Ответ на вопрос про обучение азбуке и счету

Apr 21, 2023 17:46


Вопрос от мамы (ребенок 3 год и 6 месяцев):

Посоветуйте вспомогательные пособия и лайфхаки для обучения ребенка азбуке и счету) Кроме книг и плакатов) так занимаемся, но усидчивости дочке не совсем хватает… может как-то игра?) Когда что-то делаем или гуляем, то считаем… ступеньки, столбы, машины, цветы. Как еще можно?) и как в повседневности изучать буквы?)





Если в дошкольном возрасте возрасте года учебной усидчивости нет, это даже хорошо. Ведь ее и не должно быть. А в раннем детстве (до 3 лет) и подавно. Бывает, конечно, у некоторых детей такой темперамент, который позволяет им дольше других выдерживать (что называется, усидчиво) обучающие занятия, особенно абстрактные, к которым относится обращение с цифрами, азбука и чтение. За это отвечает самый сложный уровень мышления, который активно развиваться начинает позже.

Это возраст больше активной игры и физического развития. До трех лет - это предметная деятельность совместно со взрослым, во время которой ребенок познает окружающий мир, функции окружающих его вещей, выработанные обществом, все это должно быть максимально обогащено сенсорным и моторным развитием.

2,5 - 3 года - начало самого важного игрового периода в жизни ребенка - в это время игра с предметами плавно переходит к сюжетно-ролевой игре, позволяющей ребенку познавать социальную сторону жизни, отношения с людьми, их профессиональную деятельность, разные роли в обществе, особенности самого общества, виды отношений между людьми и так далее.

Все без исключения психические процессы, необходимые для обучения (внимание, память, мышление, воображение и так далее), развиваются именно в игровой деятельности. Вот этому можно и нужно посвящать времени как можно больше! От качества обогащения игровой деятельности зависит качество развития на этом возрастном этапе! Здесь хочу сказать, что именно этот вопрос - как обогатить игру ребенка - намного важнее и сложнее, чем вопрос о том, как ввести элементы обучения в игру ребенка в этом возрасте.

До трех лет на первом месте у ребенка должно быть физическое (моторное и сенсорное) развитие, общение с близкими, потом включается предметная деятельность и образная игра («я - тигр!»), потом сюжетно-ролевая игра (к трем годам и дальше). И только потом - учебная деятельность. Приблизительно так и надо рассчитывать учебную (интеллектуальную) нагрузку на ребенка. А до трех лет вводить абстрактное познание - буквы, цифры максимально осторожно! Давать ровно столько, сколько ребенок просит. Лучше сделать ставку на развитие мышления в целом через предметную и игровую деятельность, а не на приобретение конкретных знаний. Но этого в вопросе не было, об этом надо рассказывать отдельно.

Что касается обучения азбуке и счету, то конкретные игры не буду описывать. Скажу главное - это должно быть все, что можно вплести в игру ребенка и в такие его занятия, как рисование, лепка, аппликации, конструирование и т.д. А также в спорт или подвижные игры. Вот во все эти виды активности, насколько хватит вашей фантазии, можно вносить элементы, связанные с азбукой, цифрами, счетом. Можно и рисовать, и лепить, и называть на слух звуки, и строить из предметов, и показывать руками и телом цифры и буквы (для тех, кто постарше)…. Но это должно быть на вторых ролях по сравнению с предметной, образной и сюжетно-ролевой игрой. И очень постепенно этот компонент (абстрактный учебный) будет расти-расти и, впоследствии к 6-7 годам должен стать доминирующим.

Здесь важно не количество, а систематичность и регулярность занятий! Лучше каждый день по 5 минут, чем редко, но подолгу. Если вы хотите каких-то конкретных результатов, то мне кажется, нужно отметить какие-то конкретные цели. Например, изучить буквы, цифры, научиться порядковому счету, научиться сложению, вычитанию на пальцах и в уме и так далее. Тогда вам будет легче понять, что именно вам надо в игру вводить. Но если таких целей нет, то в целом вы и так делаете все правильно.

Для более целенаправленных занятий есть также очень много пособий в магазинах и для распечатывания в интернете, в которых ребенок может, например, раскрасить цифры/буквы, провести дорожку из букв/цифр, выполнить элементарные математические действия, покормить птичку и т.п. позже - играть слова (составлять их, например). Это если ребенок очень мотивирован и, что тоже важно, способен выдержать такую интеллектуальную нагрузку. Но все равно с этим не надо особо торопиться. В этом возрасте лучше сделать акцент на творческие, физические и игровые занятия, которые задействуют мелкую моторику.

То, что ребенок просит почитать и научить его читать самостоятельно (как вы писали в комментариях) это просто здорово! Это свидетельствует о сильной познавательной мотивации. В таком случае можно попробовать позаниматься с ребенком и по книге. Но не переусердствовать, чтоб эту мотивацию не снизить.

Поэтому книги и пособия я все-таки назову. На мой взгляд, без них не обойтись с определенного момента, а какую книгу выбрать - это очень важный вопрос. Потому как книга книге рознь.

Для самого начала подходят самые простые детские буквари. Их сейчас очень много. Даже для очень маленьких. Мне довелось попробовать популярный и довольно неплохой букварь для 2-3 лет (есть еще тетрадь к нему) издательства clever от очень известных практикующих педагогов Узоровой и Нефедовой.





