перемещением. Все время бодрствования малыши пребывали в состоянии полной апатии, совершая однообразные повторяющиеся движения рукой, ногой или корпусом, постоянно сосали пальцы, вплоть до образования кровавых ран. Такое состояние наиболее подробно изучено в 1940-х годах французским ученым Рене Спитцем и получило название «госпитализм», поскольку он наблюдал его в госпиталях, организованных во время войны специально для детей, потерявших матерей.
Описана практика такого рода содержания детей в одном из приютов Вены во время второй мировой войны. Дети лежали в стеклянных боксах, пока не достигали возраста 15-18 месяцев. До того времени, пока они сами не вставали на ножки, малыши не видели ничего, кроме потолка, так как по сторонам кроватки были натянуты занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Кормили их из рожка, взрослые никогда во время кормления не брали малышей на руки. В результате дети начали быстро отставать в психическом развитии от своих сверстников из семей. Пониженная сопротивляемость в отношении инфекций приводила у них, несмотря на хорошие гигиенические условия, к чистым болезням, и даже обычные детские инфекции (типа кори) нередко заканчивались летальным исходом. Ко второму году жизни большинство детей находились на грани умственной отсталости. Ученым стало ясно, что одного лишь физического ухода, хорошего питания и медицинского обслуживания недостаточно для нормального развития ребенка.
Это далеко не единственные доводы в подтверждение того, что эмоциональное общение взрослого и ребенка является жизненно необходимой для развития малыша, начиная с первых дней и месяцев его жизни. Сегодня именно непосредственно-эмоциональное общение считается в психологии ведущей деятельностью в младенческом возрасте, от которого зависит полноценное развития ребенка. Как показывают многочисленные исследования, необходимые психологические условия развития ребенка в первые месяцы жизни влияют и на его физическое состояние, здоровье в целом, и на дальнейшее развитие, как интеллектуально полноценной личности.
Обеспечение только физического комфорта для ребенка можно назвать словом уход. Включение же психологических условий развития, путем организации эмоционального общения, уже требует другого определяющего слова. Это уже скорее истинная забота.
Такое понимание развития ребенка было издавна известно нашим предкам, когда жизнь молодых родителей регламентировалась преимущественно традициями, передаваемыми от поколения к поколению. Сегодня, к сожалению, многие традиции утрачены. Но тем не менее к ним продолжают обращаться, как в обыденной жизни, так в самых разных научных исследованиях, подтверждая их уникальную эффективность.
Сегодня поговорим о народной педагогике в заботе о самых маленьких.
Такая, настоящая, забота о ребенке в первые дни, месяцы, годы его жизни запечатлена в народной мудрости, передающейся из поколения в поколение - фольклоре - в форме ласковых маминых прикосновений, ее пения, первых игр в сочетании с поэтическим словом.
Народная педагогика обязательно включает малые жанры поэтического творчества для детей: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они и составляли основу материнской педагогики, испытанной веками.
Про колыбельные я напишу отдельно. Это настолько важная тема, что хочется ей уделить больше внимания. А сегодня рассмотрим такие фольклорные жанры, которые используются во время бодрствования ребенка - это пестушки, потешки и прибаутки. Они представляют 3 возрастных уровня психологического взаимодействия с ребенком, выработанных предыдущими поколениями.
Уверена, что многим современным молодым родителям даже использование в речи этих слов может быть некомфортно, не говоря уже о том, чтоб применять такие формы взаимодействия в общении со своими детьми. Эти методы выведены из активного использования уже не первым поколением, но ни альтернативных методов, ни даже таких же эффективных и лаконичных словесных выражений, передающихся так же устойчиво, до сих пор не найдено. Поэтому из поколения в поколение родители, психологи, педагоги и даже ученые, возвращаются к еще не забытому народному опыту.
Далее использованы материалы из замечательной статьи кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, Любови Павловой о народных методах воспитания младенцев и малышей до 3 лет «
Что такое пестование? Как пестовать чад».
Все традиционные фольклорные жанры для самых маленьких незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего, являясь сильнейшим стимулом для психического развития в доступном ребенку виде. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Следует отметить, что все эти жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка и ориентированы на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес, второй год, третий год.
Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общении со взрослыми. Удивительно, что для каждого названного микропериода сохранены народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.
Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.
Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком, не только более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане, но и, с точки зрения психологии и нейропсихологии, оказать наиболее эффективное воздействие на его развитие.
Пестушки
Самым первым уровнем взаимодействия взрослого с ребенком является пестование. От слова «пестовать» - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним, другими словами - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
Пестушки включают в игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями. Нежные приговаривания в виде коротеньких стишков являются неотъемлемой часть пестования. Например, такие.
«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».
Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. - все это является не только важнейшей частью ухода и физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия, развивая познавательную и эмоциональную психические сферы.
Происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается первое игровое «обучение» малыша.
Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!
Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).
Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!
Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.
Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.
Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:
«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели …
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки,
Где были? -У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели…
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).
Затем взрослый предлагает «пойти» к Мишке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что, играя, ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Потешки
Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками.
От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.
Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет очень интересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).
Или:
Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!
Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:
«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково произносит:
«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»
Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Возможен и совсем короткий вариант:
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:
Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!
Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциональна:
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…
С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.
Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
Прибаутки
Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.
Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го и 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:
«А нашей Галеньке - в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!»
Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан», у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка - «рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
или:
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Небылицы
Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Или:
Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, воображения, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.
Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
В заключение отмечу, что очень многим современным молодым мамам чрезвычайно сложно встроить в свой образ жизни то, что не являлось частью их детства, не является также и элементом их современной жизни. Многим бабушкам также неизвестны пестушки, потешки, и прибаутки в достаточном количестве, которые они могли бы передать своим уже взрослым детям.
В таких случаях я рекомендую и бабушкам с дедушками, и молодым родителям познакомиться с этим видом народного творчества, выбрать для себя те стихи, которые вам особенно приглянутся, прорезонируют вашему внутреннему состоянию, и выучить их целенаправленно! Ведь без опыта, как говорится, впитанного с молоком матери, они не будут автоматически «выскакивать» из вас в нужные моменты! Их надо пробовать постепенно вплетать в свое взаимодействие с детьми во время каждодневного ухода за ними, совместного бодрствования, прогулок и игр. Вы заметите, как со временем обогатится ваше общение с ребенком, как живо ребенок будет реагировать на эти незамысловатые слова и как с каждым разом будет просить повторять их все больше и больше!
Хочу предложить две замечательные книги, которые содержать в себе не только большое количество стихов, но и сопровождающие массажные, игровые, физические упражнения и пояснения, как можно их использовать в общении и уходе за ребенком.
«Мамин массаж с потешками», О.Ю. Ботякова. В этой книге представлены приемы массажа с поясняющими рисунками, потешки и подсказки для мамы, упражнения и развивающие игры для детей первого года жизни.
Вот несколько примеров страниц.
А во второй книге - «Ваш малыш. Игры и упражнения», Е. Позина, Т. Давыдова - представлены не только народные, но и авторские стихи-потешки.
Ну и напоследок подборка современных потешек-прибауток от «Мамы-солнышко».
Приятных и радостных вам родительских забот!