Занимаясь с ребенком подготовкой к школе, я всегда выстраиваю программу работы индивидуально, согласно задачам каждого отдельного ребенка и пожеланий родителей. Кто-то только учит буквы и цифры, кто-то уже хорошо читает, кто-то имеет трудности с чем-то одним, а кто-то - со всем сразу.
Достижения в виде знания букв, цифр, умения писать, читать и считать и т.п. являются, по мнению многих, самым главным в подготовке к школе. Это, безусловно, составляет основное содержание занятий. И все же более важной задачей, на которой необходимо удерживать фокус на протяжении всей работы, является развитие не столько интеллектуальной, сколько личностной сферы, которую мы рассмотрим через понятие мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
Хотя если быть точнее, то это очень специфический, особенный для этого возраста сплав интеллектуальной и личностной сфер, где мотивация личности является движущей силой всего развития, в том числе и интеллекта.
Мотивационный компонент готовности к школе часто понимают только как выраженное позитивно окрашенное желание и стремление идти в школу. Но мотивация к школьному обучению - явление более сложное. Ребенок может загораться при мысли о школьной жизни, но родители ведь понимают, что школа не ограничивается канцелярскими принадлежностями, новым рюкзаком, новой одеждой, желанием посмотреть, что там происходит, т.е. всем тем, чем быстрее всего увлекается ребенок при мысли о новом этапе жизни.
Мотивационная готовность ребенка в первую очередь связана с качественно другой ведущей деятельностью в жизни ребенка - познавательной учебной деятельностью (гораздо более сложной по сравнению с игровой), а также, о чем не надо забывать - новой системой отношений со взрослыми и сверстниками, новыми требованиями со стороны общества и новыми обязанностями.
Мотивационная готовность ребенка к этому должна заключаться не только в желании испробовать новизну предстоящих событий и отношений, а, что гораздо важнее, - в острой потребности выйти из старой системы отношений с окружающим миром, которую ребенок перерос. В общем виде эту потребность можно сформулировать как желание перестать быть дошкольником и заниматься преимущественно дошкольными видами деятельности. Ребенку должно стать достаточно некомфортно в роли дошкольника, его потребности должны начинать выходить за рамки прежнего образа жизни, а средства их удовлетворения должны находится в образе жизни школьника. Эти потребности и лежат в основе способности преодолевать все будущие трудности, с которыми будет сталкиваться ребенок в освоении новой системы отношений с миром, развитии новых, недостающих для этого освоения качеств.
Т.е. именно определенная мотивация позволяет осваивать новую учебную деятельность, развить совершенно новые для ребенка способы интеллектуального труда без нарушения своего психоэмоционального комфорта и благополучия.
Большая часть трудностей в решении этой задачи возникает по причинам:
1. Когда ребенок еще не имеет собственных познавательных потребностей, а при насыщенной подготовке к школе часто даже «перегорает» в погоне за интеллектуальными и социальными достижениями (в умениях читать, считать и т.п. и постоянной демонстрации этих умений другим для проверки) еще до школы, решая искусственно поставленные задачи, без естественного подкрепления его собственными потребностями.
2. Когда ребенок использует способы деятельности и цели, не свойственные своему своей природе. Т.е. пытается решить не только не те задачи, но и не так, как ему наиболее свойственно.
Из рубрики «А вы знаете, что..?».
Согласно исследованиям ленинградских ученых-психологов, дети, посещавшие кружки по подготовке к школе, имеют более выраженный (на 25% больше) негативный эмоциональный настрой в отношении к школе, по сравнению с детьми, не посещавшими такие кружки. Вот тот самый случай, когда ребенок «выгорел на работе» еще до начала этой работы, а только в подготовке к ней. Такое как раз и происходит от искажения развития ребенка в сторону только интеллектуальной (формирование знаний и умений) и социальной (в первую очередь в смысле приучения к школьной дисциплине) готовности к школе в ущерб мотивационной.
Поэтому для решения задачи качественной подготовки к школе очень важно:
· помочь ребенку сформировать (если еще не сформирована) и развить способность к самомотивированной познавательной деятельности, т.е. простыми словами - открыть в ребенке потребность учиться, запустить стремление к этому и научить удовлетворять эту потребность в учебной деятельности с помощью нового для него типа мышления (теоретического), который еще только предстоит развить в учебной деятельности.
· создавать условия для развития индивидуального стиля деятельности ребенка, помогающего использовать в учебе свои сильные стороны.
Таким образом, содержательных задач в подготовке к школе с психологической точки зрения можно выделить 3.
Запуск необходимой потребностно-мотивационной сферы, основанной на потребности в познании, является первой задачей.
Вторая задача, не менее сложная, заключается в развитии необходимых средств к удовлетворению этой потребности. Самым главным средством является особый тип мышления, ранее ребенком не востребованный и поэтому не развитый.
И третья задача - это индивидуализация процесса обучения, т.е. обретение ребенком способности в процессе учебы учитывать свои сильные и слабые стороны и на основе этого понимания создать свой индивидуальный стиль деятельности, который в будущем позволит ему учиться самостоятельно и с комфортом.
Стоит ли говорить, что такое разделение достаточно условное, и в действительности эти три задачи решаются одновременно, еще с в процессе решения формальных педагогических задач, начиная с базовых умений письма, счета и чтения, заканчивая способностью к произвольному социальному поведению в условиях школьных требований?
Вот это и есть то самое важное в работе психолога и педагога по подготовке ребенка к школе и сопровождении его на дальнейшем пути.
В следующий раз хочу рассказать о необходимом для эффективной учебной деятельности (да и для дальнейшей жизни в целом) типе мышления и с чем связано его развитие.