Моим детям в этом возрасте нравился. Там и начертания букв можно изучить, и их звучание, и прочтение простеньких слов. Это действительно игровое пособие. По нему нужно не столько учить, сколько играть. Можно вообще не ставить задачу чтения (детей, которым доступно чтение в этом возрасте, немного), а просто знакомится с буквами и играть. Очень хорошая там идея со звоночком для букв - ребенок «нажимает» на звоночек и слышит, как буква произносится (в вашем, а потом в своем исполнении)! В общем, вполне можно пользоваться.

Мои дети подросли, поэтому свежие пособия я не отслеживала, но уверена, что такие появляются регулярно.

Из пособия для обучения именно навыка чтения я могу порекомендовать букварь, по которому сама занималась и со своими детьми, и сейчас занимаюсь с учениками-дошкольниками. Это букварь С. Белолипецкого. В нем реализована авторская очень эффективная и доступная детям методика обучения чтения. Для нее даже не обязательно знать все буквы сразу. Они изучаются по мере освоения страничек букваря. Я обучаю по этому методу детей с нуля, то есть с момента незнания ни одной буквы! Конечно, все зависит от ребенка. Можно и в два-три года, но многим это рановато. Если у вашего ребенка будет хватать мотивации и интеллектуальных сил, то время от времени можно пробовать! Можно даже начать просто со знакомства с буквами, там очень хороший ассоциативный метод использован. Мой сын, к примеру, в 4 начал читать по этому букварю, т.е. освоил сам навык, с моей помощью мог читать слова. Но полностью самостоятельное чтение приходит не сразу, здесь должны быть развиты еще более сложные согласованные мотивационно-интеллектуальные процессы. Главное, не торопить.

Кстати у С. Белолипецкого есть такое же пособия по математике, оно подойдет  с самого начала развития математических представлений и до 6-7 лет.

Одна из самых хороших книг (для родителя) с описанием игр, развивающих математические представления и соответствующее мышление, это «Я считаю и решаю 3-4 года» Анны Белошистой. Там описаны именно игры, развивающие мышление.

А вообще, что касается математики, то мне кажется, тут обычно родителям бывает проще, чем с азбукой. Со счетом можно очень много игр придумать. А точнее, просто считать все подряд и везде, где получится, как вы и делаете. Как только ребенок освоит порядковый счет, можно переходить к составу числа и самым простым задачкам - считать сколько птичек прилетело/улетело, сколько конфет осталось; играть в игру - сколько я спрятала, если было 5 предметов и так далее (дети обычно обожают эти игры) …. Я за то, чтоб максимально активно использовать счет с помощью пальцев. Это самое лучшее пособие для изучения состава числа и счета в пределах 10. Здесь тоже все зависит от фантазии родителя.

Пособий для распечатывания тоже очень много, которые можно «подбрасывать» ребенку для «раскрашивания», например, в которые вводятся разные математические доступные ребенку задания. Если вам это интересно, то я для вас могу подобрать по возрасту такие материалы (и по математике, и по азбуке) и показать, что можно использовать в этом возрасте. Обращайтесь.

Отдельно для развития мышления могу порекомендовать пособия Л. Петерсон по математике, их сейчас активно используют в садиках и школах, но считается, что они несколько повышенной сложности. У нее есть пособия, начиная с 3 лет. Там тоже осуществлен подход, направленный в первую очередь на развитие мышления, а не на пассивное приобретение знаний.

Отдельно хочу подчеркнуть еще вот что. Одна из самых сложных задач в моей практике работы с детьми  - это даже не чтение, не счет, а развитие моторики руки и подготовка ее к письму. Сейчас с этим у многих трудности, в школе требования высокие, а условия для развития этого навыка - недостаточные. Вот этому действительно можно уделить больше внимания. Причем начинать надо не с самого письма, а с разных игр, задействующих мелкую моторику. Это игра с мелкими предметами, лепка, рисование, сложные бытовые действия в обыденной жизни. Сейчас также много раскрасок простых для самых маленьких и того, что мои дети и ученики называют обводилками - рисунков с пунктирной линией, которую нужно обводить, в том числе разные дорожки.

Я бы также порекомендовала отдельно пальчиковую нейропсихологическую гимнастику (писала о ней недавно в статье,  можете посмотреть выше, в интернете тоже много информации об этом).

Это далеко не все, что можно предложить в самых общих чертах, но дальше уже требуются более конкретные предложения и рекомендации, а для этого важно видеть ребенка.

Подытожив, хочу еще раз сказать том, о чем писала в самом начале. Известный детский психолог и советский ученый А. Запорожец говорил замечательные слова (и даже создал научную концепцию), что самое главное в дошкольном возрасте - это не опережение развития дошкольника путем обучения, а амплификация (обогащение) его психического развития, т.е. всяческое и всемерное использование потенциала возможностей ведущей деятельность возраста. В раннем детстве (от 1 года до 3) - это предметная деятельность, а у дошкольников (с 3 до 6-7 лет) это сюжетно-ролевая игра. Также очень важны такие виды деятельности как коммуникативная; изобразительная; трудовая и самообслуживание; конструирование; музыкальная деятельность; восприятие литературы и фольклора. Вот из всех этих видов активности и надо попробовать взять по максимуму все самое полезное для дальнейшего развития ребенка. Это на деле обычно оказывается даже сложнее, чем включение элементов обучения азбуке и счету в игру!

Успехов и вдохновения вам в занятиях и играх с детьми!

#10советов, психология, #всемвесна, дети

Previous post Next post
Up